1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Биохимия |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта означает создание условий для повышения качества знаний по химии и биологии и обусловлена противоречиями: -между необходимостью развития творческого мышления учащихся и содержанием упражнений и задач в ныне действующих учебниках, которые мало чем могут помочь развитию творческих начал; -между необходимостью воспитания гражданина-творца, ищущего новое, совершенное, способного не только оценить превосходство идей других, но и одновременно выдвигать свои собственные идеи и старой педагогикой, засевшей глубокими корнями в нашей системе, где основной упор делается на память, на воспитание послушного исполнителя. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | 4К реализация концептуального подхода В организации учебного процесса. Создание учителем условий в процессе обучения: - уровневая внутриклассная дифференциация (В.В.Фирсов); овладение обязательным уровнем обучения и наличие "ножниц" между уровнем обязательных требований и уровнем обучения. - профильная дифференциация в старших классах; обучение старшеклассников по программам, отличающихся глубиной изложения материала и объемом сведений. В организации внеурочной деятельности. Создание учителем условий в процессе внеклассной работы: - дифференциация по содержанию в процессе кружковой работы в основной школе; - элективные курсы по выбору в старшем и среднем звеньях; - работа с членами школьного научного общества "Эврика", - выход на уровень субъект-субъектных отношений, развитие творческих, исследовательских способностей учащихся. |
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления творческого потенциала учащихся, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности. Определены основные формы организации учебной работы: разноуровневая групповая, коллективная и индивидуальная, которые способствуют формированию творческого мышления. Процесс развития творческого потенциала старшеклассников рассматривается как феномен, интегрирующий аспекты творческого освоения личностью образовательной деятельности, сущностные потребности личности в познании, саморегуляции и становлении творческой индивидуальности. Новизна - значимыми становятся те составляющие учебного процесса, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития. Разработана программа деятельности учителя для развития творческих способностей учащихся. Критериальные характеристики творческого потенциала старшеклассников. Опыт работы показал, что если учитель в своей работе систематически использует 4К в учебной и во внеурочной деятельности, то формирование компетенций у учащихся и качество знаний по предмету имеют положительную динамику |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | - учитель должен знать и уметь применять технологию 4К, информационно-коммуникативную технологию; - учитель должен быть готов к педагогике сотрудничества; - учитель вместе с психологом проводит работу по определению интеллектуальных и учебных возможностей учащихся; - учитель разрабатывает программы элективных курсов, работы с одаренными детьми, корректирует. - учитель систематически повышает уровень профессионализма. |
6.Результат изменений | Опыт работы показал, что в результате применения 4К, информационно-коммуникативной технологии на уроках, выход на индивидуальную траекторию развития ученика, субъект-субъектные отношения, работа с одаренными детьми, качество знаний учащихся по химии повышается. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Kopilkaurokov.ru |
Интерактивное обучение, обучение 4К - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Мною накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
На мой взгляд, в таких условиях созданного для школьников “мира”, ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. Поэтому интерес к химии, как к предмету, постоянно растет у наших школьников, и свидетельством этого является увеличение числа учащихся готовых сотрудничать с учителем, т.к. с каждым годом возрастает количество учеников, активно участвующих в конкурсах, конференциях.
Таким образом, интерактивный метод и 4К повышают эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и являются средством инновационного развития школы будущего.
Характеристики инновационного опыта | Обучение | Воспитание | Дополнительное образование |
1. Ценности и ценностные ориентации | Создание ситуации успеха для каждого ученика. | Социализация и индивидуализация личности | Выбор для каждого обучающегося |
2. Цели и задачи | расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученный в курсах общей биологии и органической химии, но и познакомить с современными достижениями и перспективными направления развития этой науки | Создание условий для саморазвития и самореализации личности | Обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности |
3. Управление образованием (как для УЗ, так и для преподавателей и кураторов) | | | |
4. Содержание образования | Технологии 4К | Сочетание коллективного и индивидуального воспитания | |
5. Технологии, в том числе ИКТ | ИКТ, игровая, технология педагогической поддержки и помощи сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие. | ИКТ, игровая, сотрудничества, технология педагогической поддержки и помощи, здоровьесберегающие. | ИКТ, игровая, технология педагогической поддержки и помощи, сотрудничества. |
6. Средства | Справочная литература, компьютер, проектор мультимедийный, медиа–ресурсы и электронные учебники, раздаточный материал. | Компьютер, видеоматериалы, медиа–ресурсы | Компьютер, видеоматериалы, медиа–ресурсы, библиотечный фонд школы |
7. Методы | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснение, дискуссия, демонстрация. | Методы организации деятельности и опыта поведения: поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием по предмету, создание ситуации поиска, творческие задания. |
8. Организационные формы | Классно-урочные, групповые. | Коллективные, групповые, индивидуальные, классные часы. | Викторины, КВН |
9. Образовательная среда | Педагоги, учащиеся | Педагоги, учащиеся, родители | Школьная библиотека |
10. Информационно-методическая среда | ШМО, открытые уроки, мастер-классы, педсоветы. | МО классных руководителей. | РМО |
11. Информационные ресурсы | Методическая копилка сценариев уроков учителя, материалы ШМО | Методическая копилка внеклассных мероприятий учителя, ШМО | |
12. Организационные ресурсы | Педагогический совет, ШМО | Педагогический совет, ШМО | |
13. Мотивационные ресурсы | Самоактуализация | Удовлетворение учителя от взаимодействия с учениками во внеурочной деятельности | Успехи детей во внешкольных мероприятиях |
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в учебных заведениях) | | | |
15.Научно-методические ресурсы (важны как для УЗ, так и для преподавателей) | Методическая литература по предметам, курсовая подготовка, самообразование. | Методическая литература по воспитательному процессу, самообразование. | |
16.Материально-технические ресурсы (важны как для УЗ, так и для преподавателей) | Создание банка информационных материалов | Компьютеры, видеоматериалы. | |
17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в УЗ) | | | |