kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и формы работы библиотекаря по формированию культуры чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и формы работы библиотекаря

                           по формированию

                           культуры чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы библиотекаря по формированию культуры чтения»

Городское методическое объединение


школьных библиотекарей




семинар



ДОКЛАД НА ТЕМУ:




«Методы и формы работы библиотекаря



по формированию



культуры чтения»








МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКАРЯ


ПО ФОРМИРОВАНИЮ


КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ



Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан.




О воспитании культуры чтения сказано и написано немало. И для нас, школьных библиотекарей, термин «роль культуры чтения» - понятие абсолютно не новое.

Уже начиная составлять план работы школьной библиотеки на год, по учебным четвертям мы выделяем среди основных функций «Культурную». И в отчётах о проведении мероприятий стараемся отмечать роль последнего в формировании культуры чтения в жизни подрастающего поколения.

Итак, культура чтения подразумевает:

  • Умение ориентироваться в книжном мире(в мире литературных источников);

  • Быстро и продуктивно усваивать содержание книг(прочитанного материала);

  • Умение читать книги с максимальной пользой;

  • Умение понимать значение книги в жизни людей и её места среди других видов массовой информации;

  • Это совокупность интереса и любви к книге и способах работы с ней;

  • Знание и использование приёмов рационального чтения.

Когда мы говорим о культуре чтения, выделяем данное понятие в различных функциях, целях.

Как, например:

  • Привитие любви к книге и воспитание бережного отношения к печатным изданиям;

  • Привлечение родителей обучающихся к семейному чтениюи массовым мероприятиях, проводимых библиотекой;

  • Развитие и поддержка в детях радости чтения, как уникальному виду деятельности и состоянию души и учения, а также потребность пользоваться библиотекой;

  • Воспитание устойчивого интереса к чтению и к книге в т.ч.;

  • Умение слушать и понимать смысл произведения;

  • Воспитание самостоятельного читателя и, как следствие, самостоятельного обучающегося;

Т.е. всего, что составляет основание и фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного и культурного человека.

А также в задачах:

  • Показывать книгу как эстетическую и духовную ценность. Как произведение искусства;

  • Знакомить с различными жанрами, авторами, произведениями литературы;

  • Устойчивый интерес к книге даёт возможность показать книгу, как способ понять себя, окружающих людей и окружающий мир. А уроки литературы, вкупе с чтением, дают пищу для самовыражения, самораскрытия ученика и побуждают его к творческому «Я» и служат инструментом адаптации ребёнка в окружающем мире.

  • Учить детей через содержание книг сопереживанию и состраданию, сочувствию;

  • Показать связь литературы с фольклором, вплетая весь арсенал народной мудрости в свою работу;

  • Знакомство с другими видами искусства, представляющими собой целый симбиоз: музыкой(поиск музыкального сопровождения),изобразительное искусство(изготовление декораций), ораторского искусства: декламации, выразительного чтения(заучивание материала), актёрского мастерства и я бы назвала искусство стилиста(одежда, причёска, грим), наконец.

И ВОТ ПЕРЕД НАМИ ГОТОВАЯ МЕТОДИКА – МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ЧТЕНИЕ!Чтение книги учителем + театр по литературным произведениям.

  • Знакомить с музыкой стихосложения.

Исходя из сказанного, сегодня важнейшей задачей является и поиск гармонии всех видов культуры прошлого, настоящего и будущего в том числе.

И сегодня, на мой взгляд, в воспитании культуры чтения на первый план выходит эмоциональная составляющая. Когда наш читатель в лучшем смысле слова эмоционально зависим от книг, где всё под рукой – хорошие положительные примеры, рассказы о подвигах и в которых много полезной информации о самопознании.

Но процесс воспитания заинтересованного читателя – очень непростое дело сегодня. Ведь нашего героя окружает огромное количество форм более доступной информации, составляющих огромную конкуренцию книге! Интернет, телевидение сегодня стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И, кажется, в этом потоке совсем не осталось места книге. Но, с другой стороны, трудно представить себе человека, который не прочитал бы ни одной книги. Ведь только чтение, истинное чтение, которое есть «соучастие в творчестве», по словам Марины Цветаевой, способствует развитию личности ребёнка: развивает фантазию, воображение; книга выступает как способ получить добрую память и неоценимый жизненный опыт. И потому самым важным в формировании читательского интереса школьников является возможность постоянного обращения к литературному тексту, возможность вдумчивого, осмысленного чтения следом за автором.

А сегодня это тем более необходимо, т.к. повышаются требования к роли чтения. Это связано с тем, что для выпускников школ введены экзамены: говорения в 9-х классах и возвращено сочинение в 11-х. И ежедневно для подготовки домашних заданий, особенно по дисциплинам, которые считаются «устными», требуется освоить немало печатного текста.

Согласно Международной программе оценке образовательных достижений учащихся, о которой я узнала при прохождении курсов функциональной грамотности в рамках модуля «Читательская грамотность», читательская компетенция измеряется в двух точках: 10лет и 15 лет. 10 лет – это завершение обучения в начальной школе и, таким образом, завершение обучения чтению и измерение того, насколько ученик готов использовать свои читательские практики для дальнейшего обучения.

Что мы здесь имеем?!

По большей части почти полное отсутствие и помощи и заинтересованности семьи за очень редким исключением. И это несмотря на расхожее мнение о том, что чтение – дело семейное.

Выпускники начальной школы, причём немалое количество читают по слогам и вдобавок, благодаря развитию современных достижений в области поиска информации, становятся «ленивыми» читателями.

Какой напрашивается вывод?!

Дело воспитания культуры чтения, дело воспитания заинтересованного читателя – дело библиотекаря, чаще всего школьного, т.к. именно школьная библиотека – первая библиотека может случится в рождении читательской биографии человека. И, конечно, не без помощи учителя. А чаще всего именно с его не менее заинтересованной помощи.

И здесь мне вновь очень хочется обратиться к теме читательской компетенции. В рамках модуля «Читательская грамотность» лектор буквально призывала своих коллег – педагогов, т.к. именно для них в первую очередь были организованы курсы, на любом уроке, материал любой дисциплины ПРОЧИТЫВАТЬ В КЛАССЕ НА УРОКЕ ВСЛУХ!

Вторая точка читательской компетенции – 15 лет. Здесь проверяется готовность человека использовать свой читательский опыт для решения своих собственных проблем.

По наблюдению не только высоких специалистов, но и нашим наблюдениям, в этих точках, а вернее между ними, на стыке начальной и средней школы библиотеки теряют своих читателей! Чтобы этого не случилось, есть резон прислушаться к мнению специалистов и предлагать литературу и отличные книги: о себе самом, отличную детскую литературу, современную научно – популярную литературу с учётом интересов конкретного обучающегося.

И, конечно, обязательно должно быть ВРЕМЯ ДЛЯ свободного ЧТЕНИЯ, для чтения для души!

Для активизации работы по приобщению детей и подростков к чтению можно остановиться на некоторых формах работы.

  • Это может быть выставка-совет от старшего поколения младшему «Книги нашего детства», а также выставка-совет читателям друг другу «Читатели рекомендуют…». Чтобы впечатлить потенциальных читателей, рядом с книгой, или книгами поместить отзывы тех читателей, которым представленные книги уже знакомы. Также отзывы о книгах применимы и для некоторых других выставок, когда о тех или иных известных книгах можно найти отзывы известных людей. Цитата может служить рекомендацией современному читателю – подростку, поскольку является образцом творческого чтения их сверстников.Например, на выставке, посвящённой книгам-юбилярам.

  • Метод погружения в чтение (см. выше).

  • Выразительное чтение. Можно с предварительной, домашней, подготовкой.

  • Творческое прочтение книг – коллективок: чтение и сборка книги.

  • Обязательное чтение стихов. Например, поэтические пятиминутки, как разминки.

  • Пересказ литературного произведения от лица главного героя (героини).

  • «Примерь ситуацию» («Что бы сделал на месте литературного героя?»).

  • Составление паспорта произведения.

  • Роль детали в раскрытии характера героя (например, кукла Наташи Ростовой).

  • Прогноз возможного содержания литературного произведения.

  • Составление анкеты героя книги.

  • Письмо герою.

  • Выразительное чтение библиотекарем литературного произведения или отрывка интересного, но не конца с целью заинтересовать читателей.

  • Составление карты странствий героев книги.

  • Создание слайд – шоу по тексту лирического произведения.

  • Создание рекламы литературного произведения.

  • «Открытый микрофон» во Всемирный день чтения вслух (первая среда марта).

Есть такой образ – «библиотечный ангел». Это когда судьба вовремя подбрасывает нужную книгу, снабжает всем необходимым для работы, когда писать становится легко и приятно, как будто кто-то доброжелательно за тобой следит.

Будем же такими ангелами для наших читателей, при всех прочих составляющих нашей работы. Ведь в ценностях русской духовности, хранителем которых выступает библиотека, главное место испокон веков отводилось доброте как высшей добродетели человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ЛогвиноваО. Чтением надо увлечь! //Брянская учительская газета.-2011.-18.

Орешко О., Свидлова И. Формирование читательского интереса у школьников //Брянская учительская газета.-2014.-№ 37.

Пряничникова Н. Книга в новом веке: размышления библиотекаря. // Брянская учительская газета.-2008.-№23.

Токарева А.М. Учитесь, читайте, размышляйте! // Читаем, учимся, играем.-2003.-№1.

Челышева А.В. Любовь к чтению. //Читаем, учимся, играем.-2003.-№1.


ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

https://infourok.ru/metodicheskoe-soprovozdenie-professionalnogo-razvitiya-bibliotekarej-po-formirovaniyu-k-kultury-chteniya-5122972.html


https://yandex.ru/search/?/r=10653&text=Методы+иформы=работы+

+библиотекаря+по+формированию+культуры+чтения


https://my.1september.ru/webinar/792






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы и формы работы библиотекаря по формированию культуры чтения

Автор: Григорьева Татьяна Геннадьевна

Дата: 08.06.2023

Номер свидетельства: 633320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-roditieliei-kak-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "133580"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416548430"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Педагогический совет    Тема: «Формирование информационной культуры и медиакомпетентности субъектов образовательного процесса» "
    ["seo_title"] => string(136) "piedaghoghichieskii-soviet-tiema-formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-i-miediakompietientnosti-subiektov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "134572"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416759794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ В ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ."
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniiebazovykhnavykovvchitatielskoigramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "294440"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455643032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методы и формы работы библиотекаря по формированию культуры чтения"
    ["seo_title"] => string(69) "metody_i_formy_raboty_bibliotekaria_po_formirovaniiu_kultury_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "518903"
    ["category_seo"] => string(9) "librarian"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1567338185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства