Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта классного руководителя»
Обобщение опыта классного руководителя
Работа классного руководителя - это «целенаправленная, системная, планируемая деятельность, направленная на организацию и воспитание классного коллектива». Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и формирование дружного и сплоченного коллектива и конечно в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Всю работу по формированию коллектива группы рассматриваю в трех аспектах:
1. помощь студентам в учебе;
2.организация совместной деятельности;
3. развитие студенческого самоуправления в группе.
Эта работа основывается на следующих ключевых понятиях: индивидуальность, активность, коллективизм, творчество, профессионализм, успешность, самостоятельность, самообразование, самоуправление.
Основная цель самоуправления – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Главное – помочь студентам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Опыт показывает, что неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение студентами постоянных и временных поручений. Такая работа начинается с формирования актива группы, с распределения обязанностей по желанию самих студентов. При этом нужно четко разъяснить права, обязанности, ответственность. Так, например, староста группы и его заместитель следят за дисциплиной, ведут ежедневно рапортички – мониторинг посещаемости студентов группы с указанием причин отсутствия, доводят до сведения студентов важную информацию, активно участвуют и организуют классные часы, все другие мероприятия, они в курсе всех событий. Вовлекая их в учебную и творческую жизнь группы, необходимо предлагать им совместное участие, включать их в работу так, чтобы инициатива исходила от самих студентов, а классный руководитель лишь оказывает помощь. Так, составляя план учебно-воспитательной работы группы, классный руководитель предлагает самим студентам в соответствии с их интересами, желанием разработать тематику мероприятий. Затем с учетом их предложений такой план утверждается, назначают ответственных и в дальнейшем практически никаких проблем не бывает в организации и проведении классных часов.
Опыт работы показывает, что это верный путь к успеху:
- изучения личных дел,
-подготовки и проведения первых классных часов,
-учебных занятий, где происходит первое знакомство с каждым, первое впечатление друг о друге, изучения устава, традиций колледжа, прав, обязанностей студентов, требований.
В целях формирования ответственного отношения к учебе необходимо использовать такие формы работы, как:
Осуществление постоянного контроля за успеваемостью и посещаемостью. С этой целью провожу ежедневный мониторинг посещаемости, разъяснительные беседы со студентами.
Проведение классных часов по организации учебной деятельности студентов, на которых анализируется состояние учебной работы в группе.
Привлечение студентов к участию в конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях.
Информирование родителей о результатах обучения и посещении занятий.
Тесное сотрудничество и взаимодействие с преподавателями, работающими в группе.
Таким образом, классному руководителю необходимо разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением обучающихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самостоятельность. Не подавлять, а умело направлять активность студентов, не командовать, а сотрудничать с ними.