Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский строительный техникум»
Инновационная деятельность как условие повышения качества образования
Выполнила:
Морякова М.А.
мастер п/о
г.Н.Новгород
2018 год
Содержание
Введение 2
Инновационная деятельность преподавателя. 5
Технологии для мотивации познавательной деятельности обучающихся 6
Анализ полученных результатов 9
Заключение 11
Литература 12
Приложение 13
Введение
1 Актуальность исследования темы «Инновационная деятельность преподавателя как условие повышения качества образования».
В настоящее время наблюдается снижение познавательной активности обучающихся. Им не интересно просто механически заучивать и воспроизводить заданный материал. Тем более, в настоящее время наблюдается прорыв в компьютеризации различных видов деятельности. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают информационную среду, в которой как обучающийся, так и преподаватель обретает качественно новые возможности.
2 Проблема исследования.
Самой актуальной проблемой современного образования, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является «социальная конкурентоспособность, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования.
Коллективы образовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и, соответственно, быть чуть впереди.
Это возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций.
3 Целями инновационной деятельности являются:
- обеспечение способности образовательного учреждения позиционироваться, как инновационное, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг;
- обеспечение перехода на качественно новый уровень подготовки специалиста, готового к реализации новых стандартов образования в условиях современной информационной реальности;
- создание обучающимся условий творческого саморазвития конкурентоспособной личности;
- научить обучающихся осознавать свою личную и социальную значимость;
- воспитание ответственности личности в принятии решений;
- концентрирование способности для реализации поставленных задач.
- разработка содержания и методики использования наиболее эффективных педагогических технологий и форм обучения для повышения мотивации обучающихся к обучению, повышения их заинтересованности в изучаемых предметах и повышения качества обучения.
4 Исходя из этого можно обозначить следующие задачи инновационной деятельности:
- формирование конкурентоспособной личности (и обучающийся и преподаватель);
- готовность преподавателя к инновационной деятельности
предметного преподавания;
- совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, материально-технического обеспечения системы образования.
1 Инновационная деятельность преподавателя.
«Хороший учитель может научить других даже тому, чего не умеет сам»
(Тадеуш Котарбиньский)
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «новшество, новизна, изменение»
Как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании, методах и формах, технологии обучения и воспитания с целью повышение их эффективности.
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Основные признаки инновационной деятельности педагога.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, гибкость мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
Инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
Инновации в обучении:
- новые методики преподавания;
- новые способы организации занятий;
- новшества в методах оценивания образовательного результата
Педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, - это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
2 Технологии для мотивации познавательной деятельности обучающихся.
Кейс – метод - позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых,
их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
Педагогическая мастерская. На вопрос, что такое педагогическая мастерская, можно ответить следующее: мастерская - это средство передачи преподавателем концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.
Технология постановки целей. Цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.
Баскет-метод. Суть этого обучения - активное вовлечение обучающихся в учебный процесс. На занятиях учитель в центре внимания: он - не мудрец, а помощник, проводник знаний.
Задача преподавателя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой.
Модульная технология. Цель модульной технологии – создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности.
Все это делается, чтобы учащиеся могли работать с материалом самостоятельно, так как сначала им дается пакет информации и методов работы.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решениями задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде.
IT-технологии усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Внедрение этой технологии позволяет сформировать информационную структуру управления образовательным учреждением; осуществлять планирование учебного процесса; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.
Так, что же выбрать? Учитель или компьютер? Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его; разумное использование компьютера на уроках продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение.
Использование ИТ-технологий позволяет повысить мотивацию обучения учащихся, добиться высоких показателей качества обученнности учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.
Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет следующие преимущества:
- разнообразие форм учебной деятельности;
- комфортность работы с материалом;
- повышение мотивации обучения;
- усиление наглядности урока;
- эффективность усвоения материала;
- оптимизация учебного процесса.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Компьютеризированное обучение на базе данных технологий не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.
При этом обучающиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. Они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Новые педагогические технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
3 Анализ полученных результатов
Использование современных технологий в преподавании своих дисциплин и ПМ, позволило развить интерес обучающихся к специальности. Классические и интегрированные уроки с использованием презентаций, тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества.
Использование современных технологий обеспечивает следующие результаты:
резко повышается интерес обучающихся к работе и их активность;
формируется умение обучающихся принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
преподаватель освобождается от большого объёма рутинной работы;
предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.
Анализируя показатели работы преподавателя, из графика видно, что применение ИКТ в образовательном процессе, способствует повышению процента качества усвоения материала обучающимися.
Таким образом, в большинстве случаев применение ИКТ положительно сказывается на мотивации обучающихся, а, следовательно, и на качестве обучения.
Основные особенности применения современных образовательных технологий состоят в следующем:
качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
с помощью доски и мела затруднительно объяснять работу с различными приложениями;
слайды презентаций легко редактировать;
видеоинформация обеспечивает лучшее представление принципа работы оборудования и выполнения процесса обработки;
рисунки, выполненные в качестве вставки на слайдах презентаций, не сравнимы с рисунками, выполненными преподавателем на доске;
используя в презентациях гиперссылки, можно легко перейти к взаимосвязанной информации, не тратя время на поиски плакатов;
повышение уровня использования наглядности на уроке;
повышение производительности урока;
установление межпредметных связей с другими предметами;
обучающихся привлекает новизна проведения занятий;
создаётся обстановка реального общения, при которой обучающиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу;
обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой;
у обучающихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания (сами готовят презентации, доклады, видеоролики, проекты);
при выполнении практических действий проявляется самоконтроль;
использование тестовых заданий экономит время на опрос;
возможность опросить сразу всех обучающихся на занятии;
повышается авторитет преподавателя среди обучающихся.
Таким образом, эффективность использования существующих возможностей для применения современных образовательных технологий очевидна. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность обучающихся.
Несмотря на явные плюсы, имеются проблемы, которые тормозят массовое внедрение мультимедиа в образование:
1. Экономические – современные образовательные технологии требуют дорогостоящей техники.
2. Психолого-педагогические – не каждый преподаватель будет тратить массу личного времени на поиски информации, ее переработки и изложении в электронном виде.
Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления необходимо учитывать, прежде всего, индивидуальность и неповторимость каждого человека. В условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения, повышения требований к качеству подготовки специалистов, педагогический коллектив учреждений СПО - это профессионально подготовленный коллектив преподавателей, способный обеспечить качественное обучение и воспитание молодого поколения.
Заключение
Инновационная деятельность преподавателя – является необходимой тенденцией современного времени, и вопрос: «Применять или не применять современные технологии в деятельность преподавателя?» давно решен положительно.
Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением современных педагогических технологий и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и обучающихся.
Использование в учебном процессе современных педагогических технологий позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, активизировать их самостоятельную работу с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение ИКТ и мультимедиа в процессе проведения лекционных занятий, тестирования, зачётных занятий, игр и т.д.
Эффективность данного обучения достигается лишь в том случае, если сам преподаватель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения.
Многие авторы, изучающие и разрабатывающие данную проблему, отмечают, что современные образовательные технологии являются наиболее подходящим средством в обучении. С их использованием процесс обучения перешел на качественно новый уровень.
Литература
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января.http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
11