kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему: «Развитие исследовательских умений младших школьников через выполнения учебных проектов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статься на тему: "Развитие исследовательских умений младших школьников через выполнения учебных проектов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: «Развитие исследовательских умений младших школьников через выполнения учебных проектов».»

Исследовательская статья на тему:

«Развитие исследовательских умений младших школьников через выполнения учебных проектов».


Аннотация. В статье рассматриваются исследовательские умения и их развитие с помощью учебных проектов. А также работа над учебным проектом, этапах работы над проектом, которые служат для развития исследовательских умений. Автор делает вывод, что учебные проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.

Образовательный процесс в современной начальной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного решения ими проблем прикладного или теоретического характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности исследовательской направленности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие познавательных способностей личности.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. Основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой: написание докладов, рефератов, сочинений, изложений, которые, не дают высокого уровня их развития ввиду своей шаблонности, ограничения узкой тематикой, а часто и наличия готового списка литературы.

Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т.к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

- показывают младшим школьникам явления, противоречащие имеющимся у них представлениям;

- побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

- предоставляют возможность проверить эти предположения;

- представить результаты своего исследования своим одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили важность полученных данных.

Современные исследователи метода проектов (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.) считают, что использование этого метода в комплексе позволяет решать образовательные (получение знаний по предметам), развивающие (формирование умений ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять продукты деятельности и др.), воспитательные (воспитание умений работать сообща, принимать мнение товарища и др.) задачи. Ученые указывают на развивающий характер метода проектов и проектной деятельности вообще, они отмечают, что выполнение учебных проектов развивает у детей произвольность психических процессов, повышает познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению ее структуры.

Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. На разных этапах выполнения проекта от учеников требуются те или иные умения. Это проблематизация, целеполагание, организация деятельности, самоанализ, само- оценка, представление результатов своей деятельности, коммуникативность, умения принимать и применять решения.

В работе над учебным проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в выборе темы, постановке целей и задач, поиске необходимой информации, ее анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуются применение уже известных и «открытие» новых знаний. Рассмотрим, какие умения развиваются на каждом этапе выполнения учебного проекта.

На организационном этапе перед младшими школьниками стоит задача выбрать тему исследования, уточнить цели предстоящей работы. Если школьник точно знает, что его интересует, то выбрать тему ему достаточно легко. В случае, если младший школьник не сразу может определить круг своих интересов, то необходимо, чтобы он ответил на вопросы: «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?», «Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко?» и др. На этом этапе формируются умения «видеть проблему» и выделять под проблемы, ставить за- дачи, вытекающие из этой проблемы; осознавать и принимать познавательную задачу, видеть суть поставленной учебной задачи.

На этапе планирования младшие школьники уточняют информацию по теме, выдвигают гипотезы, определяют цели, задачи пред- стоящей работы, выбирают методы исследования. Младшим школьникам трудно самостоятельно выдвинуть гипотезу своего исследования, поэтому мы предлагаем использовать опорные слова «предположим…», «допустим…», «возможно…», «а что, если…», которые помогут учащимся выдвинуть предположение для объяснения исследуемого ими явления. На этом этапе у младших школьников формируются умения составлять план своей деятельности; выстраивать гипотезы; определять цель своей работы, структуру исследования; самостоятельно генерировать идеи, выбирать наиболее продуктивный способ решения проблемы и др.

При выполнении проекта младшим школьникам необходимо использовать имеющиеся знания по проблеме, обращаться к детским справочникам и энциклопедиям, компьютеру, учебным фильмам; потребуются умения наблюдать, пользоваться специальными приборами (простыми лупами, биноклями и др.), проводить эксперимент. Когда весь материал по проблеме собран, необходимо выделить из текста основные понятия, разбить на группы основные процессы, явления и др.; выстроить по порядку основные идеи; сделать выводы, умозаключения; подготовить рисунки, схемы, чертежи, макеты и др. На этом этапе формируются умения самостоятельно находить недостающую информацию, использовать альтернативные пути поиска информации; выражать замыслы и вносить коррективы в ранее принятый план действий; классифицировать по какому-либо признаку, наблюдать, сравнивать, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать изученные факты, практически применять знания, умения и навыки в различных, в том числе нетиповых ситуациях.

На этапе представления результатов своего исследования задача младших школьников – донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской инновации в общем и профессиональном образовании работы. У учащихся формируются умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделять главное и второстепенное.

При оценке результатов деятельности младшие школьники должны самостоятельно оценивать процесс и результат своей деятельности и деятельности своих товарищей, понимать и применять критерии оценивания проектов, отвечать на вопросы зрителей. Это очень важно для работы над следующим проектом, так как, учитывая свой прежний опыт, его положительные и отрицательные моменты, имея желание совершенствоваться, ученик в каждом новом исследовании будет подниматься на качественно новый уровень.

Таким образом, учебный проект является мощным инструментом формирования мышления младших школьников, поскольку он обладает большими возможностями для развития умственных операций, повышения активности целенаправленности, гибкости мышления, способствует формированию культуры логических рассуждений. В качестве критериев для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у младших школьников могут служить непосредственная готовность учащегося проводить исследование, которая заключается в том, что ученик в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании.

Организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение учебных проектов показала, что у учащихся повысился уровень знаний, что проявляется в самостоятельном «открытии» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлений, углублении своих знаний по интересую- щей проблеме. Изменился уровень мыслительной деятельности. Младшие школьники стали рассматривать материал как самостоятельно добываемую, важную для них информацию. Ярче проявляются познавательные интересы детей, их стремление к творческой самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, формирование исследовательских умений через выполнение учебных проектов позволяет заложить основу для формирования учебной деятельности младшего школьника – систему учебно-познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учебные проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.

Используемая литература:

1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников : кн. для учителя нач. кл. М. : Вентана-Граф, 2004. 112 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учите- лей и студ. пед. вузов. М. : АРКТИ, 2008. 112 с.

3. Полат Е.С. Технология телекоммуника- ционных проектов // Наука и школа. 1997. №4. С. 47 – 50.64 Известия ВГПУ

4. Савенков А.И. Психологические основы ис- следовательского подхода к обучению : учеб. посо- бие. М. : Ось-89, 2006. 480 с.

5. Семенова Н.А. Развитие исследовательских умений младших школьников : дис. … канд. пед. наук. Томск, 2005.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаваньгина Вероника Александровна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства