kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «компьютерные технологии в музыкальной педагогике на современном этапе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия прошлого века ночалось бурное развитие новых информационных технологий, что обусловило процесс  компьютеризации школьного образования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «компьютерные технологии в музыкальной педагогике на современном этапе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОКТЯБРЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ







ДОКЛАД

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»














Составитель:

Шувалов Михаил Александрович преподаватель I квалификационной категории

МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский









2019 г


Широко известно, что Детская школа искусств – это особое учреждение, являющееся, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», учреждением дополнительного образования детей. Оно ориентировано на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Органично сочетая в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка, детская школа искусств в условиях современного общества призвана наряду с общеобразовательной школой решать главную задачу российской образовательной политики – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Уже к концу прошлого столетия стало ясно, что качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от владения им ключевыми компетенциями. Это признано мировым педагогическим сообществом. Поэтому путь модернизации современного образования - это путь перехода к компетентному образованию, как в общей школе, так и в системе дополнительного образования детей. Компетентное образование предполагает формирование целостной системы «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

В последние десятилетия прошлого века началось бурное развитие новых информационных технологий, что обусловило процесс компьютеризации школьного образования. Сегодня уровень развития компьютерных технологий создаёт технологическую предпосылку для активного их использования в решении определённых педагогических задач учебного процесса в образовательных учреждениях, в том числе и в учреждениях дополнительного образования – ДШИ, ДМШ.
Использование компьютерных технологий как вспомогательного средства в музыкальном образовании можно рассматривать в нескольких ракурсах:

  • внедрение компьютерных технологий в процесс изучения теоретических дисциплин, дисциплин художественно-исторического цикла;

  • персональный компьютер, снабжённый специальными программами и дополнением в виде платы расширения, он может превратиться в настольную в музыкальную мастерскую-студию и одновременно в музыкальный инструмент с поистине безграничными возможностями.


Компьютерное творчество в системе дополнительного музыкального образования может быть выделено в специализированный учебный курс, но может стать и вспомогательным, сопутствующим обучению музыкальному искусству. Обладая массой выразительных возможностей, музыкально-компьютерная деятельность учащихся способствует значительному расширению кругозора учащихся, познания закономерностей музыкального искусства в процессе продуктивной творческой деятельности. Поэтому в учебном процессе появляется возможность интеграции деятельности исполнительской и творческой, что является важным условием художественного развития учащегося.

Использование компьютерных технологий ставит перед педагогами новые задачи, поскольку приходится решать массу проблем методического характера, которые приобретают ярко выраженную специфику и в совокупности составляют новую область методики музыкально-художественного воспитания. Так применение новых средств обучения (музыкально-компьютерных технологий) ведёт к изменению целей, задач и методов дополнительного музыкального образования, то есть к радикальному преобразованию его структуры и содержательного наполнения. И, конечно, очень остро стоит проблема компьютерной грамотности, развития умений по использованию компьютерных технологий в образовательном процессе педагогов-музыкантов, получивших академическое музыкальное образование.

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний, находящаяся на стыке между техникой и искусством, объединяющая в себе информатику, звукорежиссуру, педагогику и музыкознание. Природа её развития, несомненно, динамична, поскольку непрерывное обновление достижений научно-технического прогресса предоставляет человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

Музыкально-компьютерные технологии могут применяться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. При этом компьютер для обучаемого выполняет разные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, помогая решать актуальные задачи в обучении: выработка умений и навыков, развитие творческих способностей, расширение тезауруса учащегося. Компьютер может выступать в роли терпеливого репетитора (компьютерный тренаж), как средство объективной оценки знаний учащегося (компьютерный контроль), как моделирующая среда (компьютерные исследовательские модели), как источник новой информации. В зависимости от использования тех или иных прикладных программ он может превратиться в студию многоканальной аудиозаписи, в реставратор записей со старых грампластинок, в программу набора нотного текста, обучающую программу по сольфеджио и музыкальной литературе. Если целью музыкального обучения является приобщение учащихся к музыкальному творчеству, то искомые программы должны быть предназначены для создания музыки. При этом чтобы гармонично развивать музыкальные способности учащихся, программы должны охватывать различные стороны музыкально-творческой деятельности: сочинение, аранжировку, исполнительское и звукорежиссёрское редактирование.

На сегодняшний день существует достаточное многообразие компьютерных программ для детей разных возрастных групп, предназначенных для решения определённых педагогических задач музыкального образования. По педагогической направленности их можно разделить на следующие группы:

  • Обучающие программы – это программы, с помощью которых учащийся может получить новые знания, умения и навыки, несущие, как правило, информацию в игровой форме (например, «Развитие интеллектуальных способностей у детей» - автор Н.Н.Санникова, «Ирмус. Интерактивное развитие музыкального слуха» - автор В. Красноскулов, «Музыкальный класс» (автор идеи – С. Сапунов. Музыкальные эксперты – Н. Чаморова, М. Шух и др.).


  • Развивающие программы побуждают ребёнка к самостоятельным творческим играм или к общению со сверстниками. Дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов («Clifford. Угадай мелодию» - сюжетная игровая программа для детей 4-7 лет и др.).

  • Обучающе-развивающие программы в настоящее время широко распространены и популярны. Содержат в себе характерные черты перечисленных выше программ и преследуют одновременно следующие цели: в увлекательной игровой форме дать учебный материал по теории через задания, решение которых требует нестандартного мышления (например: «A Musical Tutorial» - обучающая программа по нотам, гаммам, аккордам, тональностям, музыкальным символам; «Piano Professor» - по основам нотной грамоты и музыкальной теории; «Piano Keyboard»; «Music Trainer v. 1.0» - автор В. Белобров (слуховые тренажёры музыкального слуха); «The Pianist…» - серия образовательно-развлекательных программ по игре на фортепиано и других инструментах; «Chord Wizard» - обучающая программа по игре на гитаре, подбору аккордов, основам музыкальной грамоты; «Singing Tutor» - обучающая программа для вокалистов и др.).

  • Диагностические программы построены на технологии тестирования, таких как проверка знаний, навыков, образовательных достижений, это рейтинг, мониторинг, статистика результатов (например, «Music Lessons» - тестирующая программа по всем основным разделам теории музыки).

  • Презентативные (мультимедийные) программы могут быть: инструктивными, гипертекстовыми, сюжетными, моделирующими, демонстрационными. Это озвученные лекции, энциклопедии по истории музыки (стили, жанры, биографии композиторов, выдающихся исполнителях, музыкальных деятелях, дирижёрах). Могут содержать статьи, словарь музыкальных терминов, блоки видеоиллюстраций (оперных и балетных фрагментов), множество музыкальных примеров, изобразительных иллюстраций, а также тесты на развитие слуха, упражнения, викторины, вопросы для дискуссии, для самостоятельной работы.


Образцы мультимедийных программ вы можете увидеть на экране: «Шедевры музыки» (New Media Generation); «Артисты. Композиторы. Художники» из серии «Жизнь замечательных людей» (компания ИДДК) – создана по материалам Биографической библиотеки Флорентия Павленкова (1839-1900), известного книгоиздателя XIX века; «Мировая художественная культура. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира» («Новый диск», 2003) – учебное пособие; «Энциклопедия классической музыки» (Коминфо, 1997); «Энциклопедия музыкальных инструментов» (DS Multimedia Production, 1997); «Джоакино Россини» (DS Multimedia Production, 1995); «Фредерик Шопен» (DS Multimedia Production, 1997); «Никколо Паганини» (Разработчики: М. Смирнов, С. Акимов, К. Мартынов, В. Овчинский, 1997); «П.И.Чайковский. Жизнь и творчество» - программа создана в сотрудничестве с Государственным Домом-музеем П.И.Чайковского в Клину; «Весь Бах», «Весь Моцарт» (разработчик О. Колесников; серия «Играем с музыкой» - «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта», «Алиса и Времена года»; «П.И. Чайковский Щелкунчик».

Мультимедийные электронные ресурсы оживят предъявление учебного материала компьютерными вставками – формулировками и цитатами на экране, прослушиванием музыки с экспонированием нот, тем самым обеспечат наглядность в преподнесении любой учебной информации. Могут использоваться многофункционально: на уроке, для самостоятельного изучения, для тренажа. Такими программами могут быть поддержаны лекции о музыке, просветительские концерты.

«Монтажный» потенциал компьютера создаёт колоссальное облегчение преподавателю – ему не нужно брать из библиотеки ноты в нескольких экземплярах, из фонотеки проигрыватели, диски, кассеты. Не надо тратить время на поиск необходимого фрагмента на видеокассете и даже на диске, разбитом на треки.

Замечательно и то, что все материалы, подготовленные в цифровом формате, становятся доступными для повторного общения с учебной информацией. При наличии личного компьютера учащиеся могут без проблем копировать для домашних занятий отдельные блоки информации или всё целиком.

Следующий класс музыкальных программ предназначен для создания своих компьютерных композиций, аранжировок:

  • Программы«музыкальные конструкторы»: «DoReMix», «Music Generator», «Danse Machine», «Электронный ди-джей» - серия программ различных танцевальных стилей: хип-хоп, денс, техно, рок и др. (2003), «Виртуальный композитор» - 6000 музыкальных инструментов и музыкальных партий (2003-2004) и др.


Работа в них напоминает игру в детский конструктор: ученику нужно из фигурок, музыкальных фраз-заготовок собрать композицию. Конечный результат в любой момент можно прослушать, сравнить с исходным материалом, сконструировать свою новую мелодию.

  • Программы-автоаранжировщики: «Easy Keys», «Visual Arranger», «The Jammer», «Band-in-a-Box» и др.


Занятия в данных программах подобны музицированию на клавишных синтезаторах.

На следующем уровне сложности находятся МИДИ-секвенсоры: «Cakewalk Pro Audio», «Cubase Audio VST», «LOGIC Audio», «Musicator Win» и др.

В этих программах можно сочинять, создавать авторские аранжировки в самых разных жанрах и стилях, с различным составом инструментальной группы, оркестра. Они дают возможность композиторам прослушать сочинённую музыку в исполнении виртуального симфонического оркестра, внести коррективы для дальнейшей работы с музыкантами.

  • Программы аудиоредакторы предназначены для записи, редактирования и обработки звучания: «Sound Forge», «Adobе Audition», «WaveLab», «Samplitude Studio», «Cool Edit Pro», «Sound Designer 2» и др.


Они позволяют работать с таким тонким и во многом непредсказуемым материалом, как реальный, зафиксированный в цифровой форме музыкальный звук, воздействуя на его частотные параметры, выстраивая баланс пространственного звучания и многое другое.

Существуют также программы – виртуальные синтезаторы (например, Reality, Giga Sampler и др.) и эмуляторы синтезаторов и звуковых модулей (например, Virtual Sound Canvas VSC-88, ReBirth RB-338 и др.), которые значительно расширяют тембровую палитру музыкального творчества, позволяя оперировать как с традиционным тоновым, так и с сонористическим звуковым материалом.

  • Программы – редакторы нотного текста: «Sibelius», «Finale» - предназначены для создания партитур музыкальных произведений, прослушивать набранный текст.


Большинство из вышеупомянутых программ являются профессиональными музыкальными редакторами, но вместе с тем нет никаких препятствий для изучения учащимися их базовых функций в новом направлении музыкальной педагогики в рамках предмета «Студия компьютерной музыки». Вышеназванные программы соответствуют принципам музыкально-компьютерного обучения, совершенны, надёжны, принадлежат к продукции лучших мировых фирм-производителей программного обеспечения.

Обобщая опыт российских учебных заведений по внедрению компьютерных технологий в образовательный процесс, мы выделяем основные пути внедрения информационных и музыкально-компьютерных технологий в музыкальное образование:

  • внедрение компьютерных музыкальных программ (обучающих, развивающих, имитационно-моделирующих, презентативных и др.) в лекционные и практические занятия;

  • использование музыкальных программ (справочно-информационных, обучающих и игровых) в самостоятельной работе учащегося;

  • применение контролирующих (диагностических) программ в качестве контроля усвоения знаний и выработки умений учащегося;

  • включение в педагогический процесс нового электронного музыкального оборудования (клавишного синтезатора, музыкального компьютера и т.д.);

  • обращение учащихся и преподавателей к Интернет в ходе подготовки к учебной и педагогической практике в учебных учреждениях.


Таким образом, мы видим, что компьютер – инструмент многопрофильный. Необыкновенная притягательность компьютера состоит в том, что работа с ним толкает к творческим поискам, бесконечно полезна для развития мышления, способности анализировать и обобщать, формулировать и компоновать, искать целесообразные решения.

Сейчас компьютерная грамотность необходима во всех областях деятельности человека. И музыкант не может быть технологически безграмотным. Ведь совершенно очевидно, что дальнейший путь музыкального искусства, так же как и вся его история, связан с постепенным обновлением инструментария. И музыкальная педагогика не может стоять в стороне от этого процесса. Какими бы сложными ни показались организационные проблемы по осуществлению компьютерной музыкальной педагогики, успех и целесообразность применения музыкально-компьютерных технологий в музыкальной педагогике сегодня ни у кого не вызывает сомнений, поскольку позволяет значительно расширить горизонты творчества, поднять на качественно новый уровень художественную культуру нашего общества.

Предоставляя широчайший простор творческим поискам, и такое изобилие новых путей, компьютер бросает вызов не только ребёнку, но и педагогу, заставляя их перестраиваться, по-новому мыслить и по-новому распоряжаться художественными средствами. Но вместе с тем надо всегда помнить, что самое дорогое для педагога – общение с учениками, их успехи и их любовь. Электронная педагогика не должна разрушить именно эти ценности.


Литература Бергер Н. А.заслуженного работника высшей школы, доцента кафедры теории музыки СПб ГК им. Н.А.Римского – Корсакова, доцента кафедры сурдопедагогики и старшего научного сотрудника Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, автор «Современная концепция и методика обучения музыке», вышедшая в 2004 году в серии «Модернизация общего образования» (СПб., издательство Каро.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «компьютерные технологии в музыкальной педагогике на современном этапе»

Автор: Шувалов Михаил Александрович

Дата: 02.12.2019

Номер свидетельства: 529826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Использование информационно-компьютерных технологий  в логокоррекционной работе» "
    ["seo_title"] => string(90) "ispol-zovaniie-informatsionno-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-v-loghokorriektsionnoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "131979"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252611"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства