познакомить учащихся с типами и видами конфликтов;
выработать правила предупреждения конфликтов;
воспитывать уважение друг к другу, доверие, миролюбие.
Форма проведения: приветствие, минутка тишины «Путешествие на дно моря», работа над темой классного часа, объяснение опорных понятий, старинная индийская шуточная сказка, игра спустить пар, «цветы примирения», практический тренинг – обсуждение, итог.
Время проведения: 45 минут
I. Приветствие.
Добрый день уважаемые гости, дорогие коллеги. Добрый день, мои любимые ученики. Добрый день, мир, в котором мы живём.
Минутка тишины.
А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправимся с вами в необычное путешествие: на дно моря (Зазвучала музыка)...
«Путешествие на дно моря».
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете по берегу моря. Прислушайтесь к мягкому плеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы видите, что это дельфин. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой! Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря.
Смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Теперь дельфин отправляется в обратный путь.
Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Поблагодарите дельфина за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Какие чувства вы сейчас испытали?
(душевного покоя, доброты, любви, умиротворения)
II. Работа над темой классного часа.
1. Обращение к эпиграфу:
Человек знает, что хорошо, Но делает чаще то, что плохо.
(Сократ)
Как вы понимаете это высказывание? (по кругу ученики отвечают)
Все, что вы сейчас перечислили, высказав свое мнение, вызывает в некоторых случаях конфликты.
2. Так что же такое конфликт?
Мозговой штурм.
3. А были ли у вас в классе конфликтные ситуации? (по кругу ученики отвечают)
Вывод: Конфликты — это часть нашей жизни. И, несмотря на то, что мы стремимся устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими, нам это не всегда удается.
III. Объяснение опорных понятий.
Бывают разные виды конфликтов: деловые, производственные, семейные, политические, социальные.
А какие конфликты бывают в школе? (по кругу ученики отвечают)
КОНФЛИКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ
(возникает по поводу выполнения учеником учебного задания, успеваемости, вне учебной деятельности)
(поступков) возникает по поводу нарушения учеником правил поведения в школе (чаще на уроке) и вне школы
(возникает в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе деятельности)
IV. Старинная индийская шуточная сказка.
А сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать старинную индийскую шуточную сказку и попытаться определить причину конфликта.
Чтение сказки «Мудрецы и слон».
Давным-давно в маленький индийский город привели слона. Слепые мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его». «Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы узнаем, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад. «Слон похож на веер!» – воскликнул он. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он. «Вы оба не правы. – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона. «Слон похож на копье!» – воскликнул четвертый. «Нет. Нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена» – говорил тот, ощупывая бок слона. Шестой мудрец потрогал хобот слона. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею». «Нет, на веревку!» – «Змею!» – «Стену!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они никогда не узнали, как выглядит слон.
Каким увидел слона 1 мудрец?
ухо — веер
ноги — на дерево
хвост — на веревку
бивень на копьё
бок — на высокую стену
хобот — на змею.
Так в чем же дело? Почему у них у всех получились совершенно разные представления о слоне. Каждый из них мог представить себе то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
Давайте поможем слепым мудрецам разрешить конфликт и узнать, как на самом деле выглядит слон.
2. Практическое задание (по группам)
2 группы сочиняют конец сказки.
Можно сказать, что сейчас мы с вами помогли разрешить конфликт? (тихая музыка)
Вывод: Нельзя торопиться делать выводы, нужно иметь терпение и выслушивать всех кто участвует в споре, конфликте, а потом всё взвесив, обдуманно принять решение, которое устроит всех участников спора.
V. Игра «Спустить пар».
Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Играют в неё так. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится, или какая обида у него осталась. Например: «Ангелина, у меня остался в душе осадок после одного случая, ты догадываешься, о чем я говорю...».
Вы не должны оправдываться, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что Вам хотят сказать. По кругу ученик отвечают.
Я думаю, некоторые, наверное, задумались над тем, что вам сказали и постараются изменить в себе то, что мешает другим. Теперь, ребята, когда вы поняли, что даже легкие обиды надолго омрачают ваши сердца и способны рассорить даже близких друзей, я надеюсь, вы будете сдержаннее и доброжелательнее, просто подать друг другу руку в знак примирения.
VI. «Цветы примирения».
Именно поэтому я предлагаю вам взять свои листочки и фломастеры и попытаться нарисовать цветы. Но это будут не обычные цветы. Назовем их «цветы примирения». Пусть они изгонят из ваших душ остатки обид, очистят вас и порадуют, ведь нет на нашей Земле ничего прекраснее цветов Прощения, ибо человек рожден для любви, а не для ненависти.
Вспомните, что и настоящие живые цветы всегда радуют нас, очищают, заставляют улыбаться и быть добрее.
Ребята рисуют (звучит музыка).
Молодцы! Теперь, вы должны подарить свой цветок тому, кого вы простили, а если вам не нужно прощать, то просто обменяйтесь своими необычными цветами. Ведь дружба — она важнее любых мелких обид и недостойной вас злости. Посмотрите на цветок прощения, нарисованный вашим товарищем, и улыбнитесь ему.
VII.Практический тренинг.
А приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? Как вы разрешите конфликт? (ситуации на отдельно листочке)
Вам необходимо занять позицию 1 из участников конфликта и с этой позиции проанализировать ситуации:
I ситуация.
Девочка смотрит по телевизору любимую передачу. Мама велит ей немедленно убрать со стола грязную посуду. Девочка просит немного подождать, но мама не выдерживает и начинает её ругать.
II ситуация.
Владик с парты скинул ручку соседа. Тот попросил поднять её. Владик не поднял. Тогда сосед скинул все вещи Владика (пенал, учебник, тетрадь). Начались взаимные оскорбления.
кто виноват в конфликте?
кто явился инициатором конфликта?
на каком этапе его можно было избежать?
Мир, в котором мы живем — это сложный мир взаимоотношений людей. И тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна, как сама жизнь, и раскрыть её в течение одного занятия практически невозможно. Но я думаю, что некоторые полезные вещи вы все-таки для себя почерпнули. И мне хочется, чтобы сейчас мы коллективно составили правила, которые могли бы предупредить конфликт.
Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.
Прежде, чем сказать о неприятном - постарайтесь создать доброжелателю атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место».
Не скрывайте доброго отношения к людям, не скупитесь на похвалу.
Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.
VIII.Итог.
Спасибо, вам ребята за то, что вы были сегодня откровенны и искренни. Мы говорили сегодня о том, что сильный человек никогда не пойдет на конфликт, он сумеет найти компромисс. И только по-настоящему сильный человек, ребята, умеет прощать. Сильный человек — это великодушный человек.
Многие люди задумываются о смысле жизни и не всегда находят его. А ведь это очень просто — мы рождены, чтобы любить друг друга, любить людей, совершать добрые дела. Вы взрослеете, перед вами откроется много дорог, но я думаю, вы пойдете той дорогой, которой учила вас идти я. Это дорога Добра. И тогда то ощущение душевного покоя, которое вы испытали вначале урока, вас не покинет никогда. Растите сильными людьми, друзья мои, мне так хочется гордиться вами!