kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Воспитание культуры поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье учитель рассказывает о своей работе по воспитанию культуры поведения и нравственных качеств у младших школьников. По её мнению формирование культуры поведения и общения  впервую очередь формируется в семье, где закладываются основы уважения к старшим.  "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому", - гласит русская пословица. На эту тему можно провести родительское собрание, где обсуждаются правила поведения и общения школьников в различных ситуациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание культуры поведения"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное»








Статья

«Воспитание у детей навыков и привычек культурного поведения»




Доклад подготовила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Запрудное

Питерского района

Саратовской области»

Захарова Г.П.
























В последние годы все чаще стали обращать внимание на воспитание у детей культурного поведения. Это связано с конкретными требованиями к современному человеку у изменяющегося общества. Выдающийся ученый В.А.Караковский говорит, что интеллигентный человек постоянно соотносит свои поступки, слова, поведение с другими людьми. Эта способность к пониманию другого, терпимое отношение к ребенку и взрослому, к члену семьи, товарищу по работе, к случайному прохожему и старому другу поддерживают наше здоровье общества. Интеллигентность проявляется в тысячи мелочей: в приветливости и скромности, в умении слушать и не мешать другим, в доброте и умении незаметно прийти на помощь, в чистоте языка и чистоплотности быта.

Младший школьный возраст является благоприятным для начала воспитания моральных чувств и нравственных качеств. Ребенок уже способен осознавать отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.

В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, в повседневной жизни, деятельности детей и специально запланированных бесед. Такие беседы должны включать возможность выработать у школьников нравственные представления.

Работу по проведению занятия по культуре поведения условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и закрепление правил поведения в повседневной жизни.

Подготовительный этап. Классный руководитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведение. Затем педагог разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей работы с детьми.

Готовятся к занятию и дети: разучивают стихи, готовят сценки, подбирают загадки, пословицы, связанные с темой занятия.

Проведение занятия. Обычно занятие начинается беседой учителя, который называет тему занятия, ставит перед детьми вопросы. Затем в ходе занятия учитель вместе с детьми формулирует правила поведения. Правила можно оформить в виде плаката или красочной памятки для каждого ребенка.

Занятие надо строить так, чтобы чередовались беседа, показ, игра, инсценировка. Такие занятия проводятся один или два раза в четверть, продолжительностью примерно 45 минут

Закрепление правил поведения. Как бы ни было содержательно и интересно занятие, как бы хорошо ни выступали дети, как бы точно они ни формулировали все правила – основная работа правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников: на уроках, во время перемен, в раздевалке, в столовой, во время посещения театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми.

На уроках классного часа дети обсуждают правила поведения, предложенные учителем, и составляют свои правила поведения, например, правила поведения на улице, дома, в гостях и др.Затем можно предложить каждому ребенку нарисовать картинку, соответствующую какому-либо правилу по их выбору. Рисунки можно закончить дома с родителями и принести на следующий урок.

В своей работе часто использую дидактический материал на основе литературных произведений В.Осеевой, русских народных сказок, рассказов Сухомлинского, произведений Л.Н.Толстого и др. После прочтения обязательно задаю вопросы, идет моделирование различных ситуаций.

Формирование культуры общения формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», - гласит русская пословица. На эту тему было проведено родительское собрание, где обсуждались правила поведения и общения школьников в различных ситуациях.

Немаловажную роль в воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения имеет игра. Она развивает необходимые предпосылки для выработки поведения, регулируемые нравственными нормами .В ходе реализации игрового сюжета дети усваивают нормы нравственного поведения, где проявляются и формируются их нравственные качества, дети учатся понимать своих игровых партнеров.

Музыка также влияет на формирование нравственных качеств и чувств ребенка. Звучащее произведение, отражая важные стороны человеческого отношения к окружающему миру, служит уникальным дидактическим материалом. В процессе слушания музыкальных фрагментов дети учатся доброте, человечности. Список музыкальных произведений можно составить на основе детских пьес Д. Кабалевского, С.Прокофьева, Г.Свиридова, П.Чайковского, фрагментов балетов К. Караева, А. Хачатуряна.

Литературные произведения также помогают формировать внутренний импульс к оказанию помощи, состраданию, уважительное отношение к старшим и заботливое отношение к младшим, умение помогать взрослым и радовать их добрыми делами.

Составление рассказов по аналогии; опора на жизненный опыт детей, яркая беседа, затрагивающая чувства детей; создание рисованных диафильмов, показывающих поступки действующих лиц, с которыми дети соотносят свое поведение; моделирование ситуаций, где ребенок мог бы поупражняться в выполнении тех действий, о которых идет речь в рассказе, сказке; краткая характеристика героев; игра – это далеко неполный перечень всех приемов , которые способствуют воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения.

Свое выступление хочется закончить словами А. Алексадрова: «Каждому хочется стать настоящим человеком с присущими ему качествами: честью, совестью, достоинством. В молодые годы человек обретает или не обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, лишившись нравственной опоры».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья "Воспитание культуры поведения"

Автор: Захарова Галина Петровна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Лекторий  Воспитание культуры поведения у младших школьников. Личный пример. "
    ["seo_title"] => string(83) "liektorii-vospitaniie-kul-tury-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-lichnyi-primier"
    ["file_id"] => string(6) "195562"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427915881"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Формирование культуры поведения у ребенка в семье "
    ["seo_title"] => string(57) "formirovaniie-kul-tury-poviedieniia-u-riebienka-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "131633"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416178211"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Родительское собрание "О воспитанности" "
    ["seo_title"] => string(40) "roditiel-skoie-sobraniie-o-vospitannosti"
    ["file_id"] => string(6) "176483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424428541"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Воспитание толерантного поведения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(61) "vospitaniie-tolierantnogho-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459182747"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Воспитание культуры питания у детей."
    ["seo_title"] => string(34) "vospitaniiekulturypitaniiaudietiei"
    ["file_id"] => string(6) "298087"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456292495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства