Конспект открытого занятия "Виды и свойства бумаги"
Конспект открытого занятия "Виды и свойства бумаги"
На занятии вы познакомитесь с историей возникновения бумаги, её видами и свойствами через опыты. А для этого я вам предлагаю побывать в нашей экспериментальной мастерской и окунуться в волшебный мир превращений бумаги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Виды и свойства бумаги"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества №1
Конспект
открытого занятия
для детей младшего школьного возраста
по теме:
«Виды и свойства бумаги». Экспериментальная мастерская.
Подготовила:
Решетова Н.Г.
Педагог дополнительного образования
Ульяновск – 2016г.
Дата: 28.10.2016
Раздел программы: «Квиллинг».
Тема: «Виды и свойства бумаги».
Тип занятия: по ознакомлению с новыми знаниями и умениями.
Цель: познакомить учащихся с видами и свойствами бумаги в процессе опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
опытным путём изучить виды и свойства бумаги;
познакомить детей с приёмами окраски бумаги по мокрому, с помощью мятой бумаги и поролона, техникой набрызг.
Развивающие:
развивать у детей мышление, воображение, внимательность, умение следовать устным инструкциям.
Воспитывающие:
воспитывать у учащихся эстетический вкус, прививать интерес к окружающему миру;
воспитывать культуру труда, стремление создать красивые вещи своими руками.
Методическое оснащение занятия: конспект занятия, электронная презентация «Из истории бумаги», раздаточный материал: бумага (газетная, картон, офисная), одноразовая посуда (стаканчики, тарелки), емкость для воды, влажные салфетки, наглядный материал: альбом с образцами различных видов бумаги, презентация «Из истории бумаги», сертификат для детей «Участники экспериментальной мастерской», краски, кисти, поролон.
Оборудование и материалы:
Мини-выставка детских работ, кисточки, зажигалка, гуашь, салфетки, мультимедиа, глобус.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные.
План занятия:
Организационный этап (приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих) - __2_ минуты.
Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию, сообщение темы занятия и цели учебно-познавательной деятельности) - _8 минут.
Основной этап (изложение нового материала, физкультминутка, текущий контроль, самостоятельная практическая работа) - 25 минут.
Итоговый (анализ, оценка успешности достижения цели) - __5__минут.
Рефлективный (мобилизация детей на самооценку – работоспособность) - 5__минут.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Проходите и вставайте полукругом (или вокруг стола). Вы видите, что наш кабинет сегодня необычен. Мы с вами попали в экспериментальную мастерскую. А кто-нибудь знает, что означает экспериментальная мастерская? Помещение, где люди проводят эксперименты. И люди должны быть в специальной одежде (вы видите, она у вас лежит на стульчиках). Оденьте её. И мы будем настоящие мастера –экспериментаторы. Сегодня у нас в гостях педагоги ЦДТ№1. Они посмотрят, как мы занимаемся, что нового узнали, чему научились за этот период. Посмотрите на них, поздоровайтесь, чтобы потом не отвлекаться.
В мастерской, где проводят эксперименты, есть правила, которым нужно следовать, послушайте их:
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Четко, громко отвечать.
2. Подготовительный этап.
Сообщение темы занятия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с историей возникновения бумаги, её видами и свойствами через опыты. А для этого я вам предлагаю побывать в нашей экспериментальной мастерской и окунуться в волшебный мир превращений бумаги.
-Ребята, вы готовы? (да). Тогда отправляемся (кручу глобус и останавливаю на Китае). Итак, мы в Китае. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей).
- Да, правильно, потому что в Китае впервые изобрели бумагу.
- Дети, а давайте совершим виртуальную экскурсию в эту удивительную страну. Хотите? Отправляемся (просмотр презентации об истории возникновения бумаги).
Информационный материал.
Слайд 1: Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст.
Слайды 2 и 3: В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. Слайд 4: А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.
Слайд 5: Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса (местное растение), снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.
Слайд 6: Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана
Слайд 7: Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергаме делали материал для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергаментом.
Слайды 8: До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке.
Слайд 9: Но собственно бумагу изобрел в Китае Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
Слайд 10: Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли секрет изготовления бумаги и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Слайд 11: Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.
Слайд 12: В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
3. Основный этап.
- Вот мы и познакомились с историей возникновения бумаги, а сейчас в нашей экспериментальной мастерской мы проведём исследования, которые будут проходить в два этапа:
1 этап - мы познакомимся с видами бумаги и изучим её свойства через опыты.
2 этап - и в практической деятельности будем окрашивать бумагу разными способами.
Изложение нового материала.
-Посмотрите некоторые виды бумаги, я показываю, а вы называете их (альбом с образцами).
- Итак, ребята, изучим свойства бумаги через опыты.
-Для работы нам потребуются: тарелочки с различными видами бумаги, емкость для воды, картинки.
Опыт №1Гладкость.
-Возьмем листочки и проведем пальчиком по поверхности бумаги. Какие у вас ощущения? (гладкая, шероховатая). Вывод: бумага бывает разной текстуры: гладкая и шероховатая.
Опыт №2 Прозрачность.
-Возьмем плотную бумагу и тонкую, наложим на картинку. Что мы увидим? Вывод: тонкая бумага просвечивает, а плотная нет. Бумага тонкий непрозрачный материал.
Опыт №3 Впитываемость.
-Опустим листочки в емкость с водой. Какие выводы можно сделать?
Вывод: бумага впитывает воду. Тонкая бумага намокает быстрее, а плотная медленнее. Чем плотнее бумага, тем меньше она теряет форму после увлажнения.
Опыт №4 Прочность.
-Возьмем листочки и порвем их по середине. Какая бумага рвется легче, а какая труднее? Вывод: бумага рвется. Чем прочнее бумага, тем тяжелее рвется.
Опыт №5 Пластичность.
-Возьмем листочки бумаги и пробуем скатать в комочек. Как мнется бумага в руке? Вывод: мягкая бумага – легко поддается, картон нет.
Опыт №6 Горение. Этот опыт я проделаю сама, а вы понаблюдаете.
- Возьму лист бумаги и поднесу к огню. Как вы думаете, бумага хорошо горит? Вывод: бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит.
Вывод:
- Итак, ребята, по окончании наших исследований сделаем вывод по проведенным опытам: в зависимости от толщины материала, можно сказать, что бумага – тонкий, непрозрачный материал, бывает разной текстуры, впитывает влагу, рвется и мнется, легко воспламеняется и быстро горит. Молодцы!
Физкультминутка.
- Сейчас отдохнем, проведем физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
-Молодцы! Продолжим работу.
-Следующий этап нашей экспериментальной мастерской - волшебные превращения бумаги – окраска бумаги. Мы с вами будем как настоящие мастера - создавать неповторимые окраски на нашей бумаге, экспериментируя с красками и материалами (переходим за вторую группу столов).
Опыт №1 Окраска бумаги по мокрому.
Возьмем белый лист бумаги, кисть окунаем в чистую воду и мочим листочек, а затем по мокрому листочку кисточкой наносим любой цвет краской.
Опыт №2 Окраска бумаги мятой бумагой и кусочком поролона.
Возьмем белый лист бумаги, другой листочек скатаем в комочек, опускаем в гуашь и наносим рисунок на бумагу. Аналогично с поролоном.
Опыт №3 Окраска бумаги набрызгом.
Возьмем белый лист бумаги, зубную щетку окунаем в стакан с водой, а за тем в краску. Зубочисткой проводим по щетке.
Вывод:
- Итак, ребята, мы с вами поэкспериментировали, самостоятельно окрасив разными способами бумагу. Знание способов окраски бумаги вам может пригодится при изготовлении открыток, сувениров и т. д.
5.Итоговый
-Работа закончена. Все хорошо поработали. Молодцы! Давайте покажем нашим гостям свои работы.
-Ребята, на память о нашей экспериментальной мастерской и волшебном превращении бумаги, я хочу вам вручить сертификаты «Участники экспериментальной мастерской».
6. Рефлективный
- Ребята, понравилось ли вам занятие? На листе бумаги обведите свою руку, на каждом пальчике напишите, что нового вы узнали, чему сегодня научились, побывав в экспериментальной мастерской (затем дети зачитывают).
- Надеюсь, что знания, приобретенные сегодня, помогут вам в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни. Спасибо, всем до свидания!
Самоанализ открытого занятия
по теме: «Виды и свойства бумаги»,
проведенного педагогом дополнительного
образования Решетовой Н.Г.
1.Общие сведения.
Занятие проводилось в группе первого года обучения. Возрастной диапазон 9 лет.
2.Тема и тип учебного занятия.
Данное занятие относится к разделу «Квилинг». Тема занятия: «Виды и свойства бумаги». Тип занятия - по ознакомлению с новыми знаниями и умениями.
3.Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном иразвивающем аспектах.
Цель: познакомить учащихся с видами и свойствами бумаги в процессе опытно- исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: опытным путем изучить виды и свойства бумаги; познакомить детей с приемами окраски бумаги по мокрому, с помощью мятой бумаги и поролона, техникой набрызг.
Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, прививать интерес к окружающему миру, воспитывать культуру труда, стремление создавать красивые вещи своими руками.
4.Содержание учебного занятия.
На занятии была использована фронтальная форма учебной работы - подача материала всему коллективу обучающихся. Среди методов обучения использовались: объяснение, инструктаж, рассказ, беседа, демонстрация практических операций, практическая работа. Среди форм контроля были применены устный опрос. В качестве наглядных пособий и ТСО были использованы: мини-выставка детских работ, образцы различных видов бумаги, сертификат для детей «Участнику экспериментальной мастерской». Был представлен познавательный материал об истории возникновения бумаги. Все это способствовало достижению цели и задач, поставленных перед занятием, т. е. для прочного усвоения учебного материала, для развития интереса к материалу и расширению кругозора детей.
5.Структура учебного занятия.
1 этап занятия – организационный момент прошел оперативно, дети подготовились к началу занятия.
2 этап – подготовительный - подготовка к содержательной части. Я начала с путешествия в виртуальную экскурсию, была показана презентация об истории возникновения бумаги.
3 этап – основной – был сделан плавный переход к теме занятия и целям. Дети познакомились с видами бумаги и изучили ее свойства через опыты. По окончании исследований сделали вывод: бумага- тонкий, непрозрачный материал, бывает разной текстуры, впитывает влагу, рвется и мнется, легко воспламеняется и горит. Была проведена физкультминутка. На следующем этапе экспериментальной мастерской учащиеся окрашивали бумагу по мокрому, с помощью мятой бумаги и поролона, техникой набрызг.
5 этап – итоговый. Детям были вручены сертификаты «Участнику экспериментальной мастерской».
6 этап – рефлексивный. Подведение итогов работы (понравилось ли занятие, что нового узнали?) Учащиеся на листе бумаги обводили ладошки и на каждом пальчике писали, что нового узнали.
6.Методы обучения.
Методы, которые применяла на занятии, соответствовали цели занятия, способствовали творческому мышлению, развитию познавательной активности, воспитывали эстетический вкус и интерес к окружающему миру.
7.Система работы педагога.
Занятие было запланировано правильно. Рационально распределено время на каждом этапе. Все дети смогли завершить работу до конца. На всех этапах занятия подходила индивидуально к каждому ребенку и оказывала помощь, делала замечания, давала советы. Для снятия напряжения была проведена физкультминутка. Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся в течение всего занятия.
8.Система работы учащихся.
Психологическая атмосфера в группе была доброжелательной. Дети помогали друг другу, работали организованно, вели себя тактично по отношению к педагогу
9. Общие результаты учебного занятия.
Основные цели и задачи были достигнуты. Занятие детям понравилось. Перспективы своей деятельности: поиск интересных идей, новых форм подачи материала.