Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания ввел врач-психиатр Фредерберг в 1974 г.- это форма проф.деформации личности. Ей подвержены люди, занимающиеся профессиями в сфере «человек-человек».
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей мере подвержена влиянию феномена «психологического выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Известно множество факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы часто выделяют ее высокую психическую напряженность, что приводит к ухудшению или полной дезорганизации деятельности, к чувству неудовлетворенности профессией, снижению уровня квалификации и развитию процесса «психического выгорания» педагога.
Среди первых симптомов «профессионального выгорания» - общее чувство усталости, неприязни к работе, неопределенное чувство беспокойства, все более и более тяжелая работа, приводящая к меньшим результатам.
Признаки:
- определенный проф.жаргон, который вытекает из отношения к ребенку, как носителю отклонений в развитии;
- обзывание детей обидными прозвищами;
- ведение диалога с детьми и их родственниками с трудно скрытым раздражением.
Факторы, которые провоцируют СЭВ:
1 группа Внешние факторы:
- хронически напряженная психоэмоциональная деятельность,
- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции,
- неблагополучная психологическая атмосфера (конфликты)
2 группа Внутренние факторы:
- ригидность
- интенсивное внутреннее обстоятельства профессиональной деятельности (очень ответственный человек)
- слабая мотивация эмоциональной отдачи проф.деятельности
- нравственные дефекты, дезориентация личности.
3 группа Соц.факторы:
- непризнание заслуг педагога, неадекватная оценка труда,
- несоответствие нравственно-эстетических требований, профессиональная ситуация на рабочем месте,
- понижение соц.статуса профессии
- семейно-бытовой.
Мы только сейчас начали понимать, какое влияние могут оказывать «выгорание» и неудовлетворенность работой у педагогов на семейные отношения. У тех, кто «выгорает», более вероятны брачные проблемы. Кроме того, напряженность в семье намного выше из-за стрессов, которые они «приносят» домой с работы.
Стадии:
1ст.напряжение
- симптомы переживаний, психотравмирующие обстоятельства
- неудовлетворенность собой
- чувство «загнанности в клетку»
- постоянные тревоги и депрессии
2 ст. сопротивление
- неадекватно- избирательное реагирование
- эмоционально-нравственная дезориентация
- симптом расширения сферы экономии эмоций
- редукция проф.обязанностей
3 ст.истощение
- симптом эмоц.дефицита
- симптом личностной отстраненности
- психоматических и психовегетативных нарушений.
В основном люди, подверженные «выгоранию», склонны испытывать множество проблем, связанных со здоровьем. Физические признаки включают головные боли, проблемы со сном, нарушения желудочно-кишечного тракта; есть изменения в химическом составе крови. Все это – реакция на стрессы, постоянно возникающие на работе. Кроме того, такие люди более предрасположены к раковым заболеваниям.
Приемы, которые помогают при СЭВ
- сильно сжать кисти рук(30-40 сек.) и расслабиться,
- руки вперед, напрячь и опустить вдоль тела, расслабить,
- плечо поджать к уху, в исходном положении расслабить,
- сидя, ноги «вжать» в пол и расслабить,
- ранжируй ситуацию,(можешь изменить?), если «да»-ищи выход, если «нет»- смысл волноваться,
- полей цветы,начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
- карандаш с гранями покатай в руке,
- нарисовать на листе бумаги обидчика, заштрихуй его и скомкай, так же можно вылепить из пластилина, а потом скомкать.
И надо помнить, что педагог, страдающий от «выгорания», не способен увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке, понимании и комфорте, а не конфронтации и обвинениях.