kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование личностных и предметных результатов обучающихся средствами технологии проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность обучающегося самоценна, и у каждого пришедшего на занятие есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать интересный занятие, важно создать психологический комфорт для обучающихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к обучающемуся требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, педагогов, но и у каждого из наших обучающихся. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача педагога направить обучающегося на познание мира его путем. Инновационное обучение направлено на личность обучающегося, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей.

   Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления влияют такие факторы, как социальная среда и обучение в школе. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.

   Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед учреждением в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности. Цель технологии развития критического мышления – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

   Для реализации развития критического мышления обучающихся педагогом успешно применяются в процессе обучения элементы ИНСЕРТ интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления), таблица ЗХУ, Зигзаг, синквейн, кластер и другие методы данной технологии.

Проанализировав степень сформированности знаний в период с 2010 по 2015 год выявлено, что уровень успеваемости был стабилен и составлял 100%. Качество увеличилось на 14%.

Сравнительный анализ качества знаний обучающихся  показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты.

Изменилось и отношение обучающихся к предмету. Результаты анкеты обучающихся:

- 48% обучающихся предпочитают работать самостоятельно по заданиям, 50% - в группе, 2% - слушать информацию;

- нравятся приёмы: составление кластеров, тонкие и толстые вопросы, мозговая атака, заполнение таблиц, перепутанные логические цепочки;

- большее количество считает, что таким образом материал запоминается лучше.

Как показало анкетирование и наблюдения в ходе эксперимента не все приёмы освоены обучающимися, затруднение вызывали: 6 шляп мышления, написание синквейнов, эссе;

- все ребята предпочитают работу в группе;

- 70% обучающихся любят выполнять практические задания;

- 100% обучающихся предпочитают занятия с активными видами работ.

Применение данной технологии считаю обоснованным, она даёт возможность оценить когнитивные способности обучающихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно–смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке.

Если наши обучающиеся будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.

Результативность технологии подтверждается показателями выступления в конкурсах и в   соревнованиях различного уровня. За последние 3 года обучающиеся группы «Спортивная карусель» стали призёрами окружных и зональных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек». Призёрами всероссийского творческого конкурса «Летнее вдохновение» в номинациях: «Я люблю спорт», «Моя презентация», «Моя любимая игра»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных и предметных результатов обучающихся средствами технологии проблемного обучения»

Формирование личностных и предметных результатов обучающихся средствами технологии проблемного обучения


Ф.И.О.


Гафарова Галина Петровна


Учреждение


СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.д. ст. Шентала,

 E-mail: [email protected]


Должность с указанием
преподаваемого предмета


педагог дополнительного образования



«Спортивная карусель»


Стаж работы в должности


12 лет



Источником изменения являются противоречия:

  1. Необходимость целенаправленной работы по развитию интереса к предмету, реализации принципов личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрение в учебный процесс новых конструкций педагогической деятельности, поддержка одаренных детей.

  2. Между необходимостью использовать технологию проблемного обучения в процессе обучения по 5 видам спорта (шашки, дартс, лёгкая атлетика,стрельба из пневматической винтовки, настольный теннис) и отсутствием практической основы, методической базы для системной работы.

  3. Между стремлением обучающихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном занятии.



Идея изменений

Сущность опыта заключается в использовании индивидуального обучения, которое дает возможность ребенку проявить самостоятельность, учитывает субъективный опыт обучающегося и уровень развития его интеллектуальных способностей, мышления; научить детей думать, анализировать, отбирать необходимую информацию; достижение не объёма знаний или количества информации, а то, как обучающийся умеет управлять этой информацией, не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.




Концепция изменений

Решить часть задач стоящих перед учреждением могут и должны современные образовательные технологии. В перечень рекомендованных материалами национального проекта «Образование» включена в том числе технология КМЧП.

Создание условий для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, в сочетании известных методик, различных приемов и методов по формированию критического мышления обучающихся, внедрению индивидуализации, дифференциации и различных видов контроля приведет к формированию универсальной творческой личности, способной отбирать и анализировать нужную информацию, адекватно оценивать обстановку в стране и в мире.

Систематизация знаний по предмету; повышение качества образовательного процесса и мотивации изучения как предмета в целом, так и отдельных тем; вовлечение обучающихся в самостоятельную деятельность; формирование способности применять знания, умения и навыки в реальной жизни; возрастание социальной активности обучающихся; воспитание толерантного отношения через взаимодействие в процессе обучения.

Трудоемкость связана с проектированием содержания, форм и способов организации педагогом образовательного процесса. Отсутствие у педагога необходимого набора дидактического материала затрудняет достижение поставленных целей. Ограничения: вопрос о преемственности содержания, форм, методов дополнительного образования как вопрос о расширении сферы самостоятельности обучающихся (от учебной самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению), может решаться только на основе сотрудничества всех педагогов коллектива.

Трудоемкость: большие временные затраты на подготовку к занятиям (работа в ИНТЕРНЕТЕ, создание синквейнов, подбор интересного материала? текстов, выбор форм работы и т.д.).

Затруднения: не всегда приходят в учреждение дети хорошо и осмысленно читающие.




Условия реализации изменений

Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности обучающихся: обучающийся должен учиться сам, а педагог - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Достичь желаемого помогло использование личностно-ориентированных технологий. Учитывая специфику курса «спортивная карусель», невозможно отказаться от практических занятий, т.к. необходимо выявить степень овладения обучающимися практическими видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, анализировать свои действия, научиться стрелять из пневматического оружия, играть в шашки, дартс, настольный теннис. Поэтому считаю необходимым активно внедрять технологию развития критического мышления в учебный процесс. В результате обучающиеся стали раскрепощёнными, речь более грамотная, логически построенная, вырос уровень интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение) и самооценки обучающихся.



Результат изменений

Сравнительный анализ показал, что к концу первого полугодию 2015 - 2016 учебного года количество обучающихся, показывающих уровень, приближенный к норме, увеличился, появились дети с высоким уровнем развития критического мышления, на третьем временном этапе тенденция эффективности проекта сохранилась, и это приводит к более высокому качеству деятельности на занятиях.

Опыт работы представлялся на районном методическом объединении учителей физической культуры Шенталинского района, в форме мастер- класса.




Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Устные выступления на методических совешаниях учреждения, РМО


Описание инновационного опыта педагога


Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность обучающегося самоценна, и у каждого пришедшего на занятие есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать интересный занятие, важно создать психологический комфорт для обучающихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, педагогов, но и у каждого из наших обучающихся. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача педагога направить обучающегося на познание мира его путем. Инновационное обучение направлено на личность обучающегося, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей.

Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления влияют такие факторы, как социальная среда и обучение в школе. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.

Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед учреждением в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности. Цель технологии развития критического мышления – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Для реализации развития критического мышления обучающихся педагогом успешно применяются в процессе обучения элементы ИНСЕРТ интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления), таблица ЗХУ, Зигзаг, синквейн, кластер и другие методы данной технологии.

Проанализировав степень сформированности знаний в период с 2010 по 2015 год выявлено, что уровень успеваемости был стабилен и составлял 100%. Качество увеличилось на 14%.

Сравнительный анализ качества знаний обучающихся показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты.

Изменилось и отношение обучающихся к предмету. Результаты анкеты обучающихся:

- 48% обучающихся предпочитают работать самостоятельно по заданиям, 50% - в группе, 2% - слушать информацию;

- нравятся приёмы: составление кластеров, тонкие и толстые вопросы, мозговая атака, заполнение таблиц, перепутанные логические цепочки;

- большее количество считает, что таким образом материал запоминается лучше.

Как показало анкетирование и наблюдения в ходе эксперимента не все приёмы освоены обучающимися, затруднение вызывали: 6 шляп мышления, написание синквейнов, эссе;

- все ребята предпочитают работу в группе;

- 70% обучающихся любят выполнять практические задания;

- 100% обучающихся предпочитают занятия с активными видами работ.

Применение данной технологии считаю обоснованным, она даёт возможность оценить когнитивные способности обучающихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно–смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке.

Если наши обучающиеся будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.

Результативность технологии подтверждается показателями выступления в конкурсах и в соревнованиях различного уровня. За последние 3 года обучающиеся группы «Спортивная карусель» стали призёрами окружных и зональных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек». Призёрами всероссийского творческого конкурса «Летнее вдохновение» в номинациях: «Я люблю спорт», «Моя презентация», «Моя любимая игра»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гафарова Галина Петровна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проблемный урок. Статья. "
    ["seo_title"] => string(24) "probliemnyi-urok-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169247"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423390455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства