kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы экономической теории

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 100701 «Коммерция (в торговле)»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по 100701 «Коммерция (в торговле)»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использоват  источники экономической информации,  различать  основные  учения,  школы, концепции и направления экономической науки;

-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия   различных    факторов    на   основе экономических моделей;

-анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

-разбираться в основных принципах ценообразования;

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения  с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразовании, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков   производственных ресурсов;

-роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

-задачи         и       способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

-закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 67 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часа

В том числе практических занятий 20;

 самостоятельной работы обучающегося  22 часов.

Просмотр содержимого документа
«Основы экономической теории »

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)



Утверждаю:

Директор ЧПОУ «ПТЭИТ»

____________ И.С.Шульгина

«____»______________2014г










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»



для студентов специальности 100701 «Коммерция (в торговле)»


















Пятигорск, 2014

Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (ЧПОУ «ПТЭИТ»)







Разработчик: Кирсанова Н.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»









Р

СОГЛАСОВАН

на заседании УМС

пр. № 1 от 01.09.2014 г.



____________ Т.А. Калугина

«01» сентября 2014 г.

АССМОТРЕН

предметной цикловой комиссией

_по экономическим и юридическим дисциплинам


протокол № 1от _______________2014г.

председатель ПЦК

_________________ Туниянц К.Ю.







Рецензенты:



Чернышенко А.И. – преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»



Гусельщикова Н.Б. – к.э.н., доцент кафедры финансов и учета НОУ ВПО ИНЭУ






СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………..3

2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………….…5

3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………….…13

4. Контроль и оценка результатов освоения программы……………....14


5. Контрольно-оценочные средства……………………………………….…16









































I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории


1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 100701 «Коммерция (в торговле)»


Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по 100701 «Коммерция (в торговле)»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использоват источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

-анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

-разбираться в основных принципах ценообразования;

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразовании, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

-роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

-задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

-закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 67 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часа

В том числе практических занятий 20;

самостоятельной работы обучающегося 22 часов.































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

67

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета













2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экономику. Экономическая теория как наука.





Тема 1.1.Основные направления развития экономической теории

Содержание учебного материала:

теории Древнего мира, меркантилизм, физиократы, классическая школа (А.Смит -товарное хозяйство, теория трудовой стоимости; Д.Рикардо – идеология свободного предпринимательства), марксистская школа.

Современные школы и направления экономической теории. Теория предельной полезности, теория цены, совершенной конкуренции, монополии, макроэкономическая теория Дж. Хейнса, монетаризм М.Фридмен, П.Самуэльсон, экономическая мысль России ХХ в. А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев: Учениие о «Больших циклах конъюнктуры»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по истории экономических учений.


2


Тема 1.1. Сущность экономики.

Содержание учебного материала

Экономика как система жизнеобеспечения общества. Субъекты, объекты и ресурсы экономики. Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости.

2





1; 2

Практическая работа:

Решение задач на тему «Альтернативная стоимость»

2


Тема 1.2. Общественное производство.

Содержание учебного материала

Основные факторы общественного производства. Стадии движения общественного продукта. Воспроизводство. Отраслевая структура. Объем производства.

4




1; 2

Самостоятельная работа обучающихся: Конспекты по темам.


1


Тема 1.3. Экономическая система. Отношения собственности


Содержание учебного материала

Отношения собственности – основа экономической системы. Содержание собственности. Два типа экономических связей в обществе. Виды экономических систем. Две сферы экономической системы – микроэкономика и макроэкономика. Многообразие форм собственности в России.

4





1; 2

Самостоятельная работа обучающихся : Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1


Тема 1.4. Эволюция общественного производства

Содержание учебного материала

Натуральное и товарное производство. Условия появления товарного производства. Две формы товарного производства. Капитал.

2


2

Тема 1.5. Товар и его свойства

Содержание учебного материала

Товар. Свойства товара – единство и противоречие свойств. Двойственный характер труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.


1


Тема 1.6. Деньги и их функции.


Содержание учебного материала

Исторические условия возникновения денег. Существо денег. Функции денег. Структура денежной массы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся : Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.


1


Тема 1.7. Труд и экономика.


Содержание учебного материала

Понятия: труд, рабочая сила, трудовые ресурсы. Виды, количество и качество труда. Эффективность использования рабочей силы – производительность труда. Повышение производительности труда – необходимость и основные условия. Интенсивность труда.

4

2

Практическая работа: Решение задач

2


Самостоятельная работа обучающихся: Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.

1



Контрольная работа к разделу 1.

1

Раздел 2. Законы рынка.




Тема 2.1. Функции рынка. Закон стоимости.


Содержание учебного материала

Функции рынка. Основной закон товарного производства. Последствия нарушения закона стоимости. Закон убывающей предельной полезности.

2

2

Самостоятельная работа : обучающихся Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

1


Тема 2.3. Закон денежного обращения. Инфляция.


Содержание учебного материала

Денежное обращение. Уравнение И.Фишера. Последствия нарушения закона денежного обращения. Основные причины инфляционного процесса. Инфляция и участники рыночных отношений. Виды инфляции.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

Конспекты по темам. Решение задач.

2


Тема 2.4. Законы спроса и предложения


Содержание учебного материала

Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.

Закон спроса и характер его действия. Закон предложения и характер его действия. Влияние неценовых факторов на изменения спроса и предложения.

4





2

Практическая работа: Решение задач, построение графиков.

2


Самостоятельная работа обучающихся : Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

Конспекты по темам. Решение задач.


1

Тема 2.5. Рыночное равновесие. Эластичность спроса.

Содержание учебного материала

Рыночное равновесие и равновесная цена. Эластичность спроса (предложения) по цене и по доходу. Основные функции и виды цены. Основные типы рынка и ценовая политика продавца.

4



2

Практическая работа: Решение задач, построение графиков.

2


Самостоятельная работа обучающихся : Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

Конспекты по темам. Решение задач.

1


Тема 2.6. Закон конкуренции. Монополия.


Содержание учебного материала

Существо экономической свободы. Объективные условия конкуренции. Основные формы конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Основные виды конкуренции. Монополия. Формы монополий. Условия и последствия возникновения монополий. Антимонопольная политика государства.

2





2

Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

1


Тема 2.7. Закон убывающей предельной отдачи.

Содержание учебного материала

Издержки производства. Действие закона убывающей предельной отдачи. Динамика издержек.

2

2

Практическая работа: Расчет динамики издержек, решение задач.

2


Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций.

1

Раздел 3. Структура рынка


15


Тема 3.1. Товарный и денежный рынок. Их взаимосвязь

Содержание учебного материала

Общая структура рынка. Структура товарного рынка. Структура денежного рынка. Равновесие товарного и денежного рынков.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление плакатов и разработка пояснений к ним.

Конспекты по темам.


2


Тема 3.2. Инвестиционный рынок


Содержание учебного материала

Инвестиции. Основные формы инвестиций. Спрос и предложение на рынке инвестиций.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся : Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций.

1


Тема 3.3. Рынок недвижимости и земли


Содержание учебного материала

Недвижимость. Особенности рынка недвижимости и земли. Цена земли.

2


2; 3

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме «Особенности рынка недвижимости и земли региона»

2


Тема 3.4. Рынок ценных бумаг

Содержание учебного материала

Ценные бумаги. Характеристика рынка ценных бумаг. Выгодность приобретения ценных бумаг. Экономическое значение обращения ценных бумаг.

4

2

Практическая работа: Решение задач.

2


Самостоятельная работа обучающихся: Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1

Тема 3.5. Рынок труда


Содержание учебного материала

Понятие рынка труда . Спрос и предложение на рынке труда. Цена труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1


Контрольная работа к разделам 2-3.

1


Раздел 4. Макроэкономика.





Тема 4.1. Инфраструктура рынка. Налоговая и бюджетная система.


Содержание учебного материала

Понятие макроэкономики. Понятие инфраструктуры рынка. Налоговая политика государства. Налоговая система. Принципы, цели и виды налогов. Бюджет. Бюджетная система. Группы и определение состояния бюджетной системы. Федеральный бюджет. Взаимосвязь Бюджетной и налоговой системы.

4

2; 3

Самостоятельная работа обучающихся :

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

2


Тема 4.2. Финансовая, банковская, кредитная система.

Содержание учебного материала

Финансы и их функции. Состав финансовой системы. Кредит. Принципы и формы кредита. Главная функция кредита. Кредитный риск. Банк. Банковская система. Основные функции центрального банка. Типы кредитно-денежной политики. Виды банков. Операции банков. Устойчивость банка.

2

2; 3

Практическая работа: Решение задач

2


Самостоятельная работа обучающихся :

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

4

Тема 4.3. Биржевая система.

Содержание учебного материала

Биржа. Биржевая система. Виды бирж. Основные положения функционирования биржи. Основные виды биржевых сделок.

2

2; 3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

2


Тема 4.4. Валютная система.

Содержание учебного материала

Валюта. Характеристика валютной системы: виды валют, валютные ценности, валютные операции, валютные кредиты. Валютный курс. Экспорт, импорт. Конвертируемость валюты.

2

2

Тема 4.5. Макроэкономические регуляторы.


Содержание учебного материала

Национальный рынок. Национальное богатство и его состав: национальный доход, Валовый национальный продукт, совокупный общественный продукт. Цикличность экономического развития. Экономический рост. Занятость и безработица.

2

2

Практическая работа: Решение задач

2


Тема 4.6. Роль и функции государства в рыночной экономике

Содержание учебного материала

Функции и формы регулирования рынка государством. Социальная экономика и доходы. Социальная политика. Уровень жизни.

2


2

Практическая работа: Решение задач

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

4

Тема 4.7. Актуальные проблемы мировой экономики.

Содержание учебного материала

Мировой рынок. Международное разделение труда. Мировые экономические отношения: внешняя торговля, движение капиталов , обмен в области науки, валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, совместные предприятия.

2


2; 3

Самостоятельная работа обучающихся :

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.


2



Семинар «Структура и инфраструктура рынка»

2

3


Всего

67


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Основы экономической теории».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методического материала: тестового материала, аутотренинга, ситуационных задач, практических упражнений.

- раздаточный материал.


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники: 1. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник для колледжей - 3-е изд.,доп. и перераб. СПО – М.: Феникс, 2009. - 352 с.

2. Слагода В.Г., Экономическая теория: учебник СПО –М.: ФОРУМ, 2010. –. 368с.


Дополнительные источники:

1. Еремина Е.И., Щукина А.Я. Практикум по экономической теории: Учеб. пособие для СПО- М.:Академия, 2009. – 224с.

2. Куликов Л.М., Основы экономической теории: учебник СПО – М.: ЮРАЙТ ИД ЮРАЙТ, 2011. –455с.

3. Липсиц И.В., Экономика: учебник – М.: КНОРУС, 2011 – 312с.

4. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е., Экономика: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2011 – 375с.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.

2.

Умения:


-оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-разбираться в основных принципах ценообразования;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

Знания:


-предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-рыночные механизмы спроса и предложения на
микроуровне, сущность и значение ценообразования,
методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию
поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

-закономерности и модели функционирования мировой экономики, взаимосвязи национальных экономик

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля



ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

5.1.1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Предметом оценки освоения учебной дисциплины (УД) являются умения и знания. Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов:

Таблица 1 – Формы и методы контроля и оценки дидактических единиц

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Наименование оценочного средства

Уметь:

оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

Тестирование, устный опрос, экономические диктанты

Тестовые задания,

экономические диктанты по ходу изучения категорий и терминологии

использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

Тестирование, проверка самостоятельной работы

Тестовые задания по степени освоения материала в процессе изучения дисциплины

строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

Наблюдение и оценка выполнения практической работы, оценка заполненных таблиц, оценка самостоятельной работы, устный опрос.

Оценка самостоятельной работы.

Практическая работа по темам: 1.3 Рынок как форма организации товарного производства. 2.1 Основы теории спроса и предложения; 2.2 Теория потребительского поведения; 2.3 Теория производства и предельного продукта. Издержки и прибыль фирмы.

Задания для самостоятельной работы, тесты, вопросы для устного опроса, карточки, задачи, таблицы.

анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

Выполнение докладов и сообщений. Оценка и наблюдение в течение практической работы. Оценка самостоятельной работы.

Практическая работа по темам: 2.5 ценообразование на рынке ресурсов; 3.9 Макроэконом. динамика: эк. рост и развитие 3.1 Национальная экономика: цели и результат; 3.2 макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Карточки с ситуационными задачами, задания для сам. работы, вопросы для устного опроса.

Распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять

Выполнение докладов и сообщений. Оценка и наблюдение в течение практической работы.

Практическая работа по теме 3.3 Потребление, сбережение и инвестиции. 3.4 государственное регулирование

Инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

Оценка самостоятельной работы.

экономики; 3.5 Денежно-кредитная система и ден-кред. Регулирование; 3.5 Финансовая система и бюд-налоговое регулирование; 3.7 Инфляция и антиинфляцион. регулирование Индивидуальное задание по устному сообщению, задания по самостоятельной работе, вопросы для устного опроса по темам. Сообщения и доклады

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

Оценка выполнения самостоятельной работы, докладов и сообщений. Оценка и наблюдение в процессе практической работы

Практическая работа по теме 4.3 Международная валютная система.

Индивидуальное задание по устному сообщению и докладам, а также работа с первоисточниками по статистике и мониторингу экономики РФ.

Знать:

генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

Тестирование, эк. диктант

Тестовые задания, вопросы по эк.диктанту по темам: 1.1; 1.2; 1.3.

ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

Тестирование, устный опрос

Вопросы по устному опросу. Тестовые задания по темам: 2.2; 2.3

рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

Тестирование, устный опрос.

Оценка выполнения практических и самостоятельных работ

Вопросы по устному опросу. Тестовые задания по темам: 2.1; 2.4; 2.5

роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

Тестирование, устный опрос. Оценка выполнения практических и самостоятельных работ

Вопросы по устному опросу. Тестовые задания по темам: 3.1;3.2; 3.3; 3.9.

задачи и способы осуществления

макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

Тестирование, устный опрос. Оценка выполнения практических и самостоятельных работ

Вопросы по устному опросу. Тестовые задания по темам: 3.4; 3.5;3.5; 3.7.

закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства

Тестирование и устный опрос. Оценка выполнения практических и самостоятельных работ

Вопросы по устному опросу. Тестовые задания по темам: 3.8; 4.1; 4.2; 4.3.

Оценка освоения УД предусматривает использование пятибалльной системы оценки.

5.1.2 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Таблица 2 - Запланированные формы промежуточной аттестации

семестра

Формы промежуточной аттестации

Форма проведения

3

Экзамен

Устный экзамен по билетам

5.1.3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКЗАМЕНА Процедура экзамена устанавливает уровень сформированности следующих умений и усвоения следующих знаний.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

    • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

    • использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

  • строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели; распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;

    • применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и функции экономической теории; общие положения экономической теории; основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

  • построение экономических моделей;

  • характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы; основы формирования государственного бюджета;

  • рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

  • понятия мировой рынок и международная торговля; основные направления экономической реформы в России

Количество заданий для студента: 2 теоретических вопроса

Время выполнения каждого задания и максимальное время на экзамен:

Задание № 1 _15_ мин./час.

Задание № 2 __15 мин./час.

Всего на экзамен __30__мин./час.

Условия выполнения заданий

Помещение: 105 аудитория

Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности

Перечень справочной и нормативной литературы для использования на экзамене не допускается.

5.1.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ЭКЗАМЕНЕ

Таблица 4 – Критерии оценки на экзамене

Оценка

Показатели

Отлично

Студент умеет увязывать теорию с практикой , владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, обосновывает свои суждения и даёт правильные ответы на вопросы преподавателя

Хорошо

Студент умеет увязывать теорию с практикой, владеет понятийным аппаратом, полно и глубоко овладел материалом по заданной теме, но содержание ответов имеют некоторые неточности и требуют уточнения и комментария со стороны преподавателя

Удовлетворительно

Студент знает и понимает материал по заданной теме, но изложение неполное, непоследовательное, допускаются неточности в определении понятий, студент не может обосновать свои ответы на уточняющие вопросы преподавателя

Неудовлетворительно

Студент допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Делает ошибки в ответах на уточняющие вопросы преподавателя



5.2 КОМПЛЕКТ «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

ТЕСТЫ

(Микроэкономика)

  1. Рыночная инфраструктура включает в себя три основных элемента:

а) рынок товаров и услуг, рынок золота, рынок ценных бумаг;

б) рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок государственных ценных бумаг;

в) рынок товаров и услуг, рынок нефти, финансовый рынок;

г) рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

  1. Верно ли утверждение, что субъекты рыночных отношений в основном принимают решение самостоятельно?

а) да; г) это зависит от того, какой вид ресурсов используется в производстве.

б) да, но только при условии отсутствия ограниченности ресурсов; в) нет;

3. К какому фактору производства следует относить станок, используемый в производстве?

а) к земле;

б) к машинам;

в) к капиталу;

г) ни к какому.

4. К основным факторам производства можно отнести:

а) труд, капитал, деньги; в) золото, нефть, зерно;

б) капитал, труд, землю; г) облигации, акции, депозитные сертификаты.

  1. Верно ли утверждение, что в рыночных условиях достигается эффективное распределение ресурсов?

а) да; в) это касается только капитала;

б) нет; г) рынок теоретически не оказывает воздействия на распределение ресурсов.

6.Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования. Справедливо ли данное утверждение?

а) да; б) нет;

в) это определяется степенью конкуренции на рынке таких услуг;

г) на данный вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Основными преимуществами рыночного механизма считают:

а) эффективное распределение ресурсов;

б) оптимальное использование результатов НТР;

в) высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

г) обеспечение права на труд и доход;

д) верны ответы а), б), в).

8.Ограниченность рыночного механизма проявляется в том, что он:

а) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

б) не обеспечивает свободу выбора потребителей и предпринимателей;

в) не способствует эффективному распределению ресурсов;

г) не гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей.

9.Основными экономическими субъектами являются:

а) предприниматели, наемные работники, менеджеры;

б) государство, фирмы, домохозяйства;

в) домохозяйства, фирмы, наемные работники.

10.Верно ли утверждение, что теоретически домохозяйство должно стремиться к максимизации полезности получаемых благ?

а) это зависит от состава домохозяйства; б) да;

в) цель домохозяйства – минимизации потерь в производстве;

г) домохозяйство не потребляет, а производит блага.

11.Может ли фирма принимать экономическое решение самостоятельно?

а) нет в) фирма не является самостоятельным субъектом экономических отношений и не принимает решений;

б) да; г) это определяется отраслью, где действует фирма.

12.Верно ли утверждение, что кривая производительных возможностей не иллюстрирует ограниченность ресурсов?

а) да;

б) нет, так как данная кривая показывает ограниченность ресурсов;

в) нет, так как эта кривая свидетельствует о потребностях домохозяйств.

13.Конфигурация кривой производительных возможностей определяется изменением издержек упущенной возможности. Верно ли это утверждение?

а) да; в) это зависит от вида ресурсов, используемых в производстве;

б) нет; г) издержки упущенной возможности не влияют на форму данной кривой.



Рис. 1. Кривая производственных возможностей.

14. Как изменится вид кривой РРС, если в производстве товара Х и товара Y произойдут серьезные положительные технологические сдвиги?

а) кривая сместится влево; в) кривая станет более крутой;

г) кривая станет менее крутой. б) кривая сместится вправо;

15.Экономика функционирует с максимально возможной эффективностью используемых ресурсов. Можно ли при этом переместиться из точки С в точку D (рис 1) за счет простого перераспределения ресурсов между производством Х и Y?

а) нельзя, так как это означает увеличение издержек упущенной возможности в производстве и Х, и Y, что противоречит теории;

б) можно, но только если расширение производства Y не связано с увеличением издержек на выпуск дополнительных единиц Y;

в) можно, если Х и Y не относятся к товарам, предназначенным для удовлетворения биологических потребностей человека;

г) можно, и такое перемещение происходит всегда при распределении ресурсов.

16. Состояние выпуска товаров описывает точка D (рис. 1). Если трудовые ресурсы будут использоваться не в полной мере, то есть возникает безработица, то этому случаю станет соответствовать точка:

а) С;

б) Е;

в) Z;

г) К.

17..Если процесс изготовления товара Х не требует отвлечения ресурсов, которые могут использоваться в производстве иных товаров, то можно сделать вывод, что:

а) при производстве товара Х издержки упущенной возможности бесконечно велики;

б) товар Х может изготавливаться любым альтернативным путем;

в) в условиях ограниченности ресурсов, такого не может быть;

г) нет никаких альтернативных способов изготовления товара Х.

18.Может ли кривая РРС представлять прямую линию?

а) может; в) может в случае абсолютной заменяемости ресурсов;

г) нет однозначного ответа. б) не может;

19.Пусть теоретическая модель связывает три переменные величины А, В и С. Такие величины считаются:

а) эндогенными; в) независимыми;

б) экзогенными; г) случайными.

20.Спрос связывает функциональной зависимостью цену товара Р и количество QD, на которое предъявляется спрос, при прочих равных условиях. Можно ли в этом случае считать, что две данные неизвестные являются эндогенными величинами?

а) да; в) это зависит от уровня цен на данный товар;

б) нет; г) на данный вопрос нельзя дать однозначного ответа.

КЛЮЧ

к тестам по микроэкономике



  1. г;

  2. а;

  3. в;

  4. б;

  5. а;

  6. а;

  7. д;

  8. а;

  9. б;

  10. б;

  11. б;

  12. б;

  13. а;

  14. б;

  15. г;

  16. а;

  17. в;

  18. б;

  19. а;

  20. а.





Глоссарий Активы

Cовокупность имущественных прав: материальных ценностей, денежных средств, долговых требований и др., принадлежащих физическому или юридическому лицу.

Акционерное общество

Общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций

Амортизационный фонд

Особый фонд, где аккумулируются производимые в течение срока службы объектов амортизационные отчисления.

Банкротство

Долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим обязательствам из-за отсутствия средств.

Бухгалтерская прибыль

Разница между общим доходом и денежными издержками, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предприятия.

Валовая выручка (валовый доход)

Количество проданного продукта, умноженное на его цену.

Величина предложения

Количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный промежуток времени. Величина предложения находится в прямой зависимости от цены. Это соотношение называется законом предложения.

Величина спроса

Количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены. Это соотношение называется законом спроса.

Вклад

Денежные средства в валюте РФ (российских рублях) или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Внешний долг

Обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг

Обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Международная организация, созданная 1 января 1995 г. в качестве преемника ОБЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ О ТОРГОВЛЕ И ТАРИФАХ (ГАТТ). ВТО призвана служить форумом для многосторонних торговых переговоров и помогать в разрешении торговых споров между странами-членами.

Выручка

Валовая выручка (валовой доход) – количество проданного продукта, умноженное на его цену.

Гиперинфляция

Ситуация в экономике, когда рост общего уровня цен в стране в течение месяца превышает 50% или когда цены за год повышаются на 100%.

Государственный сектор экономики

Отрасли экономики и отдельные предприятия, которые принадлежат государству.

Демпинг

Продажа товаров ниже цены их изготовления.

Депозит

Вещь, переданная на хранение, – денежные средства или ценные бумаги, отданные их владельцем на хранение в кредитно-финансовые и иные (таможенные, судебные, административные) учреждения.

Дефолт

Неспособность выполнить условия фьючерсного контракта по правилам биржи.
Неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам или неспособность выполнять условия договора о выпуске облигационного займа.

Диверсификация (лат. diversus – разный + facere – делать)

Деятельность экономического агента, направленная на увеличение разнообразия своей деятельности или своих вложений. Например, создание многопрофильного производства или покупка разных ценных бумаг на различных рынках.

Дотации

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Издержки

Расходы предприятия, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности. Затраты производителя на приобретение и использование факторов производства.

Институт

Совокупность правил и норм, установившихся в обществе и принимаемых большинством членов этого общества.

Инфляция

Долговременное, устойчивое повышение уровня цен на товары и услуги, поступающие на внутренний рынок данной страны.

Капитал (капитальные активы)

Запас благ, используемых для производства товаров и услуг. Современные экономисты различают произведенный (физический), природный и человеческий капитал.

Конкуренция

Это столкновение интересов, возникающее там, где количество благ или потребительский спрос ограниченны.

Косвенные налоги

Налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). Производители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

Ликвидность

Cпособность финансового актива (вклада, ценной бумаги) быть быстро проданным, быть реализованным в денежные средства (в наличной или безналичной форме) без существенных потерь для держателя.

Налог

1. Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

3. Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц; основной источник средств, поступающих в государственный бюджет.

Налог на добавленную стоимость

Взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров, работ и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Облигация

Ценная бумага, содержащая обязательство организации, выпустившей бумагу, выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенную сумму процента.


Общество с дополнительной ответственностью

Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.  

Общество с ограниченной ответственностью

Учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров (ст. 87 ГК РФ). Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общие издержки

Издержки, связанные с выпуском всей продукции фирмы.  

Общие переменные издержки

Часть общих издержек фирмы, величина которых находится в прямой зависимости от выпуска продукции.  

Общие постоянные издержки

Та часть общих издержек фирмы, которая не зависит от объема производимой продукции.

Прибыль

1. Превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой прибылью), и чистую (расчетную) прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

2. В экономической науке – доход тех, кто предлагает экономике специфический фактор производства – предпринимательские способности (доходы других факторов производства: труда – заработная плата, капитала – ставка процента за его использование).

3. В бухгалтерском учете – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.  

Приватизация

Возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Средства от продажи такого имущества поступают в соответствующий бюджет.

Прямые налоги

Налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество.



Рентабельность

Доходность, выгоднонсть, прибыльность – показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Обычно рассчитывается как отношение прибыли к затратам.

Рынок

Место, где встречаются покупатели и продавцы товаров для совершения покупки и обмена товаров.

Ставка рефинансирования (учетная ставка)

Процентная ставка, которую использует Центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам

Субсидия

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Уставный капитал

Первоначальная имущественная база, состоящая из вкладов учредителей.

Цена

Сумма денег, уплачиваемая за товар или услугу. 

Ценная бумага

Строго формальный документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

Чистая прибыль

Прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет.

Экономическая прибыль

Разница между доходами и экономическими затратами, включающими явные и неявные затраты на производство продукции.

Эластичность

Степень изменения зависимой переменной в ответ на изменение другой, независимой переменной. Например, как изменится величина спроса при изменении цены на 1%. 

Эмбарго

Запрет на импорт или экспорт определенных товаров или валютных ценностей.  

Эмитент

Организация, выпустившая ценные бумаги для финансирования своей деятельности и развития

Эффект мультипликатора

Напоминающий цепную реакцию процесс, когда увеличение (уменьшение) расходов одних людей и фирм ведет к увеличению (уменьшению) доходов, а значит, и расходов других людей и фирм. В результате общее изменение расходов в экономике в несколько раз превышает первоначальное




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы экономической теории

Автор: Кирсанова Наталья Васильевна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Основы экономических отношений" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(45) "osnovyekonomichieskikhotnoshieniikurspovyboru"
    ["file_id"] => string(6) "302931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457352030"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Основы экономики" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(31) "osnovy-ekonomiki-kurs-po-vyboru"
    ["file_id"] => string(6) "302968"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457363693"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Основы экономики" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(33) "osnovy-ekonomiki-kurs-po-vyboru-1"
    ["file_id"] => string(6) "302969"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457363699"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "10 кл10 класс ТЕМА -СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ"
    ["seo_title"] => string(104) "10_kl10_klass_tiema_sushchnost_i_osnovnyie_eliemienty_ekonomichieskoi_sistiemy_ekonomichieskiie_subiekty"
    ["file_id"] => string(6) "349861"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476694549"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Формирование экономической культуры будущих специалистов"
    ["seo_title"] => string(65) "formirovaniie-ekonomichieskoi-kul-tury-budushchikh-spietsialistov"
    ["file_id"] => string(6) "312839"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459406487"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства