Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете :" Урок- как творчество."»
Учитель осетинского языка МБОУ СОШ №31
Колиева З.В
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
(Доклад на педагогическом совете)
Урок, как писал В.А.Сухомлинский, является важнейнешей сферой духовной жизни, в которой соприкасаются педагог и ученик.
Школьный урок- главный плацдарм педагогического творчества. Именно на уроке реализуется основная учительская потребность - передать, обучить, отдать. В этом процессе и может проявить учитель своё творчество, а также развивать творческую активность учащихся.
На уроке учителю необходимо организовать творческое взаимодействие с учениками, создать гармоническое единство мыслей, чувств, целей, задач, подчинённое определённому идейно-художественному замыслу. На уроке реализуются личностные качества учителя: наблюдательность, актёрские способности, воображение, фантазия. Всё это способствует тому, чтобы способности ученика развивались, раскрывались быстрее и активнее.
Для поддержания интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках при проведении различного рода тренировочных упражнений неоходимо использовать позновательно-дидактические игры, которые дают возможность школьникам более эффективно успевать учебный материал.
Элементов игрового и занимательного порядка немало в учебниках. Их виды и формы могут заметно разнообразиться.
Например, в учебниках по осетинскому языку и чтению много загадок. Жанр этот таит в себе большие резервы для речевого развития учащихся, для приобщения их к художественному словесному творчеству. Работая над загадками дети приобретают соответствующие умения; выделять самые существенные признаки предмета, сравнить его с другими, похожими, находить наиболее точные, выразительные средства. Иногда дети сами придумывают загадки.
В наших учебниках также много пословиц, знакомство с ними в школе развиваетит мышление учащихся,и привает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Мы должны научить детей раскрывать смысл пословиц и употреблять их в своей речи.
После изучения данных тем учащиеся собирают сами загадки и пословицы, в основном пользуются газетой "Растдзинад" и журналом "Ногдзау", где их бывает особенно много. У нас в кабинете есть альбом осетинских пословиц и загадок, который учащиеся сами выпустили. Отгадки к загадкам нарисованы детьми.
Таким образом, мы приобщаем учеников не только к знаниям пословиц и загадок, но и к чтению периодической печати и художественному творчеству.
По развитию самостоятельности и мыслительной деятельности, учащихся для нас большим подспорьем являются уроки развития речи. Здесь детям предлагаем самые разнообразные виды работ:
1. Прочитать произведение, проанализировать его усно:
а) определить основную мысль текста;
б) найти слова, употреблённые в переносном смысле;
в) определить стиль текста;
г) доказать своё мнение.
Ребята самостоятельно ищут в словаре объяснения слов, сравнивают с другими произведениями, и на следующий урок приходят с готовыми ответами.
Проводим мы тематические экскурсии в парк, особенно в пору золотой осени и весной. Это не только прогулки.
Дети наблюдают за красками в природе, звуками, небом. А итогом работы становятся рассказы, сочинения "Каким я видел осенний день","Мои наблюдения в природе","Первый весенний день","Из жизни птиц" ит. д.
К своим сочинениям учащиеся сами делают иллюстрации. Это тоже в какой-то степени способствует развивать творческую активность ученика.
Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников своей новизной, необычностью и нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего не возможно учащимся. С большим увлечением дети работают с грамматическими играми. Например "Лесенки"- заполнить клетки и подняться или спуститься по лесенке, "Найти спрятанные слова", "Чайнворды", "Кроссворды" и т. д.
С большим увлечением дети работают с анаграммами, метаграммами. Анаграмма-загадка, в которой путём перестановки букв или слогов в слове,а также при обратном чтении слова получаем из тех же букв новое значение слова.
Например: урс-сур-рус, сау--уас.
Кроме всего перечисленного, часто пользуемся на уроках "Немыми текстами", т.е. в тексте расставить нужные знаки препинания,по заданному началу закончить текст и наоборот.
Любят дети и метограммы. Это загадка, в которой путем замены любой одной буквы получается другое слово. Например: гуыр--гуыл, къам--къай, къул--къус, дари--уари.
На уроках литературы мы всегда ставим перед собой основную цель, заставить ребят думать, делать самостоятельные выводы. Учащиеся должны жить жизнью героев, переживать вместе с ними, радоваться, находить выход из сложившегося положения. Мы практикуем уроки--лекциии, уроки-- семинары, уроки-- диспуты.
При изучении литературных текстов ставятся вопросы, которые заставляют ребят думать, делать самостоятельные выводы. Например, при изучении романа Н.А.Чернышевского " Что делать" и рассказа Х.Тлатова"Сон", романа А.С.Пушкина "Евгений Онегир" и поэмы К.Л.Хетагурова "Фатима". Мы сравниваем тематику этих произведений,их персонажи и т.д.
Практикуем мы и такую работу: " Угадать по описанию героя название произведения", " По данному отрывку узнать произведение и его автора" и т.д. Неизменный интерес вызывает у детей создание "живых картинок" к прочитанным текстам, инсценирование.
Вот далеко не полный перечень видов работ, которые могут ребят заставить мыслить и делать самостоятельные выводы на уроках.
Для поддержания интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках необходимо чаще использовать познавательно--дидактические игры, которые снижают усталость и дают возможность школьникам более эффективно усваивать учебный материал.
Уроки занимательной грамматики активизируют познавательную деятельность школьников, обогащают их словарь, развивают любознательность и сообразительность, пробуждают интерес к знаниям и любовь к предмету.