kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Решение задач на разветвлённые цепи постоянного тока с использованием правил Кирхгофа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по дисциплине «Физика» для повышения познавательной активности способных студентов 1 курсов по теме: «Решение задач на разветвлённые цепи постоянного тока с использованием правил Кирхгофа».

Дата проведения занятия: 24 апреля 2014 года.

                                                                                                 Эпиграф к уроку:

                                                                           «При изучении наук примеры не менее

                                                                                  поучительны, нежели правила»

                                                                                                                          И. Ньютон.

Актуальность темы: на практике часто приходиться рассчитывать сложные разветвлённые электрические цепи, содержащие узлы. Непосредственное применение закона Ома для полной цепи обычно затруднительно и приводит к ошибкам в расчёте.

Трудности при решении подобных задач упрощаются, если применять правила Кирхгофа.

Цели урока:

  • обобщить и оценить знания студентов по данной теме;

  • проверить умения учащихся применять правила Кирхгофа при расчёте разветвлённой цепи постоянного тока;

  • развивать мышление, речь, умение комментировать, тренировать память;

  • прививать интерес к дисциплине, путём понимания её актуальности в развитии практических компетенций.

Методы и приёмы: словестный, наглядный.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивная доска, «Листы учёта знаний», содержащие вопросы и задания.

План урока:

1.Повторение основных понятий разветвлённых электрических цепей.

2.Повторение закона Ома для полной цепи и правил Кирхгофа.

3.По данной схеме восстановить последовательность использования правил Кирхгофа                     

   при расчёте сложной разветвлённой электрической цепи.

4.Расчёт электрической цепи, изображённой на схеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод. разработка открытого занятия»

Н.Б. Хомутская

преподаватель физики

ГБПОУ КО «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства»

город Калуга, Россия

homutsckaya0301@yandex.ru


Методическая разработка занятия по дисциплине «Физика» для повышения познавательной активности способных студентов 1 курсов по теме: «Решение задач на разветвлённые цепи постоянного тока с использованием правил Кирхгофа».

Дата проведения занятия: 24 апреля 2014 года.

Эпиграф к уроку:

«При изучении наук примеры не менее

поучительны, нежели правила»

И. Ньютон.


Актуальность темы: на практике часто приходиться рассчитывать сложные разветвлённые электрические цепи, содержащие узлы. Непосредственное применение закона Ома для полной цепи обычно затруднительно и приводит к ошибкам в расчёте.

Трудности при решении подобных задач упрощаются, если применять правила Кирхгофа.

Цели урока:

  • обобщить и оценить знания студентов по данной теме;

  • проверить умения учащихся применять правила Кирхгофа при расчёте разветвлённой цепи постоянного тока;

  • развивать мышление, речь, умение комментировать, тренировать память;

  • прививать интерес к дисциплине, путём понимания её актуальности в развитии практических компетенций.

Методы и приёмы: словестный, наглядный.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивная доска, «Листы учёта знаний», содержащие вопросы и задания.

План урока:

1.Повторение основных понятий разветвлённых электрических цепей.

2.Повторение закона Ома для полной цепи и правил Кирхгофа.

3.По данной схеме восстановить последовательность использования правил Кирхгофа

при расчёте сложной разветвлённой электрической цепи.

4.Расчёт электрической цепи, изображённой на схеме.


Ход урока:

1этап.

1.Организационный момент: студенты занимают свои места, готовят необходимые принадлежности для урока, проверка присутствующих.

2.Оглашение темы урока: преподаватель объявляет тему уроку, зачитываетэпиграф, план урока; учащиеся записывают тему и план в рабочую тетрадь.

3. Получение необходимой информации: преподаватель раздаёт учащимся «Листы учёта знаний», предлагает записать на них свои фамилии и напоминает правила их заполнения.

«Лист учёта знаний» для группы №1.

Фамилии студентов:


Формулировка задания


Возможное

количество

баллов

Набранное количество

баллов

Примечание

1.

Что называют узлом в разветвлённой электрической цепи?

1



2.

Сформулируйте закон Ома для полной цепи и запишите его математическую формулу.

2



3.

Что означает, если при решении задачи значение какого-нибудь тока получится отрицательным?

1



4.

Как выбрать направление обхода замкнутого контура

(по часовой или против часовой стрелки)?

1



5.

Работа у доски. Составление уравнений по правилам Кирхгофа в общем виде для данной схемы.

1



6.

Дополнение ответов - каждое

1



7.

Итого:





«Лист учёта знаний» для группы №2.

Фамилии студентов:


Формулировка задания


Возможное

количество

баллов

Набранное количество

баллов

Примечание

1.

Что называют ветвью в разветвлённой электрической цепи?

1



2.

Сформулируйте первое правило Кирхгофа и запишите его математическую формулу.

2



3.

В каком случае перед Э.Д.С. ставится знак «+», если идти от отрицательного полюса к положительному или от положительного к отрицательному?

1



4.

В одной ветке цепи (участок между узлами) сколько значений и сколько направлений может иметь ток?

1



5.

Работа у доски. Составление уравнений по правилам Кирхгофа в общем виде для данной схемы.

1



6.

Дополнение ответов - каждое

1



7.

Итого:






«Лист учёта знаний» для группы №3.

Фамилии студентов:


Формулировка задания


Возможное

количество

баллов

Набранное количество

баллов

Примечание

1.

Что называют замкнутым контуром в разветвлённой электрической цепи?

1



2.

Сформулируйте второе правило Кирхгофа и запишите его математическую формулу.

2



3.

Токи, подходящие к узлу, считаются положительными или отрицательными?

1



4.

Как выбрать на всех участках цепи направления токов?

1



5.

Работа у доски. Составление уравнений по правилам Кирхгофа в общем виде для данной схемы.

1



6.

Дополнение ответов - каждое

1



7.

Итого:





2этап.

Воспроизведение основных структурных блоков темы:

а) теоретическая часть.

1) Каждой группе студентов предлагается ответить на 4 вопроса, сформулированные в «Листе учёта знаний». Представители от каждого стола зачитывают последовательно свои ответы. Учащиеся за другими столами следят за правильностью ответов и при необходимости делают замечание, дополнение и получают за это дополнительные баллы. После каждого ответа появляется на доске слайд с правильным ответом.

По итогам работы студенты проставляют в «Лист учёта знаний» баллы, заработанные ими на этом этапе.

2) Работа у доски по схеме.

На доске появляется слайд с изображением схемы разветвлённой электрической цепи.

Учитель с помощью студентов выясняет из каких элементов состоит электрическая цепь, сколько она содержит узлов, ветвей, контуров и задаёт обход контуров и направления токов.


Группа №1 записывает уравнения для узла А и узла F. Группа №2 записывает уравнение для контура ВАКFВ. Группа №3 записывает уравнение для контура ВFDCВ.

Студенты каждой группы внимательно следят за работой своего представителя и могут подкорректировать его запись, если он где-то ошибся.

По окончании этой работы студенты выполняют проверку:

У первой группы работу проверяют студенты второй группы; у второй группы – студенты третьей группы; у третьей группы – студенты первой группы.

1 балл –записаны правильно уравнения для узлов;

1 балл – записаны правильно уравнения для контуров.

Заработанные баллы за это задание студенты каждой группы проставляют в «Лист учёта знаний».

б) выполнение практического задания.

На доске появляется схема электрической цепи.

Преподаватель диктует условие задачи и открывает слайд с данными условия задачи, учащиеся перерисовывают схему и записывают данные задачи в тетрадь.

Задача.

Определить силу токов, текущих в ветвях, если ξ1 = 2,1 В, ξ2 =1,9 В, внешние сопротивления

R1=45 Ом, R2 =10 Ом, R3 =10 Ом. Внутренним сопротивлением элементов пренебречь.


Дано:

ξ1 = 2,1В

ξ2 =1,9 В

R1=45 Ом

R2 =10 Ом

R3 =10 Ом

r1= r2=0

I1 =?, I2 = ?,I3=?


Решение:

1). Выберем направление обхода контура по часовой стрелке.

2). Выберем и обозначим на схеме стрелками направления токов на всех участках цепи.

(Помним, что в пределах одной ветки ток имеет одно значение и одно направление).

3). По первому правилу Кирхгофа составим уравнение для узла А. Пусть ток I2входит в узел А, а

токи I1иI3 выходят из узла А.

(Если в цепи kузлов, то достаточно составить k – 1 уравнений).

В нашей цепи 2 узла А и С, поэтому достаточно составить одно уравнение:

I2 -I1 -I3=0 (для узла А) или I1 + I3 - I2 = 0 (для узла С)

4). Составим уравнения для замкнутых линейно не зависимых контуров данной цепи по второму

правилу Кирхгофа:

Замкнутых контуров в нашей цепи три –АВСА, АСDА и АВСD, но контур АВСD линейно и

зависим, поэтому достаточно составить два уравнения:

I3R3-I1R11 (для контура АВСА)

I1R1 + I2R2 = - ξ2 (для контураАСDА).


5). Составим систему уравнений, подставим данные из условий задачи:

- I1 + I2 -I3= 0

-R1 I1+ 0+ R3I3= ξ1

R1 I1+R2I2 + 0 = -ξ2


- I1 + I2 - I3 = 0

-45I1 + 0+ 10I3 = 2,1

45I1+ 10 I2 + 0 = - 1,9 (можно решить систему формулами Крамера)

Обозначим I1= х1; I2 = х2; I3= х3


Получили: I1 = - 0,04 А; I2 = - 0,01А; I3= 0,03А

Отрицательные значения токов I1 и I2 означают, что надо изменить первоначально выбранные направления этих токов на схеме, а значения токов взять без минуса.

Проверка: в уравнение- I1 + I2 - I3 = 0 подставим полученные значения токов

-(-0,04) + (-0,01) – 0,03 =0

Ответ: I1 = 0,04 А; I2 = 0,01А; I3= 0,03А

3этап.Формулировка домашнего задания.

Решить задачу, текст которой студенты записывают в тетрадь.

Задача.

Определить силу токов, текущих в ветвях, если ξ1 = 10 В, ξ2 = 24 В, внутренние сопротивления источников r1 = 2 Ом, r2 = 6 Ом, внешнее сопротивление R =16 Ом.


Дано:

ξ1 = 10 В

ξ2 = 24 В

r1 = 2 Ом

r2 = 6 Ом

R =16 Ом

Определить:

I1 =?, I2 = ?,I=?





4 этап. Подведение итогов урока.

1). Самооценка работы учащимися:

- подсчёт количества выполненных заданий и заработанных баллов;

- какие работы вызвали затруднения и требуют повторения?

2). Оценка работы студентов преподавателем. Сбор «Листов учёта знаний» и выставление

оценок.

Итоговая оценка за урок выставляется с учётом набранных баллов по «Листу учёта знаний» и индивидуальной работы каждого студента.


Структура урока обобщения и систематизации знаний.


Этап урока

Время

Методическая цель

Развитие компетенций

1

2

3

4

Первый этап

Организационный момент



Оглашение темы и задача урока





Получение необходимой информации


2 мин.



5мин.






5 мин.


готовность к уроку



обеспечить понимание учащихся их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока


инструктаж студентов для выполнения задания


Второй этап

Воспроизведение основных

структурных блоков темы:

а) теоретическая часть;


б) выполнение практического задания


33 мин.




35 мин.


установление уровня овладения студентами теоретических знаний


проверка и оценка умений обучающихся


ОК 6

ОК7



ОК6

Третий этап

Домашнее задание



5 мин.

закрепление пройденного материала



Четвёртый этап

Подведение итогов


5 мин.

а) самооценка работы

студентами (подсчёт

баллов)

б) оценка работы студентов

преподавателем




При проведении занятий по физике для всех специальностей большое значение уделяется практическим занятиям – решению задач. Умение решать задачи делает знание действительными, практически применяемыми.


1)



2)

3)


Просмотр содержимого презентации
«Презентация правила Кирхгофа»

Тема : Решении задач на разветвлённые цепи постоянного тока с использованием правил Кирхгофа .       .

Тема : Решении задач на разветвлённые цепи постоянного тока с использованием правил Кирхгофа .

.

Эпиграф к уроку: « При изучении наук примеры  не менее поучительны,  нежели правила»  И. Ньютон.

Эпиграф к уроку:

« При изучении наук примеры

не менее поучительны,

нежели правила»

И. Ньютон.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Повторение основных понятий разветвлённых  электрических цепей.

Повторение основных понятий разветвлённых

электрических цепей.

Повторение закона Ома для полной цепи и правил Кирхгофа.

Повторение закона Ома для полной цепи и правил Кирхгофа.

По данной схеме восстановить последовательность использования правил Кирхгофа при расчёте сложной разветвлённой электрической цепи .

По данной схеме восстановить последовательность использования правил Кирхгофа при расчёте сложной разветвлённой электрической цепи .

Расчёт электрической цепи, изображённой на схеме.

Расчёт электрической цепи, изображённой на схеме.

«Лист учёта знаний» для группы  Фамилии студентов:     № 1.   Формулировка задания Возможное 2.       количество Набранное количество   3. Примечание  баллов    1   баллов   4.        2   5.    1     6. Работа у доски. Составление уравнений по правилам Кирхгофа в общем виде для данной схемы .    1   7. Дополнение ответов – каждое      1    1  Итого:            

«Лист учёта знаний» для группы Фамилии студентов:  

1.

Формулировка задания

Возможное

2.

 

 

 

количество

Набранное количество

 

3.

Примечание

баллов

 

1

 

баллов

 

4.

 

 

 

2

 

5.

 

1

 

 

6.

Работа у доски. Составление уравнений по правилам Кирхгофа в общем виде для данной схемы .

 

1

 

7.

Дополнение ответов – каждое

 

 

1

 

1

Итого:

 

 

 

 

 

 

Что называют узлом в разветвлённой электрической цепи?

  • Что называют узлом в разветвлённой электрической цепи?

Узлом в разветвлённой цепи называют точку, в которой сходится не менее трёх проводников.

  • Узлом в разветвлённой цепи называют точку, в которой сходится не менее трёх проводников.

  • Что называют ветвью в разветвлённой электрической цепи?

  • Ветвь – это часть цепи между соседними узлами.
Что называют замкнутым контуром в разветвлённой электрической цепи?

  • Что называют замкнутым контуром в разветвлённой электрической цепи?

Контур-  это  замкнутый  участок  электрической  цепи (схемы), составленный из одной или нескольких ветвей.

Контур- это замкнутый участок электрической цепи (схемы), составленный из одной или нескольких ветвей.

Сформулируйте закон Ома для полной цепи и запишите его математическую формулу .
  • Сформулируйте закон Ома для полной цепи и запишите его математическую формулу .
  Сила тока в цепи пропорциональна действующей в цепи Э.Д.С. и обратно пропорциональна сумме сопротивлений цепи и внутреннего сопротивления источника:  I =

  •  
  • Сила тока в цепи пропорциональна действующей в цепи Э.Д.С. и обратно пропорциональна сумме сопротивлений цепи и внутреннего сопротивления источника:

I =

Сформулируйте первое правило Кирхгофа и запишите его математическую формулу.

  • Сформулируйте первое правило Кирхгофа и запишите его математическую формулу.

  Алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю:  = 0

  •  
  • Алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю:

= 0

  • Сформулируйте второе правило Кирхгофа и запишите его математическую формулу.
В любом замкнутом контуре разветвлённой цепи алгебраическая сумма Э.Д.С. равна алгебраической сумме произведений токов на сопротивления соответствующих участков этого контура:  
  • В любом замкнутом контуре разветвлённой цепи алгебраическая сумма Э.Д.С. равна алгебраической сумме произведений токов на сопротивления соответствующих участков этого контура:
  •  

=

  • Что означает, если при решении задачи значение какого-нибудь тока получится отрицательным?
Если при решении задачи значение какого-нибудь тока получится отрицательным, то необходимо изменить условно выбранное направление этого тока на противоположное, сохраняя найденное его абсолютное значение.
  • Если при решении задачи значение какого-нибудь тока получится отрицательным, то необходимо изменить условно выбранное направление этого тока на противоположное, сохраняя найденное его абсолютное значение.
В каком случае перед Э.Д.С. ставится знак «+», если идти от отрицательного полюса к
  • В каком случае перед Э.Д.С. ставится знак «+», если идти от отрицательного полюса к

положительному или от

положительного к

отрицательному ?

Перед Э.Д.С. ставится знак «+», если при обходе контура приходится идти внутри источника от отрицательного полюса к положительному.
  • Перед Э.Д.С. ставится знак «+», если при обходе контура приходится идти внутри источника от отрицательного полюса к положительному.

  • Токи, подходящие к узлу, считаются положительными или отрицательными?

  • Токи, подходящие к узлу, считаются положительными, а отходящие – отрицательными.

  • Как выбрать направление обхода замкнутого контура (по часовой или против часовой стрелки?

  • Направление обхода контура выбираем произвольно.

  • В одной ветке цепи сколько значений и сколько направлений может иметь ток?

  • В одной ветке цепи ток может иметь только одно значение и одно направление.

  • Как выбрать на всех участках цепи направления токов?

  • На всех участках цепи направления токов выбираем произвольно и обозначаем стрелками.
-
  • -
Последовательность при записывании  уравнений для узлов и контуров схемы:

Последовательность при записывании

уравнений для узлов и контуров схемы:

  • 1. Произвольно выбрать направление обхода контура (по ходу часовой стрелки или против).
  • 2. Произвольно выбрать и обозначить на схеме стрелками направление токов на всех участках цепи, причём в пределах одного участка (участок – это часть цепи между соседними узлами) ток должен иметь только одно значение и направление.
  • 3. Произвольно замкнутые контуры выделяются таким образом, чтобы каждый новый контур содержал хотя бы один участок цепи, не входящий в ранее рассмотренные контуры.
  • 4. Если выбранное направление обхода контура совпадает с направлением тока I i, то произведение I i R i берётся со знаком плюс, и наоборот.
  • 5. Перед ξ i ставится знак плюс, если при обходе контура приходится идти внутри источника от отрицательного контура к положительному (т. е. если на пути обхода контура потенциал возрастает), в обратном случае Э.Д.С. записывается со знаком минус.
1 балл – записаны правильно уравнения для узлов; 1 балл – записаны правильно уравнения для контуров.
  • 1 балл – записаны правильно уравнения для узлов;
  • 1 балл – записаны правильно уравнения для контуров.

Заработанные баллы за это задание группы проставляют

в «Лист учёта знаний».

Задача.   Определить силу токов, текущих в ветвях, если,  ξ 1 = 2,1 В, ξ 2 =1,9 В,  внешние сопротивления  R 1 =45 Ом,R 2 =10 Ом,R 3 =10 Ом.  Внутренним сопротивлением  элементов пренебречь.

Задача.

  • Определить силу токов, текущих в ветвях, если,

ξ 1 = 2,1 В, ξ 2 =1,9 В,

внешние сопротивления

R 1 =45 Ом,R 2 =10 Ом,R 3 =10 Ом.

Внутренним сопротивлением

элементов пренебречь.

Дано:  ξ 1 = 2,1 В  ξ 2 = 1,9 В  R 1 = 45 Ом  R 2 = 10 Ом  R 3 =10 Ом  Определить:  I 1 = ?, I 2 = ? , I 3 =?

Дано:

ξ 1 = 2,1 В

ξ 2 = 1,9 В

R 1 = 45 Ом

R 2 = 10 Ом

R 3 =10 Ом

Определить:

I 1 = ?, I 2 = ? , I 3 =?

Выберем направление  обхода контура по  часовой стрелке.

Выберем направление

обхода контура по

часовой стрелке.

Выберем и обозначим на схеме стрелками направления токов на всех участках цепи .

Выберем и обозначим на схеме стрелками направления токов на всех участках цепи .

По первому правилу Кирхгофа составим уравнение для узла А. Пусть ток I 2 входит узел А, а токи I 1 и I 3 выходят из узла А.

По первому правилу Кирхгофа составим уравнение для узла А. Пусть ток I 2 входит узел А, а токи I 1 и I 3 выходят из узла А.

I 2 -  I 1 - I 3 = 0 (для узла А)

I 2 - I 1 - I 3 = 0 (для узла А)

По второму правилу Кирхгофа составим уравнения для замкнутых контуров цепи.  Замкнутых контуров в нашей цепи три–АВСА, АСDА и АВСD но контур АВСD - линейно зависим, поэтому достаточно составить два уравнения:

По второму правилу Кирхгофа составим уравнения для замкнутых контуров цепи.

Замкнутых контуров в нашей цепи три–АВСА, АСDА и АВСD но контур АВСD - линейно зависим, поэтому достаточно составить два уравнения:

Для контура АВСА:  I 3 R 3 - I 1 R 1 = ξ 1   Для контура АСDА:  I 1 R 1 + I 2 R 2 = - ξ 2

Для контура АВСА:

I 3 R 3 - I 1 R 1 = ξ 1

Для контура АСDА:

I 1 R 1 + I 2 R 2 = - ξ 2

Составим систему равнений:   - I 1 + I 2 - I 3 = 0  -  R 1 I 1 + 0  + R 3  I 3 = ξ 1   R 1 I 1  +  R 2  I 2 + 0 = - ξ 2   

Составим систему равнений:

- I 1 + I 2 - I 3 = 0

- R 1 I 1 + 0 + R 3 I 3 = ξ 1

R 1 I 1 + R 2 I 2 + 0 = - ξ 2

 

Подставим данные из  условия задачи:  - I 1 + I 2 - I 3 = 0  -  45  I 1 + 0  + 10  I 3 = 2,1  45  I 1  +  10 I 2 + 0 = - 1,9  (можно решить систему  формулами Крамера)

Подставим данные из

условия задачи:

- I 1 + I 2 - I 3 = 0

- 45 I 1 + 0 + 10 I 3 = 2,1

45 I 1 + 10 I 2 + 0 = - 1,9

(можно решить систему

формулами Крамера)

- I 1 + I 2 - I 3 = 0  -  45  I 1 + 0  + 10  I 3 = 2,1   45  I 1  +  10 I 2 + 0 = - 1,9

- I 1 + I 2 - I 3 = 0 - 45 I 1 + 0 + 10 I 3 = 2,1 45 I 1 + 10 I 2 + 0 = - 1,9

Получили:  I 1 = - 0,04 А  ;  I 2 = - 0,01А; I 3 = 0,03А Отрицательные значения токов I 1 и I 2 означают, что надо изменить первоначально выбранные направления этих токов на схеме на противоположные.

Получили: I 1 = - 0,04 А ;

I 2 = - 0,01А; I 3 = 0,03А

Отрицательные значения токов I 1 и I 2 означают, что надо изменить первоначально выбранные направления этих токов на схеме на противоположные.

Проверка: в уравнение  - I 1 + I 2 - I 3 = 0  подставим полученные  значения токов  (-0,04) + (-0,01) – 0,03 =0

Проверка: в уравнение

- I 1 + I 2 - I 3 = 0

подставим полученные

значения токов

(-0,04) + (-0,01) – 0,03 =0

Ответ: I 1 = 0,04 А  ;  I 2 = 0,01А; I 3 = 0,03А  

Ответ: I 1 = 0,04 А ;

I 2 = 0,01А; I 3 = 0,03А

 

Задача. Определить силу токов, текущих в ветвях, если ξ 1 =10 В, ξ 2 =24 В, внутренние сопротивления источников  r 1 = 2 Ом, r 2 = 6 Ом, внешнее сопротивлениеR=16 Ом .

Задача.

Определить силу токов, текущих в ветвях, если ξ 1 =10 В, ξ 2 =24 В, внутренние сопротивления источников

r 1 = 2 Ом, r 2 = 6 Ом, внешнее сопротивлениеR=16 Ом .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хомутская Наталья Борисовна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства