kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час: "Что означают наши имена".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие психческих процессов.

Развитие сплоченности коллектива

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Что означают наши имена".»

Классный час по теме: "Что означают наши имена"


Цели:

  • Познакомить учащихся со значением их имен;

  • Развитие, любознательности;

  • Зародить желание узнать больше о своей родословной


Вступительное слово учителя.


Меня зовут Альбина Черменовна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители. Меня назвали в честь моей бабушки. Бабушки давно нет на земле, а ее имя живет. Это имя я получила как наследство. Кто-то получает в наследство дома, сокровища, а я получила имя. Мне всегда хотелось знать, почему меня назвали в честь бабушки. Какой она была? Похожа ли я чем - нибудь на того человека, в честь которого получила свое имя?

   - А в честь кого были названы вы?

   - Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого вы были названы?

   - Что вы знаете об именах, которые вы носите?

      Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение.

Знаете ли вы, что означает ваше имя? Расскажите нам почему ваши родители дали вам именно это имя?

В память о вашем родственнике?

Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.





              Твое имя

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни, что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!

Артур принадлежит самому воинствующему древнему народу Европы – кельтам. В переводе оно звучит как «человек-медведь» или «камень». Убедительным также считается латинский вариант происхождения, от слова artus, которое трактуется как «сила, мощь». Некоторые исследователи считают, что оно было образовано от греческого названия звезды Арктур и означает «страж медведицы». Популярность приобрело благодаря легендарному королю-завоевателю Артуру.

Имя Артем имеет греческое происхождение, по одной из версий в переводе означает "обладающий безупречным здоровьем". По другой версии имя Артем производное от имени Артемий и означает "поклоняющийся богине Артемиде"

Эльдар связывают с тремя различными культурами. Первая – это европейская, где скандинавское имя Эльдар состоит из двух частей и переводится как «огненный воин», «воин огня». Сегодня в Дании оно преобразовалось в Эллара, а в Швеции, Исландии и Норвегии сохранилось в своем первозданном виде. По второй версии, его связывают с греческим Илиодор (Хелиодорос); значение этого имени переводится как «дар солнца». Согласно третьему мнению, Эльдар - это форма Ильдар, происходящего от тюрко-персидских слов «ил» — «государство» и «дар» — «обладать», т. е. «правитель», «предводитель».

Аслан с тюркского языка переводится как «могучий лев». Имя имеет самые древние корни и считается знатным, прошедшим через много славных поколений. В истории существует упоминание о могущественном владыке Газикумухского ханства. Звали его Аслан-хан. Он был хороший воин, справедливый и объективный судья. Современники оправдывают характеристики, которыми их наделил предок. Аслан способен к лидерству, наделен справедливостью, имеет царственные манеры, великолепно сложен и красив. Несмотря на брутальность, Аслан любит окружать себя дорогими предметами, следит за своей внешностью, любит роскошные и дорогие вещи.

Женское имя Милена по происхождению славянское. Образовано по идее от слова «милая» и трактуется идентично. Тем не менее, есть и похожее по звучанию зарубежное имя, пользующееся популярностью в Европе и странах Запада. Имя Милена пользуется спросом во многих странах Европы и Запада, а не только в России. Но причина спроса не столь в красоте звучания, сколь в хорошей значимости, уникальной символике, и отличной совместимости с большинством знаков зодиака. И мы как раз-таки и разберемся со всеми этими аспектами ниже…



Женское имя Эмма по происхождению латинское. Буквальная трактовка по этой версии может звучать как «драгоценная» или «душевная». Образовано от имени Эммануэль – является его краткой формой. Но есть и другая версия, по которой имя Эмма имеет мусульманские корни. Тут значение звучит как «верная» или «надежная».
имя Сармат означает «сын Скифа». Еще греческий историк Геродот писал, сарматы произошли от браков скифов и амазонок. Соответственно, так и трактуют имя. Но на сегодняшний день существует несколько вариантов перевода этого имени, так с персидского языка имя Сармад, заметьте, что произошла смена буквы «т» на «д» не случайно и не ошибочно, переводится как «вечный, безграничный, бессмертный». Кроме этого, отметим, что в настоящее время имя Сармат получило широкое распространение и приобрело известную популярность, как это ни странно, на территории Осетии. Но национальность имени Сармат корнями уходит в глубину славянской истории, а само имя звучит гордо, красиво, решительно и смело.

Марина связывают с римским родовым патрицианским именем Marinus. В переводе оно означает «морская». Простое, красивое имя Марина присуще жизнерадостным милым дамам, общительным и импульсивным, способным на широкие и красивые жесты, характер и поступки которых невозможно предугадать. Так, искреннее воодушевление девушки может за минуту смениться апатией, а улыбка – горькими слезами. Поэтому такое имя для девочек присуще натурам, которых любая неудача может выбить из колеи, а любая победа – поднять до небес. Арсен – имя древнегреческого происхождения, означающее «мужественный» или «мужской», а также «бесстрашный» или «сильный». Большой популярностью оно пользуется у армян и татар. Эксперты полагают, что первоначальной его формой было имя Арсений. Такой мужчина – смелый человек, готовый рискнуть и идущий до конца в любом деле.

Женское имя Зинаида пришло к восточным славянам из греческого языка и, по мнению исследователей, имеет непосредственное отношение к богу грома и молний. Его происхождение связывают с древнегреческим именем Зенаис, которое означает «принадлежащая Зевсу», «из рода Зевса, Зевсова». В переводе с арабского языка оно принимает значение «красивая», а с латинского - переводится как «заботливая».

Станислав по происхождению старорусское, славянское. Буквально трактуется как «ставший славным». Образовано от слова «стан», значение которого звучит как «становиться» и «слав». При этом считается католическим и именины празднует в соответствии со своей принадлежностью. Хотя имеются и другие версии… Имя Станислав имеет большую историю и сегодня пользуется популярностью, но только в странах бывшего СССР, и то, не во всех. Оно обладает хорошей значимостью и символикой, плюс, оно совместимо со многими русскими женскими именами, что не менее важно.
Викторина

  • В каком имени 30 я? (Зоя)

  • В каком имени пол я? (Поля)

  • Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)

  • Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)

  • Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

( Имя)

  • Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? ( Алла, Анна, Ада)

  • Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки.

( Коля – Оля, Вася – Ася)

  • Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э.

( Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

 Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

 С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

 Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".

  • Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

  • Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

  • Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные.

(Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

"Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).

Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".

А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.

Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.

Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.

Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в поселке, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.

С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры.

Викторина

А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

  • Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. ( Незнайка )

  • Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

  • У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек )

  • Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )

  • У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. ( Гарри Потер )

  • Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки?

Сестрица Аленушка и братец Иванушка )

  • Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

  • Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )

  • Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )

  • Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

  • Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?( Василиса)

  • Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? ( Таня )

  • Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? ( Федор )

  • Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

( Карлсон )

  • Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )


Выводы


Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

                                                                                  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Классный час: "Что означают наши имена".

Автор: Альбина Черменовна Бирагова

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект классного часа "Что означают наши имена?""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiektklassnoghochasachtooznachaiutnashiimiena"
    ["file_id"] => string(6) "281596"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453553821"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Воспитательский час " Что означают наши имена " "
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatiel-skii-chas-chto-oznachaiut-nashi-imiena"
    ["file_id"] => string(6) "238184"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444496112"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час "Что означают наши имена?""
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi_chas_chto_oznachaiut_nashi_imiena"
    ["file_id"] => string(6) "362524"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1480086334"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Всекубанский классный час "В единстве наша сила" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "vsiekubanskii-klassnyi-chas-v-iedinstvie-nasha-sila-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "228247"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441192275"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "классный час на тему "мы-будущие избиратели" "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-na-tiemu-my-budushchiie-izbiratieli"
    ["file_id"] => string(6) "194963"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427826156"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства