Просмотр содержимого документа
«Методы и формы работы библиотекаря по формированию культуры чтения»
Городское методическое объединение
школьных библиотекарей
семинар
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Методы и формы работы библиотекаря
по формированию
культуры чтения»
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКАРЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ
Привить ребёнку вкус к чтению –
лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
О воспитании культуры чтения сказано и написано немало. И для нас, школьных библиотекарей, термин «роль культуры чтения» - понятие абсолютно не новое.
Уже начиная составлять план работы школьной библиотеки на год, по учебным четвертям мы выделяем среди основных функций «Культурную». И в отчётах о проведении мероприятий стараемся отмечать роль последнего в формировании культуры чтения в жизни подрастающего поколения.
Итак, культура чтения подразумевает:
Умение ориентироваться в книжном мире(в мире литературных источников);
Быстро и продуктивно усваивать содержание книг(прочитанного материала);
Умение читать книги с максимальной пользой;
Умение понимать значение книги в жизни людей и её места среди других видов массовой информации;
Это совокупность интереса и любви к книге и способах работы с ней;
Знание и использование приёмов рационального чтения.
Когда мы говорим о культуре чтения, выделяем данное понятие в различных функциях, целях.
Как, например:
Привитие любви к книге и воспитание бережного отношения к печатным изданиям;
Привлечение родителей обучающихся к семейному чтениюи массовым мероприятиях, проводимых библиотекой;
Развитие и поддержка в детях радости чтения, как уникальному виду деятельности и состоянию души и учения, а также потребность пользоваться библиотекой;
Воспитание устойчивого интереса к чтению и к книге в т.ч.;
Умение слушать и понимать смысл произведения;
Воспитание самостоятельного читателя и, как следствие, самостоятельного обучающегося;
Т.е. всего, что составляет основание и фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного и культурного человека.
А также в задачах:
Показывать книгу как эстетическую и духовную ценность. Как произведение искусства;
Знакомить с различными жанрами, авторами, произведениями литературы;
Устойчивый интерес к книге даёт возможность показать книгу, как способ понять себя, окружающих людей и окружающий мир. А уроки литературы, вкупе с чтением, дают пищу для самовыражения, самораскрытия ученика и побуждают его к творческому «Я» и служат инструментом адаптации ребёнка в окружающем мире.
Учить детей через содержание книг сопереживанию и состраданию, сочувствию;
Показать связь литературы с фольклором, вплетая весь арсенал народной мудрости в свою работу;
Знакомство с другими видами искусства, представляющими собой целый симбиоз: музыкой(поиск музыкального сопровождения),изобразительное искусство(изготовление декораций), ораторского искусства: декламации, выразительного чтения(заучивание материала), актёрского мастерства и я бы назвала искусство стилиста(одежда, причёска, грим), наконец.
И ВОТ ПЕРЕД НАМИ ГОТОВАЯ МЕТОДИКА – МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ЧТЕНИЕ!Чтение книги учителем + театр по литературным произведениям.
Знакомить с музыкой стихосложения.
Исходя из сказанного, сегодня важнейшей задачей является и поиск гармонии всех видов культуры прошлого, настоящего и будущего в том числе.
И сегодня, на мой взгляд, в воспитании культуры чтения на первый план выходит эмоциональная составляющая. Когда наш читатель в лучшем смысле слова эмоционально зависим от книг, где всё под рукой – хорошие положительные примеры, рассказы о подвигах и в которых много полезной информации о самопознании.
Но процесс воспитания заинтересованного читателя – очень непростое дело сегодня. Ведь нашего героя окружает огромное количество форм более доступной информации, составляющих огромную конкуренцию книге! Интернет, телевидение сегодня стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И, кажется, в этом потоке совсем не осталось места книге. Но, с другой стороны, трудно представить себе человека, который не прочитал бы ни одной книги. Ведь только чтение, истинное чтение, которое есть «соучастие в творчестве», по словам Марины Цветаевой, способствует развитию личности ребёнка: развивает фантазию, воображение; книга выступает как способ получить добрую память и неоценимый жизненный опыт. И потому самым важным в формировании читательского интереса школьников является возможность постоянного обращения к литературному тексту, возможность вдумчивого, осмысленного чтения следом за автором.
А сегодня это тем более необходимо, т.к. повышаются требования к роли чтения. Это связано с тем, что для выпускников школ введены экзамены: говорения в 9-х классах и возвращено сочинение в 11-х. И ежедневно для подготовки домашних заданий, особенно по дисциплинам, которые считаются «устными», требуется освоить немало печатного текста.
Согласно Международной программе оценке образовательных достижений учащихся, о которой я узнала при прохождении курсов функциональной грамотности в рамках модуля «Читательская грамотность», читательская компетенция измеряется в двух точках: 10лет и 15 лет. 10 лет – это завершение обучения в начальной школе и, таким образом, завершение обучения чтению и измерение того, насколько ученик готов использовать свои читательские практики для дальнейшего обучения.
Что мы здесь имеем?!
По большей части почти полное отсутствие и помощи и заинтересованности семьи за очень редким исключением. И это несмотря на расхожее мнение о том, что чтение – дело семейное.
Выпускники начальной школы, причём немалое количество читают по слогам и вдобавок, благодаря развитию современных достижений в области поиска информации, становятся «ленивыми» читателями.
Какой напрашивается вывод?!
Дело воспитания культуры чтения, дело воспитания заинтересованного читателя – дело библиотекаря, чаще всего школьного, т.к. именно школьная библиотека – первая библиотека может случится в рождении читательской биографии человека. И, конечно, не без помощи учителя. А чаще всего именно с его не менее заинтересованной помощи.
И здесь мне вновь очень хочется обратиться к теме читательской компетенции. В рамках модуля «Читательская грамотность» лектор буквально призывала своих коллег – педагогов, т.к. именно для них в первую очередь были организованы курсы, на любом уроке, материал любой дисциплины ПРОЧИТЫВАТЬ В КЛАССЕ НА УРОКЕ ВСЛУХ!
Вторая точка читательской компетенции – 15 лет. Здесь проверяется готовность человека использовать свой читательский опыт для решения своих собственных проблем.
По наблюдению не только высоких специалистов, но и нашим наблюдениям, в этих точках, а вернее между ними, на стыке начальной и средней школы библиотеки теряют своих читателей! Чтобы этого не случилось, есть резон прислушаться к мнению специалистов и предлагать литературу и отличные книги: о себе самом, отличную детскую литературу, современную научно – популярную литературу с учётом интересов конкретного обучающегося.
И, конечно, обязательно должно быть ВРЕМЯ ДЛЯ свободного ЧТЕНИЯ, для чтения для души!
Для активизации работы по приобщению детей и подростков к чтению можно остановиться на некоторых формах работы.
Это может быть выставка-совет от старшего поколения младшему «Книги нашего детства», а также выставка-совет читателям друг другу «Читатели рекомендуют…». Чтобы впечатлить потенциальных читателей, рядом с книгой, или книгами поместить отзывы тех читателей, которым представленные книги уже знакомы. Также отзывы о книгах применимы и для некоторых других выставок, когда о тех или иных известных книгах можно найти отзывы известных людей. Цитата может служить рекомендацией современному читателю – подростку, поскольку является образцом творческого чтения их сверстников.Например, на выставке, посвящённой книгам-юбилярам.
Метод погружения в чтение (см. выше).
Выразительное чтение. Можно с предварительной, домашней, подготовкой.
Творческое прочтение книг – коллективок: чтение и сборка книги.
Обязательное чтение стихов. Например, поэтические пятиминутки, как разминки.
Пересказ литературного произведения от лица главного героя (героини).
«Примерь ситуацию» («Что бы сделал на месте литературного героя?»).
Составление паспорта произведения.
Роль детали в раскрытии характера героя (например, кукла Наташи Ростовой).
Прогноз возможного содержания литературного произведения.
Составление анкеты героя книги.
Письмо герою.
Выразительное чтение библиотекарем литературного произведения или отрывка интересного, но не конца с целью заинтересовать читателей.
Составление карты странствий героев книги.
Создание слайд – шоу по тексту лирического произведения.
Создание рекламы литературного произведения.
«Открытый микрофон» во Всемирный день чтения вслух (первая среда марта).
Есть такой образ – «библиотечный ангел». Это когда судьба вовремя подбрасывает нужную книгу, снабжает всем необходимым для работы, когда писать становится легко и приятно, как будто кто-то доброжелательно за тобой следит.
Будем же такими ангелами для наших читателей, при всех прочих составляющих нашей работы. Ведь в ценностях русской духовности, хранителем которых выступает библиотека, главное место испокон веков отводилось доброте как высшей добродетели человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ЛогвиноваО. Чтением надо увлечь! //Брянская учительская газета.-2011.-18.
Орешко О., Свидлова И. Формирование читательского интереса у школьников //Брянская учительская газета.-2014.-№ 37.
Пряничникова Н. Книга в новом веке: размышления библиотекаря. // Брянская учительская газета.-2008.-№23.