kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье учебное исследование учащихся рассматривается как одна  из форм учебной деятельности школьника, позволяющего повышать мотивацию к учению, самообразованию, творчеству.
Показано значение работы школы в организации исследовательской деятельности школьников.

Речь идёт о создании условий для осуществления дифференциации содержания обучения школьника с широкими и гибкими возможностями, построения ими индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, потребностями и расширит возможности социализации обучающихся. Реализацию этой цели может обеспечить решение таких вопросов как развитие творческой самостоятельности, формирование исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику возможность вполне мотивированно продолжить профессиональное образование.
Ключевым термином  современного образования является компетентность, представляющая собой особый тип  организации знаний обеспечивающей возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ »

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Учитель начальных классов первой категории Лучинская С.И.

В сообщении учебное исследование учащихся рассматривается как одна  из форм учебной деятельности школьника, позволяющего повышать мотивацию к учению самообразованию, творчеству.
Показано значение работы школы в организации исследовательской деятельности школьников.

Одним из приоритетных направлений обновления образовательной системы является создание «Системы специализированной подготовки», ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию школьников.
Речь идёт о создании условий для осуществления дифференциации содержания обучения школьника с широкими и гибкими возможностями, построения ими индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, потребностями и расширит возможности социализации обучающихся. Реализацию этой цели может обеспечить решение таких вопросов как развитие творческой самостоятельности, формирование исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику возможность вполне мотивированно продолжить профессиональное образование.
Ключевым термином  современного образования является компетентность, представляющая собой особый тип  организации знаний обеспечивающей возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области.
Дифференциация и индивидуализация обучения на основе личностно – ориентированного образования, компетентностного подхода позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, например, через исследовательскую деятельность. Только в исследовательской деятельности может быть сформирована исследовательская компетентность. Во многих учреждениях, как основного, так и дополнительного образования исследовательская деятельность успешно внедряется в учебно – воспитательный процесс. Исследовательская деятельность учащихся – предмет научных исследований и методических разработок.
Под исследовательской деятельностью школьников следует понимать деятельность, связанную с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным  решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.   
Организация педагогического процесса направленного на формирование исследовательской компетентности имеет свою специфику.
Во многих педагогических и методических  работах исследование рассматривается почти, как педагогическая панацея, позволяющая преодолеть многие проблемы современного школьного образования  - от формирования нового уровня понимания учебного материала до профессиональной ориентации и личностного самоопределения учащихся.
Однако у юных исследователей, осуществляющих первые научные открытия, есть свои сложности. Это, прежде всего, проблемы самоорганизации, выбора темы исследования, динамики рабочей активности в течение года, презентации результатов.
Учебное исследование – одна из форм учебной деятельности школьника. Она даёт ему возможность развить многие интеллектуальные умения в большей степени, чем традиционная форма. Во многих школах сегодня исследовательская деятельность начинается с начальной школы. Большая часть обучающихся  с первого по четвертый класс вовлечены в работу. Школьники выбирают, предлагают темы  самостоятельно, например: «Как пылесос к нам в дом пришёл», исследование слова «цветок», «солнце» и т.д. Основными помощниками являются учителя, воспитатели классов и родители. В  большинства своём работы являются реферативными, а начиная с 3-4 –го класса работы учащихся приобретают исследовательский характер. Такие возможности детей должны иметь свою реализацию еще в дошкольных учреждениях, где в союзе с родителями воспитатели обязаны увидеть, поддержать и стимулировать неподдельное детское любопытство, любознательность и неординарные фантазии, являющиеся последовательными стадиями развития познавательного интереса у детей.    
Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными составляющими и наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешнеми, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию, однако, как фактор выявления познавательного интереса может  служить его начальным толчком. 
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания и удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровка и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается  не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Таким образом, становясь устойчивой чертой характера, любознательность имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к происходящему вокруг него, они всегда находятся в поиске.
Психолого – педагогическими исследованиями показано, что интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, разнообразные наблюдения с помощью учителя рождают разноплановые интересы. Это свидетельствует о широте интересов младших школьников в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, учителя и родителей. Наряду с этим практические действия с растениями, животными во внеурочное время в еще большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира, что вносит в познавательные интересы детей существенные изменения.
Элементарным уровнем познавательного интереса считается непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, формирующихся в информации на уроке.
Более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно – следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях.
Этот уровень, как правило, побуждает ребят к активной исследовательской творческой деятельности с приобретением новых знаний.
При правильной организации исследования на занятиях повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качество успеваемости, эмоциональный настрой и т.д. В процессе исследования школьники приобретают тот бесценный опыт самостоятельной работы, тот набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них необходимыми. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы (речь идет о самообразовании), а при правильном выборе опытного руководителя этот процесс становится более целенаправленным и к 11 классу учащиеся уже сами могут выбрать направление исследовательской работы  и сами разработать тему.
Исследовательская деятельность школьника – деятельность учащихся по решению творческой исследовательской задачи. Главный результат исследовательской деятельности – интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Таких стандартов в науке для учащихся несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, популярная статья.
Непредсказуемость, «Чудо» творческого озарения, поиск истины – таковы характеристики исследования. Опыт участия в научных конференциях учащихся показал, что стандартная форма организации конференции (доклады- присуждение мест) порождает множество проблем.
Основная, самая существенная проблема научно – практических конференций школьников, обусловленная обязательственным наличием оценки и рейтинга, - нездоровая конкуренция в отношениях между докладчиками. Часто в аудитории складывается враждебная атмосфера: задаваемые из аудитории вопросы имеют целью не столько ориентацию в проблеме работы, сколько уличение докладчика в незнании или неточности.
Еще одна важная проблема конференций-оценочная ориентация участников. Научные конференции предполагают обмен  опытом  работы в определенной области. Школьник же представляет работу, содержание которой не так уж важно для слушателей. Важно мастерство демонстрации безупречности метода, умение выступать - и получить за это оценку.
И еще - достаточно нелепо выглядят попытки удивить слушателей обилием и «экзотичностью» терминов в заученном докладе и незнанием не только их сущности, но и языка происхождения данного термина и элементарного перевода. При попытке уточнения, какой смысл школьник вкладывает в употребляемое понятие, возникает обвинение в адрес жюри «Вы придираетесь к словам».  Но для того, чтобы понимать, друг друга, еще древние греки выработали правило дискуссий «Договоримся о словах и их значениях». 
Еще одно отличие школьной конференции, порождающее психологические проблемы у учащихся, - слабая обратная связь. Школьник рассказывает о своей работе, а отношение к ней получает в форме вопросов и конечной оценки. Это свидетельствует об отсутствии у них опыта участия в подобных собраниях. А он приобретается в планомерной исследовательской работе учащихся в школьных кружках, творческих научных коллективах.
Для того что бы избежать  некоторых из выше обозначенных проблем можно воспользоваться такой формой организации конференции, как «дни науки» в школе. Основная идея – организация творческого общения и научного обогащения. По сравнению с обычной «разовой» конференцией эта форма требует двух – трех дней для проведения.
Одна из задач проведения «дней науки» - минимизация враждебности между докладчиками. Это возможно лишь убрав оценочно-сравнительный компонент, отказавшись от распределения мест. Но использование оценок имеет не меньше достоинств, чем недостатков, поэтому речь идет о сведении конкуренции между работами к минимуму. Для этого конференция начинается не с докладов, а с групповых мероприятий. Школьники объединяются по направлениям: ботаники, краеведы, фенологи, зоологи и др., и уже эти группы соревнуются между собой. Мероприятия должны быть азартными, работающими на групповое взаимодействие, на сплочение ребят (марафон, дискуссия, брейн-ринг, интеллектуальная викторина и т.д.).
Вторая задача проведения «дней науки» - обеспечение совместной содержательной работы учащихся в предмете. Это может быть практикум, работа в группах, дискуссия по общей для всех теме. Необходимо выбрать необычную форму. Главное, что бы ребята ощутили друг в друге коллег, партнеров, единомышленников. Обязательное условие «дней науки» - введение  большого числа разноплановых мероприятий: выполнение стендовых заданий, решение предметных кроссвордов, турниры по предмету и т.д. Это дает возможность проявить себя как можно большему количеству ребят (в их числе могут быть те, кто еще не заявил себя в исследовательской работе).
Самым сложным этапом в проведении конкурсов, школьных научно – практических конференций является оценивание работ учащихся. Обычно работы, предоставляемые на конференцию (конкурс) различаются по содержанию, методом, жанрам. Без оценивания же обойтись трудно, потому что оценка – это еще и рефлексивный момент, подведение итогов работы, возможность коррекции ее на будущее.
Для того что бы снять часть проблем, мы рекомендуем следующие меры: 
- введение гибкой  системы критериев оценки;
- введение большого количества поощрений за победу в конкурсах, в викторинах, марафоне, в решении предметных кроссвордов и т.д.; за конкретные достоинства работы (чистоту эксперимента, использование метода математической обработки данных эксперимента, актуальность темы, новизну подходов);
- отсутствие дифференциации дипломов победителей на I, II и III места;
- отсутствие ограничений на количество дипломов лауреатов. Дипломы лауреатов получают все работы, которые жюри считает заслуживающими поощрения;
- проведение семинара для учителей (научных руководителей исследовательских работ школьников) с анализом всех представленных на рассмотрение работ и разбором их достоинств, недостатков, возможностей для совершенствования.
Предназначение этой статьи – прийти к общему пониманию компонентов исследования, требованиям к ним и его организации.
В заключение мы признательны тем учителям, которые обращаются на кафедру с претензиями,  что работу их ученика недооценили. Благодаря этим педагогам стало четко ясно, в чем «камни преткновения» при организации исследовательской деятельности школьников (особенно младших), что в свою очередь стало основой данной статьи.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Автор: Лучинская Светлана Ивановна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование потребности в здоровом образе жизни, через исследовательскую деятельность младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-potriebnosti-v-zdorovom-obrazie-zhizni-chieriez-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "168040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423160328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Мастер - класс   "Развитие  исследовательских умений младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(74) "mastier-klass-razvitiie-issliedovatiel-skikh-umienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "235319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443673886"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Организация учебно- исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(126) "orghanizatsiia-uchiebno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "135242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416891610"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роль исследовательских работ в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-issliedovatiel-skikh-rabot-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456157668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства