Художественная гимнастика в детском саду
Модель физической культуры личности
1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры;
2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.;
3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться;
4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз;
5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха);
6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Музыкально-ритмическое обучение
Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
- точно и правильно воспроизводить характер музыки, размер такта;
- воспроизводить посредством движения изменение темпа, ритма и динамики музыкального произведения.
Разнообразные формы музыкально-ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные или соревновательные), музыкально-двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом заключается актуальность данной программы.
Цели и задачи
Цели:
– содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики;
– создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре;
– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений.
Задачи:
обучающие:
– обучать основам художественной гимнастики;
– помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;
воспитывающие:
– стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
– сформировать жизненно важные гигиенические навыки;
развивающие:
– способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;
– развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность;
– содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
– формировать эстетические навыки.
Перспективный план
(средний дошкольный возраст)
Месяц
№ занятия
Тема
Содержание
Методические рекомендации
Формы проведения:
№ 1-2
Введение
История развития художественной гимнастики. Правила поведения в спортзале
Необходимо осветить такие вопросы: для чего нужен спорт в раннем детстве (обратить внимание на значение физических упражнений для правильного развития); объяснить элементарные правила художественной гимнастики
беседа, рассказ
№ 3
Гигиенические основы занятий
– одежда и обувь для занятий;
№ 4-5
№ 6-7
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– построение;
– выравнивание;
– ходьба на месте и в движении;
При выполнении строевых упражнений необходимо добиваться строгого соблюдения интервалов и дистанций. При передвижении по залу используются маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения.
Повторяется ранее усвоенный материал
– переход с шага на бег и обратно
№ 8-9
№ 10-12
Общеразвивающие упражнения:
– для рук и плечевого пояса;
– для туловища:
Дозировка зависит от степени подготовки и индивидуальной выносливости. Предложить выполнение упражнений под счет или музыку; вносить творческие задания, предлагая что-то изменить, выполнить упражнения по-другому (одному ученику или группе)
– для развития быстроты, ловкости, общей выносливости
№ 13-14
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
1. Базовые упражнения:
– элементарные позы
Упражнения следует выполнять с чередованием мышечного напряжения и расслабления, в разном темпе и ритме
№ 15-16
№ 17-18
2. Специальные упражнения:
упражнения в
равновесии:
Можно включить соревновательный элемент: «А кто сможет сделать без ошибки?»
– стойка на носках;
– равновесие;
№ 19-20
Прыжковые упражнения
– со сменой ног (спереди, сзади)
При разучивании подскоков и прыжков важно эффективно использовать пружинящие движения ног.
№ 21
№ 22
№ 23-24
Танцевальные упражнения
– мягкий шаг;
Так как эти движения несложны, целесообразно использовать целостный метод обучения. Для повышения интереса использовать сюжетные упражнения: «Кто ходит так тихо?», «Кто так высоко поднимает ноги?»
– высокий шаг;
– приставной шаг
-Закрепление танцевальных упражнений
№ 25-26
№ 27-28
№ 29-30
Акробатика
– «мост» из положения лежа;
В ходе обучения исходить из возрастных особенностей и физической подготовленности детей. Использовать наглядные пособия и показ. Прибегать к образным сравнениям, активизирующим подражательные способности детей
– «мост» из положения стоя с поддержкой;
– «корзиночка»;
№ 31
№ 32
№ 33
Упражнения со скакалкой
– Качания и махи скакалкой;
Ввиду высокой интенсивности упражнений их требуется тщательно дозировать
– прыжок вперед;
– прыжок назад;
№ 34-35
Упражнения с мячом
– бросок и ловля двумя руками;
– бросок с отбивом о стену;
– бросок одной рукой и ловля двумя;
– отбивы о пол;
Упражнения с мячом могут выполняться в парах, в группах и индивидуально.
Диаметр мяча – 12 см
№ 36
Музыкально-ритмическая подготовка
Понятия:
– музыкальный такт;
– музыкальный темп;
Формы музыкально-ритмического обучения:
Можно включать различные задания: воспроизводить звуки хлопками, топаньем
– воспроизведение характера музыки посредством движений;
Перспективный план
(старший дошкольный возраст)
Месяц
№ занятия
Тема
Содержание
Методические рекомендации
Формы проведения:
№ 1-2
Введение
История развития художественной гимнастики. Правила поведения в спортзале
Необходимо осветить такие вопросы: для чего нужен спорт в раннем детстве (обратить внимание на значение физических упражнений для правильного развития); объяснить элементарные правила художественной гимнастики
беседа
№ 3
№ 4
Гигиенические основы занятий
– одежда и обувь для занятий;
беседа, рассказ
– утренняя гимнастика
№ 5
№ 6-7
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– построение;
– выравнивание;
– ходьба на месте и в движении;
При выполнении строевых упражнений необходимо добиваться строгого соблюдения интервалов и дистанций. При передвижении по залу используются маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения.
Повторяется ранее усвоенный материал
– переход с шага на бег и обратно
№ 8-9
№ 10
Общеразвивающие упражнения:
– для рук и плечевого пояса;
– для туловища:
– для ног;
Дозировка зависит от степени подготовки и индивидуальной выносливости.
Предложить выполнение упражнений под счет или музыку; вносить творческие задания, предлагая что-то изменить, выполнить упражнения по-другому (одному ученику или группе)
– для развития быстроты, ловкости, общей выносливости
№ 11
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
1. Базовые упражнения:
– элементарные позы
Упражнения следует выполнять с чередованием мышечного напряжения и расслабления, в разном темпе и ритме
№ 12 13
2. Специальные упражнения:
а) упражнения в равновесии:
– стойка на носках;
– равновесие;
Можно включить соревновательный элемент: «А кто сможет сделать без ошибки?»
№ 14-15
№ 16
Прыжковые упражнения
– Выпрямившись;
– прогнувшись;
При разучивании подскоков и прыжков важно эффективно использовать пружинящие движения ног. Обратить внимание на приземление с пальцев на пятки, полуприсед и выпрямление. В полете стремиться достичь предельной амплитуды
– со сменой ног (спереди, сзади)
№ 17
№ 18
Танцевальные
упражнения
– мягкий шаг;
Так как эти движения несложны,
– высокий шаг;
№ 19
– приставной шаг
целесообразно использовать целостный метод обучения. Для повышения интереса использовать сюжетные упражнения: «Кто ходит так тихо?», «Кто так высоко поднимает ноги?»
№ 20
Закрепление № 17,
№ 18, № 19
№ 21-22
№ 23-24
Акробатика
– Стойка на лопатках;
В ходе обучения исходить из возрастных особенностей и физической подготовленности детей. Использовать наглядные пособия и показ. Прибегать к образным сравнениям, активизирующим подражательные способности детей
– «мост» из положения лежа;
№ 25-26
№ 27-28
– «мост» из положения стоя с
поддержкой;
– «корзиночка»;
№ 29
№ 30
№ 31
Упражнения со скакалкой
– Качания и махи скакалкой;
Ввиду высокой интенсивности упражнений их требуется тщательно дозировать
– прыжок вперед;
– прыжок назад;
№32
№ 33
Упражнения с мячом
– бросок и ловля двумя руками;
– бросок с отбивом о стену;
Упражнения с мячом могут выполняться в парах, в группах и индивидуально.
Диаметр мяча – 12 см
– бросок одной рукой и ловля двумя;
– отбивы о пол;
№ 34
№35
№ 36
Музыкально-ритмическая подготовка
Понятия:– музыкальный ритм;
– музыкальный такт;
– музыкальный темп;
Формы музыкально-ритмического обучения:
музыкальные игры (сюжетные и соревновательные) для развития чувства ритма. Можно включать различные
– воспроизведение характера музыки посредством движений;
– музыкальные игры
задания: воспроизводить звуки хлопками, топаньем