kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Применение электронных учебников в учебном процессе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных направлений развития КГКП «Семейского финансово-экономического колледжа имени Р.Байсеитова» является информатизация обучения всего учебного процесса. Главным путем реализации данного направления стало внедрение информационно-коммуникационных технологий в управленческий, учебный и воспитательный процессы.

В качестве основных направлений информатизации колледжа были выбраны следующие:

  • Использование  информационно-коммуникационных     технологий     в учебном процессе;
  • Использование ИКТ управленческим аппаратом;
  • Создание электронной библиотеки;
  • Создание системы контроля знаний на основе ИКТ;
  • Создание обучающих программ и адаптация прикладных компьютерных программ;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Применение электронных учебников в учебном процессе»»

«Применение электронных учебников в учебном процессе»


КГКП «Семейский финансово-экономический колледж имени Р.Байсеитова» управления образования Восточно-Казахстанской области

Преподаватель специальных дисциплин Касумканова Бакыт Мухамедиевна


Одним из приоритетных направлений развития КГКП «Семейского финансово-экономического колледжа имени Р.Байсеитова» является информатизация обучения всего учебного процесса. Главным путем реализации данного направления стало внедрение информационно-коммуникационных технологий в управленческий, учебный и воспитательный процессы.

В качестве основных направлений информатизации колледжа были выбраны следующие:

  • Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

  • Использование ИКТ управленческим аппаратом;

  • Создание электронной библиотеки;

  • Создание системы контроля знаний на основе ИКТ;

  • Создание обучающих программ и адаптация прикладных компьютерных программ;

• Использование ИКТ во всех внеурочных и внеклассных мероприятиях. Возможности использования ИКТ огромны не только в учебном процессе, но и в воспитательной и во внеаудиторной работе со студентами. Внеаудиторная работа в колледже проводится в различных формах: научно-практические конференции, круглые столы, дебаты, КВН, спортивные мероприятия, концертные программы и др.

Информационные технологии предоставляют возможность: использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам.

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний студентов. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».

Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на внешних носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность монитора как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.


Структурная организация электронного учебника


На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Режимы работы электронного учебника


Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

- обучение без проверки;

- обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

- тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке студента.


Электронный учебник как средство дистанционного обучения


Как один из режимов использования ЭУ можно рассмотреть дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная система ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на независимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения, т. е. студент может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. При выборе первого варианта студенту по мере освоения материала высылается следующий модуль, и, таким образом, по завершении курса студент имеет целостный электронный учебник по данному предмету.

Каждый модуль содержит:

• наименование темы;

• учебные вопросы и их нормативную трудоемкость;

• цели уроков;

• методические указания о порядке и последовательности изучения темы модуля;

• используемые учебные материалы;

• упражнения и тесты для самопроверки, а также ссылки на правильные ответы, чтобы студенты могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;

• упражнения и тесты для итогового контроля.

Курс рассчитан на определенный срок изучения, в зависимости от его трудоемкости. Руководствуясь учебной программой и методическими указаниями, студент составляет персональный план обучения, т. е. расписание своих собственных учебных занятий. Таким образом, студент определит, в какой конкретно день какой учебный вопрос модуля учебной программы он будет изучать, и сможет регулярно отмечать в этом персональном плане результаты своей учебы.

Варианты построения уроков с использованием электронного учебника

1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Студентов сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов.

При переходе к изучению нового материала студенты парами садятся у компьютера, включают его и начинают под руководством и по плану преподавателя.

2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все обучающиеся 5-7 мин. под руководством преподавателя соотносят полученные знания.

3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15- 17 мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне студенты должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения преподавателя), затем в парах (по заданию преподавателя), наконец, индивидуально (по очереди).

4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах студентов (3-4 человека).

В заключении урока (10 мин.) студенты обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение студентов к исследовательской работе на уроке (на уроках физики и математики и.т.д).

5. ЭУ используется как средство контроля усвоения студентами понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования студентов по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться студентом, преподавателем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт студенту представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, студент в какой-то мере может управлять процессом учения. Рассматривая результаты отдельных студентов можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному студенту принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, можно проследить динамику обучения студента по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых студентов даёт преподавателю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

Информационная технология открывает для студентов возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание обучающимися строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала студентами, что весьма существенно в процессе обучения.


Список использованной литературы


  1. Павленко А.Р. «Компьютер, TV и здоровье». – Киев: «Основа», 2002.

  2. http://www.pole.com.ru/: «Центр электромагнитной безопасности».

  3. Материалы сайтов http://computermania.narod.ru/, http://www.digital-c.com.ua/.

  4. www.parent.fio.ru, статья «Реакция организма детей разного возраста на работу за компьютером».

  5. http://vspu.ac.ru, статья «Медицинские и психологические последствия работы с компьютером».

  6. Т.Богатова, И.Лапрун « Компьютер и здоровье – это совместимо?»

  7. О.Тимофеев «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»

  8. М.Ильицкая «Друг мой – враг мой»

  9. А.Закиров, А.Костенко « Новые технологии и здоровье»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад «Применение электронных учебников в учебном процессе»

Автор: Касумканова Бакыт Мухамедиевна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Доклад "Создание электронного пособия""
    ["seo_title"] => string(37) "dokladsozdaniieeliektronnoghoposobiia"
    ["file_id"] => string(6) "296832"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456085282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(78) "primienieniie-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "112219"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408437887"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Доклад, тема "Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке компетентных специалистов" "
    ["seo_title"] => string(117) "doklad-tiema-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-pri-podghotovkie-kompietientnykh-spietsialistov"
    ["file_id"] => string(6) "222009"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435763095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства