Просмотр содержимого документа
«"Дополнительное образование в наше время"»
Сегодня Россия стоит на пороге эволюционного перехода от индустриальной экономики к инновационной экономике знаний. В целях модернизации и технологического развития российской экономики, повышения ее конкурентоспособности Правительством Российской Федерации определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране и перечень критических технологий. Утверждены и создаются технологические платформы, задача которых на основе государственно-частного партнерства и при эффективном взаимодействии образования, науки, производства, бизнеса, государства и гражданского общества, обеспечить выработку и реализацию стратегических приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики. Однако, ни модернизация, ни переход к инновационной экономике невозможны без критической массы людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы.
В связи с этим назрела острая необходимость решения кадровых проблем модернизации страны путем воспитания нового поколения исследователей, разработчиков и рабочих для высокотехнологических отраслей. Сегодня инженерный корпус в России серьезно постарел, снизился уровень высшего образования, молодежь избегает инженерной карьеры из-за низкого социального статуса и уровня оплаты. Еще хуже обстоят дела с высококвалифицированными рабочими и технологами. Практически до минимума свелась технологическая безопасность страны, включая военно-промышленный комплекс. Разрыв поколений превышает 20 лет – средний возраст ведущих ученых и разработчиков превысил 60 лет. Больше трети предприятий заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, технологов и техников, что свидетельствует о накопившемся отрыве системы образования от рынка труда.
В модели «Российского образования до 2020 г. для экономики, основанной на знаниях, образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становятся привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов.
Масштабы решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве, городе с колоссальным научно-техническим потенциалом, которому присуще уникальное, единственное в мире сочетание огромного количества мощных, профильных академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, научных центров, научно-производственных объединений, высокотехнологических предприятий. Чтобы стать ресурсом экономического развития города, военно-промышленного комплекса, система столичного образования должна обеспечить условия подготовки кадров для сферы науки, техники и технологий.
В этом контексте на первый план выходят задачи развития инфраструктуры инновационной образовательной среды и разработки опережающих образовательных программ, направленных на поиск, подготовку и поддержку новых высококвалифицированных кадров с практическим опытом работы на стыке перспективных областей знаний.