Просмотр содержимого документа
«Метапредметные темы в рамках предметных курсов по географии»
Метапредметные темы в рамках предметных курсов по географии.
Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, географии, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов?
Включение в стандарты метапредметности, по мнению Хуторского Андрея Викторовича доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, это прогрессивный шаг. Но сделано это без должного научного обоснования, с неправомерным отождествлением метапредметной и общеучебной деятельности, подменой педагогических и дидактических понятий психологическими.
Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху. Учителям нынешний стандарт непонятен.
Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность достаточно давно – более 20 лет – проектируются и реализуются научной школойХуторского, в основе которой заложен принцип человекосообразности.
Что собой представляет Научная школа? Прежде всего, это научное течение. Основной вектор исследований — человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы образования в соответствие миссии человека.
Основные положения Научной школы А.В.Хуторского:
1. Человек – творец. 2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны. 3. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для вселения человека. 4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру. 5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.
Что такое человекосообразность образования? А.В.Хуторской ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.
Основы образования человека с позиций Научной школы:
1. Образование – процесс и результат образовывания человека. 2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру. 3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов. 4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса. 5. Содержание образования – среда для самореализации человека. 6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком. 7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.
«Мета» – означает «стоящее за». Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
Определение метапредметного урока
Метапредметный урок- это урок, целью которого является
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Метапредметный урок- это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Метапредметный урок- это урок, с помощью которого...
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "Проблема", "Знание", и др.);
- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Признаки метапредметного урока
-Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
-Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.
Использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться"
Урок с межпредметными связями- получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Интегрированный урок- систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Метапредметный урок- применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
Перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме:
- Речь вовсе не идет о том, чтобы заменить традиционные учебные предметы методологической абракадаброй, но повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления.
Методисты считают, что метапредметы – это не заумь и не страшно, этому можно достаточно быстро научиться.
Однако перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план дополнительные предметы, поэтому учителям рекомендуется использовать в рамках предметных курсов метапредметные темы («Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание - незнание», «Модель - способ - рисунок», «Порядок и хаос» и т.д.) или включать метапредметные темы в предметную тему урока: например, при изучении темы "Свойства воды" исследуется и метатема "Порядок и хаос". Метапредметные задания ("Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Сочинение", "Конструкция", "Здоровье" и т.п.).
Наш с Вами любимый предмет,как никакой ,дает возможности проектировать уроки с метапредметным подходом. Знакомое и не единожды переизданное издание «За страницами учебника географии», интернет и т.п. давно позволяет нам выйти за рамки учебных тем и дает детям возможность быть и путешественниками, и первооткрывателями, и геологами, и космонавтами.
Метатемы:
1.«Пространство и время» - Геологическая история, Географическое положение России.
2.«Мир как система систем» - Земля – как планета Солнечной системы.
3.«Знание – незнание» - Как люди открывали мир.
4.«Модель – способ – рисунок» -Географическая карта и план местности.
5.«Порядок и хаос» - Свойства воды.
Метапредметные задания:
1.Образ – Страны, природного комплекса, крупного региона России, города.
2.Закономерность – Географическая зональность.
3.Задача – Условия и факторы размещения.
4.Знак – Природные ресурсы, топографический план и карта.
5.Здоровье – Климат и человек, стихийные природные явления в литосфере.
Курс "Метапредметный подход к проектированию учебных занятий по географии"
Курс разработан учёными Института образования человека под руководством докт. пед. наук, члена-корреспондента Российской академии образования А.В.Хуторского.