Демонстрационный материал: Репродукция картин И. Левитана “Золотая осень», «Поздняя осень». Репродукция картин художников «Натюрморт»,иллюстрации для показа, палитра, кисть, 2 мольберта, 2 ватмана.
Техническое обеспечение: аудиозапись: весёлая музыка, П.И.Чайковский «Октябрь»; видеофрагмент из м/ф «Маша и медведь».
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и прозы об осени; загадывание загадок о погодных явлениях осени; рассматривание иллюстраций, репродукций картин; знакомство с приметами осени; разучивание песен, хороводов; вырезание листьев из цветной бумаги; раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику; сбор семян, листьев.
Ход образовательной деятельности:
Педагог:- Здравствуйте ребята!
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - ДОБРОЕ УТРО! - ДОБРОЕ УТРО! Солнцу и птицам. ДОБРОЕ УТРО! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера!
«Доброе Утро!»
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: - Я вижу у всех хорошее настроение.
- Ребята, догадайтесь, кто я?
У меня есть карандаш, разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,
А ещё мольберт-треножник,
Потому что я… (художник).
-Да, я – художник, а это моя мастерская. А вы знаете кто такие художники?
(Ответы детей). Правильно, художник рисует картины.
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт. (С. Чертков)
Предлагаю послушать небольшую историю.
Человек всегда старался сделать свое жилье красивым и уютным. Много тысяч лет тому назад, первобытный человек, живя в пещере, начал изображать на стенах своего жилища людей и животных. Рисунок их был совсем простым: палочки, да крючки (показ иллюстраций).
Человек жил в пещере, не умел шить одежду, ел мясо диких животных, но уже рисовал. Но рисуя угольком из костра, люди видели скучные одноцветные рисунки. Как вы думаете, что придумали люди? (Ответы детей). Правильно, краски.
Но в мастерской художника должны быть не только краски.
Давайте вспомним, что нужно художнику для работы. А для этого отгадайте мои загадки.
Помощник деревянный Должен быть он острым постоянно Контур, натюрморт, портрет, пейзаж Быстро нарисует… (карандаш)
Я люблю купаться в краске Совершенно без опаски. Сголовою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь. По бумажному листу Или тканному холсту. Влево, вправо, вверх и вниз Я гуляю. Кто я? (кисть)
А чтобы краски разводить Художнику нужна… (палитра)
Нанесёт она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит... (акварель)
Все загадки отгадали, а теперь мы поиграем!
Игра «Мастерская художника».
Звучит музыка «Ералаш - Музыка счастья».
Дети из множества картинок, выбирают одну, с принадлежностями художника. Выставляют на листе бумаги, создавая мастерскую.
Молодцы, ребята, теперь и вы создали свою мастерскую.
Педагог: -Что должен уметь художник? (Хорошо рисовать).
- Что он создаёт? (Картины).
- Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, фрукты, овощи, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок).
- Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, обладать хорошей памятью).
- Стать настоящим художником совсем непросто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант.
-Ребята, а вы знаете имена великих художников? (В.Серов, И.Репин,
И. Левитан; И. Шишкин, В.Васнецов).
- Ребята, а где хранятся работы художников? (Ответы детей). Правильно, некоторые произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях (показ иллюстраций).
Педагог предлагает совершить экскурсию по мастерской и рассмотреть картины художников о осени.
Осенняя природа дарит нам необыкновенно богатую палитру ярких красок. От ярких тёплых оттенков до холодных тонов от которых мы чувствуем радость, но в тоже время и грусть прощания с летом.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень».
- Какая это картина по настроению? (ответы детей).
- Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. (И.Бунин)
Картина Исаака Левитана «Поздняя осень».
Что вы можете сказать об этой картине. Какая здесь изображена осень?(Ответы детей).
Педагог: Да, ребята, осень бывает разная. Говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (А.С.Пушкин)
Подходим с детьми к столу, где оформлена выставка картин – натюрморты.
Рассматривание осенних натюрмортов.
Педагог: Ребята, помните, как Мишка из мультика «Маша и медведь» рисовал картину, где возле бочонка с мёдом лежали яблоки и груши? Всё, что сорвано, срезано или собрано, но продолжает радовать человеческий глаз, — это натюрморт. Его и рисовал лохматый художник (просмотр фрагмента из м/ф).
Но прежде чем написать натюрморт, художник продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Воспитатель: А сейчас хочу проверить всё ли вы запомнили? И хочу загадать вам загадки.
Если видим на картине
Фрукты и цветы в корзине.
Или вкусный - вкусный торт…
Значит это - … (натюрморт). - Найдите на доске натюрморт.
Если видишь на картине
Речку, поле, берег в тине,
Лес, дорогу, домик наш…
Перед нами сам - …(пейзаж). - Найдите на доске пейзаж.
А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих художников.
Дети занимают места за столами. На столах лежат листы бумаги, с нарисованными основными деталями определенного жанра живописи: натюрморт – ваза; пейзаж – стволы деревьев.
Педагог предлагает нарисовать детям картину, в том жанре, какой у них предложен на листах.
Материал на выбор детей: цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши. Перед детьми репродукции картин, выполненные в различных жанрах живописи.
Самостоятельная продуктивная деятельность.
Звучит мелодия П.И.Чайковский «Октябрь».
Подведение итогов.
Педагог: Ваши картины просто замечательные. Я очень рада, что вы побывали в художественной мастерской.
Ребята, вы сказали, что художники хранят свои картины в музеях и галереях. А давайте и мы с вами оформим выставку ваших работ (оформляетсявыставка).
Педагог: Ребята, что нового вы узнали? Нужна ли нам профессия художника?
Хотите ли вы стать настоящими художниками? Что нужно делать для этого.