Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Осенние изменения в природе"»
Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
с. Падинского Новоселицкого района.
Экскурсия.
«Осенние изменения в природе».
Воспитатель: Горлова Н.А
Экскурсия. «Осенние изменения в природе».
Цель: расширить знания детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, высказывать свое впечатление, развивать творческие способности; коррекция мыслительной деятельности, речи, памяти.
Оборудование: планшеты, бумага для записей и рисунков, карандаши, ручки, фломастеры, пакеты и коробки для сбора природных материалов.
Ход экскурсии.
Остановка 1. Перед входом в школьный сад.
Дети любуются красотой школьного сада, читают подготовленные самостоятельно стихи Ф. Тютчева, И. Бунина, А. Пушкина об осенней природе.
Остановка 2. Изменения в неживой и живой природе.
Игра «Что изменилось».
Воспитатель: кратко описывает какое-либо явление природы, каким оно было в летний период. Дети должны сказать, какие изменения произошли с ними осенью.
«Летом было очень жарко». (Осенью стало прохладнее).
«Было много цветов». (Цветущих растений очень мало).
«Летом мальчики гуляли в шортах и футболках, девочки – в платьицах». (Люди надели куртки, шапки, сапожки).
«Работники парка стригли газоны». (Дворники сгребают листву).
Остановка 3. У водоема.
Как изменился водоём по сравнению с летом? Цвет воды, температура, водные растения, подготовка их к зиме (зимующие части – корни, корневища – находятся в иле, на дне водоема). Распространение семян по воде. Насекомые и другие животные водоема, которых можно наблюдать.
Остановка 4. Поляна в пейзажной части парка.
Игра «Найди дерево».
Каждый ребенок подготовил загадки о деревьях.
Один ученик загадывает загадку о дереве, остальные дети, отгадав её, должны подбежать к этому дереву. Используется один из «законов прогулки» – «закон круга»: воспитатель поднимает флажок, нужно прибежать обратно в круг и выслушать новую загадку.
Игра «Подбери лист».
Каждый берет какой-нибудь лист, упавший на землю. Дети с одинаковыми листьями образуют отдельные группы. Найдите дерево, с которого упал ваш лист. Назовите дерево. Найдите ещё точно такой же лист, такого же размера, цвета, формы.
Игра «Поезд».
Дети встают друг за другом и образую «поезд», который идет от станции «Дубовая» к станции «Березовая», «Рябиновая» и т.д. Ведущий открывает билетную кассу и продает билеты (разные листья). Поезд прибывает на станцию «Дубовая». Дети с билетами – листьями дуба – выходят и становятся у дерева. На обратном пути поезд забирает пассажиров, но для этого они должны показать обратный билет.
Игра «Подружись с деревом».
Выбери себе одно дерево.
Поговори с деревом:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Что ты чувствуешь сейчас?
Кто твои друзья?
Закрой глаза, прикоснись щекой к коре:
Какой сон приснился дереву? Расскажи всем детям.
Нарисуй (по выбору) самое красивое дерево, самое веселое, грустное, одинокое, могучее, старое, молодое, хрупкое.
Игра «Следопыт».
Дети объединяются в пары или небольшие группы и выполняют задания:
1-я группа. Найдите что-то, что пахнет.
2-я группа. Послушать три звука, издаваемые не человеком, а кем-то другим.
3-я группа. Поищите, где гнездятся птицы.
4-я группа. Какие три цвета ты видишь больше всего?
5-я группа. Где животное может спрятаться от дождя?
6-я группа. Чем пахнет земля?
7-я группа. Найди что-то, чему столько же лет, сколько тебе.
8-я группа. Найди что-то, что может стать частью тучи или облака.
Сигнал «Закон круга».
Отчет групп о выполненных наблюдениях.
Остановка 5.
Сбор листьев, плодов, семян для поделок.
Итог экскурсии.
Что тебе особенно понравилось и запомнилось на экскурсии?