Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в рамках внедрения ФГОС»
Использование современных образовательных технологий в рамках внедрения ФГОС
Современные образовательные технологии организации современного урока.
В настоящее время на встречах педагогов разных уровней, от руководителей образования до рядовых учителей, серьёзно обсуждается вопрос о внедрении новых образовательных стандартов. Главное, что волнует нас, учителей, что это за новый образовательный результат и как его получить.
Я, как педагог-практик, считаю, новый образовательный результат это не что, а кто. Это современный человек, выпускник школы, который не только имеет глубокий запас знаний, но и умеет ими воспользоваться, применить их в жизни для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности и общения, в новой, порой нестандартной ситуации.
Современный выпускник школы сталкивается с определёнными трудностями в различных сферах повседневной жизни – неумение отстаивать свою точку зрения, недостаточное развитие навыков аргументированно отвечать на вопросы, неумение представить собственный проект, адекватно оценивать и использовать полученную информацию. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Пройдёмся по основным этапам современного урока и рассмотрим современные образовательные технологии в его рамках. Современный урок начинается с предварительной организации класса. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на уроке. Именно интерактивные технологии позволяют этот этап сделать не только организационным и смотивировать учащихся к плодотворной работе на уроке. В младших классах это может быть игровой момент, в старших стимулирование полученными знаниями, подготовкой к контрольной работе, самостоятельной работе на уроке и последующих занятиях, подчёркивание важности изучаемого предмета, наконец ответ на «любимый» вопрос учеников: «Зачем мне изучать этот предмет?». Затем идёт очень важный этап, во время которого происходит актуализация базовых знаний учащихся и определяются проблемы, которые необходимо решить в процессе урока. Именно на этом этапе происходит подготовка к определению темы и задач урока. "Мышление начинается с проблемной ситуации". Этот тезис произносят в качестве психологической основы технологии проблемного обучения. Если учитель грамотно подобрал задания для этого этапа, то необходимость изучения новой темы или закрепление пройденного материала возникает сама собой и учащиеся сами формулируют задачи и тему урока, а учитель как будто соглашается с ними. На этом этапе кроме технологии проблемного обучения опять уместно интерактивная форма общения, причём на данном этапе может определиться круг заданий для учащихся, видов деятельности на уроке в зависимости от выбора учащихся. Современный подход к уроку позволяет нам это сделать: у учителя всегда должны быть готовы вариантные задания по сложности, по способам выполнения, что позволит ему корректировать урок в зависимости от ситуации и настроя класса.
При изучении нового материала эффективны следующие виды деятельности учащихся (именно деятельности учащихся, учитель на современном уроке выступает лишь координатором деятельности учащихся): работа в группах, в парах, исследовательская работа, практическая работа, самостоятельная работа с самопроверкой, с взаимопроверкой и т. д. Предлагая задания для перечисленных видов работ, учитель должен использовать технологию дифференцированного обучения. На своих уроках я предлагаю детям разно уровневые дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Все кабинеты современной школы должны быть оборудованы всем что предусматривает применение информационных технологий. Компьютер – не замена учителя на уроке, а составляющая урока. Но чтобы дети не воспринимали картинки, задания на экране как развлечение, привлекать их к сбору материала (фото, видео, аудио) В процессе использования данных технологий школа выполняет социальный заказ общества. Использование компьютера на уроках позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.
В наше время очень остро стоит необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60% и не более 75080%.
В содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём.
Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 минут.
В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
В течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся).
Должен быть контроль научности изучаемого материала.
Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учётом личностных возможностей.
На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональной разрядки.
Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на и 35-й минутах урока длительностью – 1 минута, состоящие из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
Необходимо производить рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Важным этапом сегодняшнего урока является рефлексия. В течении всего урока проводится рефлексия действий после выполнения различных видов деятельности, но очень важно оценить полученные знания, умения, атмосферу на протяжении всего урока, подумать что не удалось и что необходимо для этого сделать. В конце своих уроках я спрашиваю детей: «Над чем бы вы хотели поработать дома?» Домашнее задания предложенные учащиеся содержат желаемые задания. Причём всегда есть часть задания, которое дети выполняют по желанию. Таким образом весь урок начиная от темы, целей урока и заканчивая домашним заданием мы занимаемся тем, что предлагают учащиеся, а учитель просто координирует их деятельность.
Использование инновационных технологий в учебном процессе
Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя». Остановлюсь на некоторых инновационных технологиях, которые я применяю на своих уроках. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т.д. К инновационным технологиям обучения ряд прогрессивных педагогов относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
Интерактивные технологии.
Интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего и обучаемых, а также роль информации. Остановимся кратко на характеристике некоторых технологий интерактивного обучения и приведем примеры их использования в процессе преподавания педагогических дисциплин. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Рассмотрим на конкретном примере, как можно использовать данную технологию на семинарских занятиях. При изучении темы «Способы задания функции» в 9 классе на уроке алгебры класс был разбит на 5 микрогрупп. Каждая микрогруппа получает конкретный способ задания и несколько функций. Так как на своих уроках я часто применяю групповую работу, то учащиеся быстро распределяют роли в группах, работа выполняется чётко и быстро. Кроме представления своего способа задания функции, микрогруппы готовят вопросы для команды-оппонента, которые подчеркивали бы недостатки другого способа задания, доставшейся команде-сопернице.
Непосредственно на уроке сначала одна микрогруппа представляет свой способ, а команда-соперница задает ей вопросы. Затем каждая из микрогкупп выступает и отвечает на вопросы одноклассников, доказывая что их способ лучше.. Обычно обсуждение ответов проходит очень бурно, возникают дополнительные, уточняющие вопросы и команда-соперница вправе согласиться или не согласиться с данным ответом. Когда работа подходит к концу, наступает рефлексивный момент. Учащиеся сами оценивают свою работу, вклад каждого члена микрогруппы в общую работу, а также оценивается работа учащихся из команды-оппонента. Преподаватель в ходе дискуссии выступает координатором, помощником.
Нельзя не сказать о технологии проектного обучения. Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания учебного творческого проекта. Работа над проектом начинается с выбора темы. учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования. Для выполнения исследовательского проекта необходимо четко определить его структуру. Проект должен включать обоснование актуальности (т.е. необходимости) данного образовательного учреждения, цели и задачи образовательного учреждения, услуги, предоставляемые им, перспективы его развития, материально-техническую базу, модель образовательного учреждения, образовательные технологии, которые будут использоваться в учебно-воспитательном процессе, ожидаемые результаты деятельности проектируемого образовательного учреждения.
Такой проект может начинаться в рамках семинарских занятий и продолжается во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита (презентация) проводится на уроке-семинаре. Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, научная конференция, инсценировка, театрализация; защита на учёном совете, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.п. Критерии оценки проекта должны быть: понятны и доступны участникам проекта; их должно быть не более 7-10; известны с самого начала работы над проектом; оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Компьютерные технологии
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях (как лекционных, так и семинарских) широко используются компьютерные презентации. Компьютер оказывается и неоценимым помощником при обработке результатов студенческого рейтинга.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:
развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
В заключение хотелось бы отметить, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
интенсивное развитие личности учащихся и педагога;
демократизацию их совместной деятельности и общения;
гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу ученика в формировании себя как будущего профессионала;
модернизацию средств, методов, технологий обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Сделаю вывод о том, каким по моему должно быть сегодняшнее образование. Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.