Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность обучающегося самоценна, и у каждого пришедшего на занятие есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать интересный занятие, важно создать психологический комфорт для обучающихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к обучающемуся требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, педагогов, но и у каждого из наших обучающихся. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача педагога направить обучающегося на познание мира его путем. Инновационное обучение направлено на личность обучающегося, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей.
Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления влияют такие факторы, как социальная среда и обучение в школе. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.
Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед учреждением в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности. Цель технологии развития критического мышления – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Для реализации развития критического мышления обучающихся педагогом успешно применяются в процессе обучения элементы ИНСЕРТ интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления), таблица ЗХУ, Зигзаг, синквейн, кластер и другие методы данной технологии.
Проанализировав степень сформированности знаний в период с 2010 по 2015 год выявлено, что уровень успеваемости был стабилен и составлял 100%. Качество увеличилось на 14%.
Сравнительный анализ качества знаний обучающихся показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты.
Изменилось и отношение обучающихся к предмету. Результаты анкеты обучающихся:
- 48% обучающихся предпочитают работать самостоятельно по заданиям, 50% - в группе, 2% - слушать информацию;
- нравятся приёмы: составление кластеров, тонкие и толстые вопросы, мозговая атака, заполнение таблиц, перепутанные логические цепочки;
- большее количество считает, что таким образом материал запоминается лучше.
Как показало анкетирование и наблюдения в ходе эксперимента не все приёмы освоены обучающимися, затруднение вызывали: 6 шляп мышления, написание синквейнов, эссе;
- все ребята предпочитают работу в группе;
- 70% обучающихся любят выполнять практические задания;
- 100% обучающихся предпочитают занятия с активными видами работ.
Применение данной технологии считаю обоснованным, она даёт возможность оценить когнитивные способности обучающихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно–смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке.
Если наши обучающиеся будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.
Результативность технологии подтверждается показателями выступления в конкурсах и в соревнованиях различного уровня. За последние 3 года обучающиеся группы «Спортивная карусель» стали призёрами окружных и зональных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек». Призёрами всероссийского творческого конкурса «Летнее вдохновение» в номинациях: «Я люблю спорт», «Моя презентация», «Моя любимая игра»