kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.»

Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, «в результате которой создается что–то новое - будь то объект внешнего мира или конструкция мышления, ведущая к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности».

Л.С. Выготский считал творческую деятельность «нормальным и постоянным спутником развития детей». Творческая деятельность ребенка - это, прежде всего, познавательная деятельность специфика, которой проявляется в результатах творчества и процессах, способствующих созданию творческого продукта. [1]

Следует отметить, что потребность в творческой самореализации формируется в процессе школьного образования. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, в младшем школьном возрасте развитие высших психических функций и формирование личности в целом происходит под влиянием ведущей деятельности – учебной. В процессе учебной деятельности ребенок постепенно овладевает познавательной деятельностью – от репродуктивной до частично исследовательской, а при целенаправленной организации обучения - творческой. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода, современных требований к организации обучения как творческого процесса, который ученик и преподаватель в определенном смысле выстраивают сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования позволяют предположить возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в такой деятельности, как создание и также преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческое применение знаний, полученных в процессе обучения. [2]

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности:

Познание – образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование – творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание – творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности младших школьников, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничество с преподавателем. М.Р. Львов отмечает, что «творческая деятельность учащихся – это совокупность тех видов работы, в которых проявляется их наибольшая самостоятельность».

Современные методики обучения литературному чтению характеризуются стремлением уйти от шаблона урока чтения художественных текстов, усилить работу над эстетической функцией произведения и его воздействием на читателя. Этому способствует опора метода чтения художественных произведений на путь экспериментальных и теоретических исследований, включающих современные достижения психологии, литературоведения и широкий (массовый) педагогический опыт.

Специфика работы с художественным произведением в начальной школе определяется, прежде всего образовательными задачами, одной из которых является формирование и совершенствование навыков чтения, которые проходят определенные этапы развития в течение каждого года обучения. Поэтому основным методом работы с текстом является его чтение: выборочное, комментируемое, чтение вслух и "про себя", спокойное самостоятельное чтение для себя, выразительное чтение.

Чтение художественного произведения после его целостного первичного восприятия детьми организуется определенным образом: предлагаются специальные задания для работы с текстом, обеспечивающие осознанность чтения. Осознанное чтение предполагает понимание специфики художественного произведения, поэтому для современной методологической мысли характерно стремление найти формы органичного соединения логического, эмоционального и образного начал на каждом этапе изучения художественного текста.

Этому способствует использование ведущего принципа – изучение произведения в единстве содержания и формы. Знание не только того, что изображено, какие проблемы ставит и решает автор и к какому выводу он подводит читателя, но и того, какими средствами достигается этот образ, важно как для понимания авторской стороны произведения, так и для понимания его специфики как художественного явления.

Эта цель достигается только тогда, когда ребенку доступны и понятны специфические средства литературы как искусства слова, поэтому учащиеся получают элементарные представления о рассказе, сказке, стихотворении, былине, басне и учатся их читать.

Раскрытие идейного богатства и художественных особенностей произведения осуществляется через целостный анализ его содержания и формы. Анализ текста осуществляется на научной основе, с учетом основных закономерностей и специфики художественной литературы.

Творческая деятельность признана обязательным компонентом системы начального литературного образования младших школьников. "В контексте литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, а во-вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственного авторского произведения..." [4]

Возрастные психологические особенности младших школьников требуют очень тщательного и комплексного подхода к содержанию работы над художественным произведением и методу его выполнения. Психологи (Р. Арнхейм, Г.Г. Бочкарева, А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, О.И. Никифорова, Л.Н. Рожина, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) разработали теорию «Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения» на основе восприятия художественного произведения младшими школьниками, основанная на учении В.Г. Белинского о восприятии произведений искусства. Современные психологи, основываясь на исследованиях, пришли к выводу, что существует два этапа восприятия художественного произведения: непосредственное эмоциональное восприятие и анализ (первый этап), обобщенное восприятие художественных образов (второй этап) происходит в начальной школе, хотя, конечно, у детей младшего школьного возраста есть непосредственное эмоциональное восприятие образов литературных произведений и «обдумывающее» восприятие еще не столь тесно связаны между собой, как это наблюдается у детей старшего школьного возраста. [3]

Необходимо помнить, что методика работы над художественным произведением определяется общими дидактическими закономерностями учебного процесса, литературными особенностями материала и психологическими возможностями учащихся.

Чтобы овладеть умением рационально планировать и эффективно проводить уроки чтения, необходимо понимать закономерности, определяющие выбор тех или иных методов работы с текстом.

В связи с принятым распределением этапов работы над произведением искусства необходимо не противопоставлять их друг другу на уроке, а органично объединить: продуктивная единая аналитическая и синтетическая работа, воздействующая как на разум, так и на воображение, охватывающая произведение во всей полноте его содержания и направленности. Чем теснее на уроке будут связаны аналитические и синтетические задания, тем живее, интереснее и продуктивнее будет анализ и, следовательно, более глубокое проникновение в смысл литературного произведения.

Таким образом, организуя творческую деятельность на уроках литературного чтения, педагог стимулирует интерес школьников к различным жанром литературы.

Список используемой литературы


  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

  2. Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2011.

  3. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / Н.В. Фоменко. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 88 с.

  4. Поздеева С.И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой: учеб.-метод. пособ. / С.И. Поздеева, Н.С. Хохом. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014. – 120 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валерия Денисовна Чипизубова

Дата: 22.04.2024

Номер свидетельства: 649372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства