Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Знакомство с эмоциями"»
Занятие «Знакомство с эмоциями»
Цель: формирование представлений детей об основных эмоциях, умении их различать и экологично переживать.
Задачи: познакомить детей с основными эмоциями, способами их выражения и проживания экологично, то есть без вреда для себя и окружающих; рассмотреть понятия «настроение», «мимика», «жесты»; развивать связную речь, внимание, мышление, эмоциональный интеллект, познавательный интерес, мелкую моторику.
Рекомендуемый возраст: 5-10 лет
Материалы: карточки с изображением эмоций на лице, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наших эмоциях и настроении. Научимся различать наши эмоции и узнаем, что с ними делать. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об эмоциях, настроении. (Ответы детей)
Молодцы, вы уже немного знакомы с эмоциями. Эмоции – это наши яркие ощущения, их очень много и у них есть свои особенности, например, разные выражения лица и движения руками – это и есть мимика и жесты. Давайте рассмотрим карточки и подробнее поговорим о некоторых эмоциях.
Как мне радостно, прекрасно –
Слов нет, очень хорошо!
Что за день – весёлый, ясный!
Прыгать хочется, смеяться,
Веселиться и дружить.
И не буду претворяться,
Что мне нравится так жить!
Радость – это приятная эмоция, которая возникает, когда человек чем-то очень доволен. Например, ребёнок получил желаемую игрушку. Радость отражается на лице человека и может сопровождаться жестами. Скажите, как и какими именно? (Ответы детей) Однако воспитанный человек не станет проявлять бурную радость(шуметь, кричать, прыгать) в общественных местах, потому что это может помешать другим. Давайте вспомним что-то, что заставило вас радоваться. Как думаете, у всех радость проявляется одинаково? (Ответы детей)
У меня в руке платок, слёзы вытираю,
Сегодня мой сосед – дружок,
Сказал мне : "Не играю!"
Я подарю ему ведро, в песочнице копаться.
И обещаю: " Никогда не буду больше драться!"
Обида - это чувство, вызванное оскорблением, огорчением, причинённым несправедливо, незаслуженно. Самый простой и эффективный способ освободится от обид – это выразить свои чувства. признаться себе «да, я обижен». а еще нужно выразить обиду самому обидчику, прямо говоря о своих чувствах и твердо высказывая свои пожелания. Зачастую обидчик чувствует себя не лучше обиженного. Вспомните, пожалуйста, случай, когда вы обиделись и что чувствовали при этом. (Ответы детей)
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит – что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
Удивление - эмоциональная реакция человека на неожиданную ситуацию. Удивление всегда впечатление от чего-нибудь странного и непонятного. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление превращается в радость. Вспомните ситуацию когда вы чему-то сильно удивились. Это было приятное чувство или нет? (Ответы детей)
Я в делах плохой советчик,
Затеватель битв и ссор.
За себя я не ответчик,
На расправу лих и скор.
Как от искры порох, братцы,
Мигом я готов взорваться.
Пострашней чем лютый лев,
Разум ослепивший Гнев.
Гнев — чувство сильного негодования или возмущения, состояние крайнего раздражения или недовольства кем-либо, чем-либо (обычно бурно проявляющееся). Гнев возникает как реакция на препятствие, помеху в удовлетворении потребности. Задачей гнева является устранение этого препятствия. Гнев является более сильным вариантом злости.
Гнев - разрушительное чувство. Человек постоянно гневающийся становиться раздражительным, нетерпимый к людям. Давайте вспомним, герои каких сказок гневались? Что стало причиной их гнева? (Ответы детей)
- Почему ты плачешь, киска?
- У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
- Почему же стало грустно?
- Потому, что было вкусно!
Грусть - эмоциональное состояние человека, при котором он чувствует печаль, уныние. Человек начинает грустить, когда чувствует какую-то неудовлетворенность: не оправдались надежды или ожидания, случилось что-то неприятное. Давайте вспомним событие, которое стало причиной для грусти. Как вы думаете, почему появилась грусть? Это было приятное или неприятное чувство? (Ответы детей)
Эти эмоции бывают и у вас, также вы видите их каждый день у других ребят, в семье, на улице у прохожих людей.
А теперь давайте вместе сделаем смайлики с эмоциями, которые я вам скажу. Каждому на ушко называем эмоцию. Дети вырезают круги из цветной бумаги и карандашами рисуют проявления эмоций.
А теперь давайте по очереди угадаем эмоции.
Ответы детей.
Молодцы, ребята, все угадали эмоции.
Как вы думаете, для чего мы с вами играли в эту игру?
Какая эмоция для вас оказалась сложной?
Ответы детей
Ребята, давайте немного пообсуждаем. Как правильно себя вести, если кто-то из детей злится?
Ответы детей
Если кто-то очень злится, то лучше к нему не подходить с вопросами, и ни в коем случае не обзывать. Нужно его оставить в покое на некоторое время, и он сам успокоится.
Как можно успокоиться, когда вы сами злитесь, чтобы никого не обидеть?
Ответы детей
Нужно сосчитать до десяти (дети вместе с психологом считают до 10), глубоко и медленно подышать (дети глубоко и медленно вдыхают и выдыхают), умыться, уединиться. А если кто-то расстроен и плачет, что можно сделать?
Ответы детей.
Какие вы молодцы! Правильно, в этом случае, ребята, можно спросить, что случилось и по возможности помочь или обратиться к взрослым за помощью.
А теперь поиграем в игру «Видеофон», будем передавать друг другу и угадывать эмоцию.
Игра «Видеофон»
Все встаем в паровозик, друг за другом и закрываем глаза. Я показываю первому, кто стоит в цепочке какую-то эмоцию, он стучит по плечу следующего ребенка и показывает эту эмоци, а остальные не подглядывают, ждут своей очереди.
После того, как все дети показали, сначала спросить детей какую эмоцию показали они, а потом показать правильный ответ (правильную эмоцию), показать детям своим лицом заданную эмоцию и спросить, получилось ли у них так же передать эмоцию.
Эмоции для игры: удивление, гнев, радость.
Получилось ли у вас показать эту эмоцию?
Ребята, вы большие молодцы!
Ребята, что нового вы сегодня узнали? О каких эмоциях мы с вами говорили?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами учились определять эмоции и настроение по выражению лица детей. С какими эмоциями мы познакомились?
Ответы детей.
Сделали вывод, что приятнее общаться и играть с улыбающимися людьми, и самим приятнее улыбаться.
Ребята, в конце нашего занятия хочу спросить понравилось вам наше занятие?
Какое у вас сейчас настроение, поднимите карточку с подходящей эмоцией.