Основы культуры поведения воспитываются в семье. Наблюдения показывают, насколько глубоко впитывают дети все, что говорят их родители, насколько точно копируют их манеру поведения и речи. Причем, не только дети дошкольного возраста, когда влияние родителей считается наиболее сильным, а также подростки, юноши и девушки.
Культурное поведение детей, подростков и молодежи есть такое поведение, в котором сказывается высокая духовная культура, гуманное отношение к человеку, уважение личности. Основой такого поведения являются подлинно человеческие отношения между людьми, которые строятся на взаимном уважении, доверии и любви. О культуре поведения ребенка можно судить по многим признакам: по вежливости в обращении его к старшим и младшим, по простоте и скромности, хорошему вкусу в одежде и внешнем облике, по умению ценить и понимать прекрасное, соблюдать правила приличия, по умению жить в коллективе, владеть собой и с достоинством держать себя в обществе и др. Одной из главных черт поведения ребенка должно быть единство его внутренней и внешней культуры, без чего не может быть подлинного уважения к людям. Подчеркивая единство внутренней и внешней культуры поведения, В.Г.Белинский рекомендовал не упускать из вида ни одной стороны воспитания: говорить детям об опрятности и внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми, внушать им, что внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты.
Уважение к людям проявляется во внимании к человеку, в заботе о его здоровье, об условиях его труда и отдыха, в чуткости, внимательности и предупредительности, в умении понять душевное состояние близкого, не обидеть его неуместным словом, нетактичным поведением, в умении сочувствовать, облегчить его горе.
При воспитании у детей культуры поведения родителям следует иметь в виду, что заботливое, внимательное отношение к людям, в том числе к матери, отцу, старшим, - неотъемлемый признак их повседневного поведения. Такое отношение характеризует культуру, идущую от сердца, от действительного уважения к людям и искреннего желания помогать им в повседневных делах. Наблюдая за родителями, которые именно так относятся к окружающим, дети легко будут перенимать подобное отношение, следовать примеру отца, матери. Если же родители внешне предупредительны, вежливы с кем-либо во время общения, а в отсутствии этого человека осуждают его, всячески выражают недовольство, то подают детям пример неискренности и лицемерия. Поэтому основа успеха воспитания культуры поведения у детей в семье – внутренняя культура родителей.
Уважительное отношение родителей к детям означает, что они интересуются его повседневными делами: отношением к учению, мнением по поводу просмотренных фильмов, телепередач, прочитанных книг, взаимоотношениями с товарищами. Не должно оставаться без внимания их отношение к родителям, членам семьи. Так, если ребенок ведет себя непозволительно, например, кричит на бабушку, родителям следует вовремя остановить его, побудить извиниться, при этом не унижать ребенка оскорбительными замечаниями, не допускать физических наказаний. Ребенок, с ранних лет приученный уважать людей и ценить их труд, сам находит нужные слова и формы обращения. Они будут подсказаны ему убеждением и будут правдивы и естественны.
Важно научить ребенка не только выражать сочувствие людям, если у них неприятности, но и радоваться их успехам, что бывает чрезвычайно трудно и для взрослых. Для воспитания таких чувств ребенок должен быть уверенным в себе, в возможности достижения успеха им самим. Если ребенок огорчается, например, по поводу спортивных достижений, следует убедить его, что и он сможет достигнуть успеха, если будет достаточно тренироваться, проявит настойчивость и упорство.
Наблюдения и опыт семейного воспитания показывают, что развивать и формировать в детях чувство уважения к личному достоинству человека, воспитывать в них чуткое и заботливое отношение к окружающим необходимо с самых ранних лет путем убеждения, примера, упражнения. Ребенку предупредительному, становится легко устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми. Он без труда находит друзей, вызывает к себе симпатию и уважение, понимает, что отдавая людям, будь то угощение или проявление внимания, многое приобретает сам: самоуважение, уважение других людей, дружеские отношения.
Воспитание уважения к людям лучше всего проводить на простых и доступных пониманию детей примерах и фактах, в играх, путем чтения им рассказов и сказок с соответствующим содержанием. Следует подводить ребенка к пониманию прочитанного с помощью наводящих вопросов. В этом случае ребенок сам делает выводы о добре и зле, о плохих и хороших поступках героев. Выражение ребенком своего отношения к прочитанному способствует выработке его собственных нравственных убеждений. Так, в семье N. (г. Пятигорск) мать, читая шестилетнему сыну сказку «Морозко», задавала ему вопросы: кто из героев сказки вел себя вежливо, предупредительно? кто допускал грубость? что они в итоге получили? На примере из сказки ребенок сам делал соответствующие выводы, а затем, когда возникла ситуация - мальчик поленился помочь своему дедушке и резко ему ответил - мать напомнила ему героев этой сказки. Ребенку самому захотелось исправить свое поведение. На примере сказки «Лиса и журавль» мать объяснила сыну, что нужно ставить себя на место другого человека, проявлять к нему внимание, обсудила с ним смысл пословиц «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь».
Полученные навыки уважительного отношения к людям необходимо закреплять и развивать в школьном возрасте на более широкой базе духовного и морального развития ученика, чаще апеллируя к его сознанию, сообразуясь при этом с его возрастом и индивидуальными особенностями.
В практике семейного воспитания широко распространены этические беседы на темы о вежливости, чуткости, внимательности, предупредительности, отзывчивости. В ходе таких бесед родители используют материал художественной литературы, личный опыт, примеры поведения окружающих людей и на этой основе возбуждают у детей чувство восхищения фактами благородного поведения людей. Беседы на этические темы завершаются рекомендациями о поступках и делах, в которых проявляется уважение к человеку, постоянная готовность помочь людям в затруднительных случаях.
Одной из важных форм проявления уважения к людям является вежливость. Воспитание вежливости - необходимая составная часть работы родителей по формированию у детей навыков и привычек культурного поведения. Вежливость есть внутреннее достоинство человека. Она проявляется всегда и везде во взаимоотношениях между людьми. Во всем бесконечном разнообразии ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях людей, вежливый человек неизменно проявляет уважение к другим людям и готовность помогать им в каждом затруднительном случае. Вежливость проявляется во внешней сдержанности, подтянутости при общении с другими людьми. Она проявляется в позе, жестах, мимике, а также в устной и письменной речи. Вежливо необходимо обращаться со всеми людьми, а не только с близкими и знакомыми. У каждого народа существует ряд правил вежливости, например: приветливо здороваться и прощаться со старшими, товарищами, маленькими детьми, чутко относиться к старикам, инвалидам, пенсионерам, больным, уступать им место, оказывать помощь, быть внимательным к женщине, помогать ей нести тяжелую вещь и т.д.
Если родители и другие члены семьи будут постоянно наблюдать за тем, чтобы ребенок, прося что-нибудь, говорил «пожалуйста», благодарил за всякую услугу, извинялся за неловкость, то эти привычки станут второй натурой ребенка и останутся у него на всю жизнь. Так, в одной из наблюдаемых нами семей в г. Пятигорске мать требует, чтобы ее ребенок говорил не просто «Дай», а «Дай, пожалуйста», приучает обращаться к другим взрослым на «Вы», предлагает его извиняться, если он толкнул кого-то или уронил чью-либо вещь. Родители и другие взрослые в свою очередь должны также вежливо относиться и к ребенку, как бы мал он ни был, так как он является человеком, требующим к себе уважения. Часто случается, что родители вежливы со знакомыми и малознакомыми людьми, а в семье грубо обращаются с ребенком или друг с другом. Ясно, что это не способствует воспитанию подлинной культуры у ребенка. Чувствуя уважение к себе, ребенок легко сможет проявить уважение к другим людям.
Необходимо приучать детей считаться с удобствами окружающих, развивать у них умение внимательно выслушивать собеседника, не прерывать его. Родители должны разъяснять своим детям возможные формы проявления вежливости, например, быть внимательным и предупредительным к людям, проявлять готовность отвечать на вопросы, не отнимать время на пустые разговоры, не заставлять себя ждать, если была договоренность собраться к определенному времени. Родителям следует напоминать детям правила вежливости, предписывающие бережно относиться к труду и отдыху людей, постоянно упражнять детей в соблюдении этих правил. Конечно, тактичность и предупредительность нужны и со стороны взрослых по отношению к детям. Необходима взаимность. Невозможно воспитать вежливого ребенка, обращаясь с ним самим неуважительно и грубо. Практика семейного воспитания показывает, что как бы родители и другие члены семьи ни старались говорить детям о вежливости, если они сами ведут себя грубо, некультурно, то и дети вырастают грубыми и невежливыми. Поэтому дети всех возрас-гов должны постоянно видеть перед собой пример вежливости со стороны окружающих людей. В семье К. (г. Пятигорск) произошел такой случай: мать отругала свою дочь за то, что она разбила дорогую вазу. Вскоре выяснилось, что вазу разбил домашний питомец - кот, и мать извинилась перед дочерью, подав тем самым пример уважительного и вежливого поведения.
В раннем детстве, когда ребенок еще не может осознать всего значения поступков, необходимо использовать преимущественно пример и упражнения, поощрения. В дальнейшем навыки и привычки культурного поведения закрепляются. Вежливое, предупредительное и внимательное отношение к людям должно стать привычкой, «второй натурой».
Напомним и о воспитании скромности - одной из сторон высокой культуры поведения людей. Это такое качество личности, которое помогает завоевывать человеку симпатии окружающих людей и делает его уважаемым и любимым. Сущность скромности в том, что человек, обладающий этим качеством, не кичится своими достоинствами или заслугами, не зазнается, а совершает добрые дела не на показ, а по своему внутреннему убеждению. Лучшим средством воспитания скромности в поведении ребенка, предупреждении и преодолении зазнайства, хвастовства является вовлечение детей в серьезный умственный и физический труд. Ребенок должен видеть перед собой пример проявления скромности старших. необходимо использовать художественную литературу, сказки и рассказы.
Естественно, вся воспитательная работа должна проводится в тесном сотрудничестве семьи и школы. Культурное поведение - это умение вести себя в обществе, соблюдать правила приличия, вежливо, уважительно относиться к другим людям, держать себя с достоинством. Такое поведение основывается на внутренней духовной культуре, на моральных нормах и нравственных убеждениях. Основы культурного поведения у ребенка закладываются в семье. Главное в воспитании навыков культурного поведения у детей в семье - это собственный пример родителей в проявлении вежливого, уважительного отношения к людям, внутренняя культура родителей, а также постоянные сознательные усилия в формировании навыков и привычек культурного поведения у своих детей. Для этого в семье используются беседы, чтение книг, просмотр фильмов с последующим обсуждением поведения героев, анализируются жизненные ситуации. Важным условием формирования культурного поведения у ребенка в семье является уважительное отношение к нему со стороны родителей и других членов семьи. Необходимы систематические упражнения ребенка в культурном поведении. Знание правил вежливого обращения следует довести до автоматизма, при этом употребление их должно быть искренним, что достигается воспитанием подлинной внутренней культуры у ребенка. Одной из форм педагогической пропаганды школы должно быть систематическое ознакомление родителей с публикациями по вопросам семейного воспитания, обсуждение проблем воспитания и обмен опытом воспитания в семье, консультирование родителей по интересующим их вопросам. Благодаря сотрудничеству школы и семьи выработка навыков культурного поведения у детей будет более результативной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры поведения у ребенка в семье »
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Основы культуры поведения воспитываются в семье. Наблюдения показывают, насколько глубоко впитывают дети все, что говорят их родители, насколько точно копируют их манеру поведения и речи. Причем, не только дети дошкольного возраста, когда влияние родителей считается наиболее сильным, а также подростки, юноши и девушки.
Культурное поведение детей, подростков и молодежи есть такое поведение, в котором сказывается высокая духовная культура, гуманное отношение к человеку, уважение личности. Основой такого поведения являются подлинно человеческие отношения между людьми, которые строятся на взаимном уважении, доверии и любви. О культуре поведения ребенка можно судить по многим признакам: по вежливости в обращении его к старшим и младшим, по простоте и скромности, хорошему вкусу в одежде и внешнем облике, по умению ценить и понимать прекрасное, соблюдать правила приличия, по умению жить в коллективе, владеть собой и с достоинством держать себя в обществе и др. Одной из главных черт поведения ребенка должно быть единство его внутренней и внешней культуры, без чего не может быть подлинного уважения к людям. Подчеркивая единство внутренней и внешней культуры поведения, В.Г.Белинский рекомендовал не упускать из вида ни одной стороны воспитания: говорить детям об опрятности и внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми, внушать им, что внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты.
Уважение к людям проявляется во внимании к человеку, в заботе о его здоровье, об условиях его труда и отдыха, в чуткости, внимательности и предупредительности, в умении понять душевное состояние близкого, не обидеть его неуместным словом, нетактичным поведением, в умении сочувствовать, облегчить его горе.
При воспитании у детей культуры поведения родителям следует иметь в виду, что заботливое, внимательное отношение к людям, в том числе к матери, отцу, старшим, - неотъемлемый признак их повседневного поведения. Такое отношение характеризует культуру, идущую от сердца, от действительного уважения к людям и искреннего желания помогать им в повседневных делах. Наблюдая за родителями, которые именно так относятся к окружающим, дети легко будут перенимать подобное отношение, следовать примеру отца, матери. Если же родители внешне предупредительны, вежливы с кем-либо во время общения, а в отсутствии этого человека осуждают его, всячески выражают недовольство, то подают детям пример неискренности и лицемерия. Поэтому основа успеха воспитания культуры поведения у детей в семье – внутренняя культура родителей.
Уважительное отношение родителей к детям означает, чтоони интересуются его повседневными делами: отношением к учению, мнением по поводу просмотренных фильмов, телепередач, прочитанных книг, взаимоотношениями с товарищами. Не должно оставаться без внимания их отношение к родителям, членам семьи. Так, если ребенок ведет себя непозволительно, например, кричит на бабушку, родителям следует вовремя остановить его, побудить извиниться, при этом не унижать ребенка оскорбительными замечаниями, не допускать физических наказаний. Ребенок, с ранних лет приученный уважать людей и ценить их труд, сам находит нужные слова и формы обращения. Они будут подсказаны ему убеждением и будут правдивы и естественны.
Важно научить ребенка не только выражать сочувствие людям, если у них неприятности, но и радоваться их успехам, что бывает чрезвычайно трудно и для взрослых. Для воспитания таких чувств ребенок должен быть уверенным в себе, в возможности достижения успеха им самим. Если ребенок огорчается, например, по поводу спортивных достижений, следует убедить его, что и он сможет достигнуть успеха, если будет достаточно тренироваться, проявит настойчивость и упорство.
Наблюдения и опыт семейного воспитания показывают, что развивать и формировать в детях чувство уважения к личному достоинству человека, воспитывать в них чуткое и заботливое отношение к окружающим необходимо с самых ранних лет путем убеждения, примера, упражнения. Ребенку предупредительному, становится легко устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми. Он без труда находит друзей, вызывает к себе симпатию и уважение, понимает, что отдавая людям, будь то угощение или проявление внимания, многое приобретает сам: самоуважение, уважение других людей, дружеские отношения.
Воспитание уважения к людям лучше всего проводить на простых и доступных пониманию детей примерах и фактах, в играх, путем чтения им рассказов и сказок с соответствующим содержанием. Следует подводить ребенка к пониманию прочитанного с помощью наводящих вопросов. В этом случае ребенок сам делает выводы о добре и зле, о плохих и хороших поступках героев. Выражение ребенком своего отношения к прочитанному способствует выработке его собственных нравственных убеждений. Так, в семье N. (г. Пятигорск) мать, читая шестилетнему сыну сказку «Морозко», задавала ему вопросы: кто из героев сказки вел себя вежливо, предупредительно? кто допускал грубость? что они в итоге получили? На примере из сказки ребенок сам делал соответствующие выводы, а затем, когда возникла ситуация - мальчик поленился помочь своему дедушке и резко ему ответил - мать напомнила ему героев этой сказки. Ребенку самому захотелось исправить свое поведение. На примере сказки «Лиса и журавль» мать объяснила сыну, что нужно ставить себя на место другого человека, проявлять к нему внимание, обсудила с ним смысл пословиц «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь».
Полученные навыки уважительного отношения к людям необходимо закреплять и развивать в школьном возрасте на более широкой базе духовного и морального развития ученика, чаще апеллируя к его сознанию, сообразуясь при этом с его возрастом и индивидуальными особенностями.
В практике семейного воспитания широко распространены этические беседы на темы о вежливости, чуткости, внимательности, предупредительности, отзывчивости. В ходе такихбесед родители используют материал художественной литературы, личный опыт, примеры поведения окружающих людей и на этой основе возбуждают у детей чувство восхищения фактами благородного поведения людей. Беседы на этические темы завершаются рекомендациями о поступках и делах, в которых проявляется уважение к человеку, постоянная готовность помочь людям в затруднительных случаях.
Одной из важных форм проявления уважения к людям является вежливость. Воспитание вежливости - необходимая составная часть работы родителей по формированию у детей навыков и привычек культурного поведения. Вежливость есть внутреннее достоинство человека. Она проявляется всегда и везде во взаимоотношениях между людьми. Во всем бесконечном разнообразии ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях людей, вежливый человек неизменно проявляет уважение к другим людям и готовность помогать им в каждом затруднительном случае. Вежливость проявляется во внешней сдержанности, подтянутости при общении с другими людьми. Она проявляется в позе, жестах, мимике, а также в устной и письменной речи. Вежливо необходимо обращаться со всеми людьми, а не только с близкими и знакомыми. У каждого народа существует ряд правил вежливости, например: приветливо здороваться и прощаться со старшими, товарищами, маленькими детьми, чутко относиться к старикам, инвалидам, пенсионерам, больным, уступать им место, оказывать помощь, быть внимательным к женщине, помогать ей нести тяжелую вещь и т.д.
Если родители и другие члены семьи будут постоянно наблюдать за тем, чтобы ребенок, прося что-нибудь, говорил «пожалуйста», благодарил за всякую услугу, извинялся за неловкость, то эти привычки станут второй натурой ребенка и останутся у него на всю жизнь. Так, в одной из наблюдаемых нами семей в г. Пятигорске мать требует, чтобы ее ребенок говорил не просто «Дай», а «Дай, пожалуйста», приучает обращаться к другим взрослым на «Вы», предлагает его извиняться, если он толкнул кого-то или уронил чью-либо вещь. Родители и другие взрослые в свою очередь должны также вежливо относиться и к ребенку, как бы мал он ни был, так как он является человеком, требующим к себе уважения. Часто случается, что родители вежливы со знакомыми и малознакомыми людьми, а в семье грубо обращаются с ребенком или друг с другом. Ясно, что это не способствует воспитанию подлинной культуры у ребенка. Чувствуя уважение к себе, ребенок легко сможет проявить уважение к другим людям.
Необходимо приучать детей считаться с удобствами окружающих, развивать у них умение внимательно выслушивать собеседника, не прерывать его. Родители должны разъяснять своим детям возможные формы проявления вежливости, например, быть внимательным и предупредительным к людям, проявлять готовность отвечать на вопросы, не отнимать время на пустые разговоры, не заставлять себя ждать, если была договоренность собраться к определенному времени. Родителям следует напоминать детям правила вежливости, предписывающие бережно относиться к труду и отдыху людей, постоянно упражнять детей в соблюдении этих правил. Конечно, тактичность и предупредительность нужны и со стороны взрослых по отношению к детям. Необходима взаимность. Невозможно воспитать вежливого ребенка, обращаясь с ним самим неуважительно и грубо. Практика семейного воспитания показывает, что как бы родители и другие члены семьи ни старались говорить детям о вежливости, если они сами ведут себя грубо, некультурно, то и дети вырастают грубыми и невежливыми. Поэтому дети всех возрас-гов должны постоянно видеть перед собой пример вежливости со стороны окружающих людей. В семье К. (г. Пятигорск) произошел такой случай: мать отругала свою дочь за то, что она разбила дорогую вазу. Вскоре выяснилось, что вазу разбил домашний питомец - кот, и мать извинилась перед дочерью, подав тем самым пример уважительного и вежливого поведения.
В раннем детстве, когда ребенок еще не может осознать всего значения поступков, необходимо использовать преимущественно пример и упражнения, поощрения. В дальнейшем навыки и привычки культурного поведения закрепляются. Вежливое, предупредительное и внимательное отношение к людям должно стать привычкой, «второй натурой».
Напомним и о воспитании скромности - одной из сторон высокой культуры поведения людей. Это такое качество личности, которое помогает завоевывать человеку симпатии окружающих людей и делает его уважаемым и любимым. Сущность скромности в том, что человек, обладающий этим качеством, не кичится своими достоинствами или заслугами, не зазнается, а совершает добрые дела не на показ, а по своему внутреннему убеждению. Лучшим средством воспитания скромности в поведении ребенка, предупреждении и преодолении зазнайства, хвастовства является вовлечение детей в серьезный умственный и физический труд. Ребенок должен видеть перед собой пример проявления скромности старших. необходимо использовать художественную литературу, сказки и рассказы.
Естественно, вся воспитательная работа должна проводится в тесном сотрудничестве семьи и школы. Культурное поведение - это умение вести себя в обществе, соблюдать правила приличия, вежливо, уважительно относиться к другим людям, держать себя с достоинством. Такое поведение основывается на внутренней духовной культуре, на моральных нормах и нравственных убеждениях. Основы культурного поведения у ребенка закладываются в семье. Главное в воспитании навыков культурного поведения у детей в семье - это собственный пример родителей в проявлении вежливого, уважительного отношения к людям, внутренняя культура родителей, а также постоянные сознательные усилия в формировании навыков и привычек культурного поведения у своих детей. Для этого в семье используются беседы, чтение книг, просмотр фильмов с последующим обсуждением поведения героев, анализируются жизненные ситуации. Важным условием формирования культурного поведения у ребенка в семье является уважительное отношение к нему со стороны родителей и других членов семьи. Необходимы систематические упражнения ребенка в культурном поведении. Знание правил вежливого обращения следует довести до автоматизма, при этом употребление их должно быть искренним, что достигается воспитанием подлинной внутренней культуры у ребенка. Одной из форм педагогической пропаганды школы должно быть систематическое ознакомление родителей с публикациями по вопросам семейного воспитания, обсуждение проблем воспитания и обмен опытом воспитания в семье, консультирование родителей по интересующим их вопросам. Благодаря сотрудничеству школы и семьи выработка навыков культурного поведения у детей будет более результативной.