Просмотр содержимого документа
«Формирование духовных ценностей современного ученика на уроках музыки»
Тема: Формирование духовных ценностей современного ученика на уроках музыки.
№ 1 Творчество — момент создания будущего в настоящем.
Джон Денискар
Одна из актуальных проблем современного общества — формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим.
Сл.№2 Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.
Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому духовно - нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Сл.№ 3 Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.
Сл. № 4 ГБОУ « Ивановская гимназия» ЛНР. Это общеобразовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, среди которых, одаренные и обычные дети. Гимназия является культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.
Как учитель музыки понимаю, что в гимназии должны быть более масштабные задачи в музыкальном воспитании, несмотря на то, что кроме гимназии в посёлке, имеются ЦДЮТ, ДК, Муз. школа искусств. Поэтому: — урочная, внеурочная и внешкольная деятельность должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Урок нельзя разграничивать на различные виды деятельности, нет главного среди них, все подчинены единой цели: формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Сл. № 5 ( личный пример) Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитать Человека. Через музыку влиять на внутренний мир ребенка, его нравственность, духовное начало.Своей любовью к музыке «заразить» всех местных ребятишек.
На протяжении уже многих лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление к творчеству?
Радость познания – важная составная часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. В этом я вижу большой прогресс в музыкальном образовании школьников гимназии, а огромную помощь в этом начинают оказывать современные технологии:
— информационно-коммуникативные технологии;
— технология критического мышления;
— метод интегрированного урока;
— компетентно-ориентированное обучение.
По моему мнению, современный урок музыки, это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах.
Сл.№6 Главное для достижения положительных результатов должны быть продуманы и взаимосвязаны – урочная и внеурочная деятельность, цель и задачи, содержание и структура, средства и методы. Для успешного решения задач музыкального воспитания требуется глубокое изучение произведений, их отбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их музыкальной подготовкой.
Сл. №7 Музыкальная работа состоит из трёх взаимозависимых и взаимосвязанных блока: - учебная деятельность; — внеурочная деятельность; — внешкольная деятельность.
Сл.№8 1. Учебная деятельность на уроках музыки включает следующее:разработка и защита учебных проектов, рефератов, музыкальная олимпиада, предметная неделя «Музыка», интегрированные уроки, выставки, конкурсы.
Сл.№ 9 2. Внеурочная деятельность, кружковая работа: тематические классные часы, фестиваль патриотической песни, праздники, литературно-музыкальные композиции, шоу-программы, музыкальный отряд летнего оздоровительного лагеря, агитбригады, утренники, акции.
Сл. №10 3. Внешкольная деятельность: - Совместная организация и проведение внешкольных мероприятий: концерты, митинги, фольклорные праздники, фестивали. — Творческие встречи с интересными людьми: Школы искусств, ветеранами, представителями творческих профессий, выпускниками. — Совместная организация и проведение праздников с ДК, Школой искусств, ЦДЮТ,
Результатом совместной, творческой деятельности учителя и ученика в духовно – нравственном воспитании являются грамоты, дипломы, благодарности. Но, самой высшей оценкой в данном направлении будет являться жизнь. «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени»
Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно духовно – нравственного, эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное, эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Подводя итог своего выступления, хочу ещё раз сказать, что начинать духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому в школе на уроках музыки, внеурочной и внеклассной деятельности, мы можем предоставить всем детям равные возможности для изучения музыкального искусства, которое обогатит их разум и душу.