Просмотр содержимого документа
«Особенности развития танцевальных движений у детей среднего дошкольного возраста»
МБОУДО ДЕТСКО ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
г.СЕВЕРОДВИНСК
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Маслобородова М.Л.
Педагог дополнительного образования
2016г.
Музыкальное воспитание средствами движения в детском саду осуществляется в доступных и интересных для детей дошкольного возраста формах: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов (1,С122 ).
В работе с дошкольниками по ознакомлению с танцевальным искусством используется несколько терминов – «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментов» в ритмике, а движение – средством ее усвоения.(2,С.120 )
О.П.Радынова указывает на то, что в мировой практике музыкального воспитания используется термин «ритмика», поэтому, на ее взгляд, возможно и целесообразно признать его и в дошкольном хореографическом воспитании (3.,С105 )
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержании музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. (3.С. 105 )
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания, в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникшее в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Э.Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. (4.С.10 )
Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э.Жак-Долькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам. Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений.(4.С.11 )
Исследователи отмечают, что цель ритмики состоит в углублении дифференциации восприятия музыки (выделения средств выразительности, формы), ее образов и формирования на этой основе навыков выразительного движения. (5.С.114 )
Задачи ритмики:
-учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
-развивать основы музыкальной культуры;
-развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
-учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнения), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка);
-формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных движений, танцевальных и сюжетно-образных движений.( 4.С15)
Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание-подскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения) ( 6.С.5 )
В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т.д.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1) музыкально-ритмические упражнения;
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные ритмы.
Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. В дальнейшем эти движения включают в игры, пляски, и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей.
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. Этот тип упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму; месте с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.
Следующий вид ритмики – танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.
К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений.
К свободным танцам относятся те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.
Музыкальная игра (третий вид ритмики), как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения) (4.С.13)
В научной литературе подчеркивается особая роль подбора музыкального репертуара для занятий с дошкольниками. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.
В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений.
Так в 20 – 40 г.г., когда «далькрозовская» школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К.М. Вебер, И.Штраус, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбах и других), а также аранжировки и импровизации самих педагогов.
В 50-60 г.г., когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания в детском саду (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман и других), возникает новая тенденция к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение. (3.С110)
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»)»
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
Рассмотрим особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
О.П.Родынова приводит в своих исследованиях подробное описание этапов развития музыкально-ритмических навыков дошкольников. Проведя анализ ее исследований, мы выделили особенности развития этих навыков у детей среднего дошкольного возраста и занесли их в таблицу. (3.С.109)
Развитие музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей
среднего дошкольного возраста
Характер музыки, средства выразительности, движения
Средняя группа
Общий характер музыки, регистровые изменения
Передают различные по характеру музыкальные образы.
Двигаются в соответствии с бодрым, энергичным, спокойным характером музыки
Динамические
Оттенки
Передают в движениях динамические оттенки (тихо-громко)
Темповые изменения
Меняют характер и направление движений с изменением темпа
Форма музыкального произведения
Меняют движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами;
Точно останавливаются с окончанием пьесы.
Физкультура: основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-подскоки)
Ритмично ходят, легко бегают, подвижно и ритмично скачут; выполняют плавные приседания и легкие подскоки.
Общеразвивающие упражнения
строевые упражнения
Выполняют энергичные и плавные движения с предметами и без предметов
Двигаются парами легко и свободно,
умеют находит пару
Танец
Точно выставляют ногу на пятку, притопывают одной ногой; исполняют элементы движений по показу взрослого.
Сюжетно-образные движения
Инсценируют тексты песен, передавая музыкальные образы: котята, барабанщики и т.д.
Как видно из таблицы, дети среднего возраста могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики. Сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь каким-либо характерным движением выразить его. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Приведем объем музыкально-ритмических навыков и умений, которые должны быть усвоены детьми 5 лет, предложенный Н.А Ветлугиной: двигаться в соответствии с характером музыки: динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий), двигаться в умеренном и быстром темпах; начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой; самостоятельно менять движение в соответствии с двухчастной формой; ходить под музыку спокойно, бодро; бегать легко; подпрыгивать с небольшим продвижением вперед; двигаться прямым галопом, выполнять движения с флажками, платочками (вверх, в строну в право, в строну влево, вниз); легко пружинить ноги, слегка приседая; уметь из круга разойтись в разных направлениях и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах; выполнять плясовые движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши по коленям, вращать кистями рук, кружиться по одному, парами (шагом, мягким бегом); исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений; стараться передавать характерные черты музыкально-игровых образов. (2. С.25 )
Можно также отметить, что в практике работы с детьми дошкольного возраста используются несколько программ направленных на развитие музыкально-ритмических движений: «Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников» Н.А.Ветлугиной; «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.; «Танцевальная мозаика» Программа хореографического обучения дошкольников С.Л. Слуцкой, «Основы хореографии для детей 3-6 лет в группах развивающего обучения» И.Г.Калиниченко.
Авторы этих программ подчеркивают, что развитие музыкально-ритмических движений, обучение элементам хореографии в дошкольном учреждении дает возможность прививать ребенку с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта. К тому же занятия хореографией соответствуют физиологической потребности ребенка в движении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дошкольная педагогика. Учеб, пособие для учащихся пед. училищ /
В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. и доб. – М.: Просвещение, 1986. – С.122
2.Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед.учидищ / Н.А. Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1982. –С.120 – 138.
3.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебн.для студ.высш. и сред. пед. учебн. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили – М.: Издательский центр «Академия», 200. –С.105.
4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – 2-е изд., испр. и доб. – СПб.: ЛОИРО, 2000.-С. 10 – 40.
5.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебн. пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1983. – С.114 – 116.
6.Ерохина О.В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка».- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – С.3,7
7. Методика музыкального воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студентов пед.учебн. заведений; Под ред. Попова, Добровольской, Халабузарь. – М.: Просвещение, 1996.- С.45.