Просмотр содержимого документа
«Чтение нот с листа в младших классах»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»
Методическое сообщение на тему:
«Чтение нот с листа в младших классах»
Преподаватель: Исакова О.В.
Смоленск
Умение читать ноты с листа – важнейшее качество музыканта, как любителя, так и профессионала.
Отсутствие навыков творческого музицирования, таких как подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, импровизация, накладывает печать на все стороны развития музыканта. Это выражается в медленном изучении и запоминании текста произведений, тяготении к исполнительским штампам, неумении самостоятельно работать.
Чтение нот с листа – это сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, умение бегло играть совершенно новое, незнакомое произведение.
Как чтение текста в школе начинается с алфавита, так и в музыке есть свой алфавит – музыкальный: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Здесь движение идет не только вверх, но и вниз. И еще в музыке каждая из семи нот может быть первой, поэтому и последовательностей тоже семь.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до – До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре – Ре, до, си, ля, соль, фа, ми, ре.
Ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми – Ми, ре, до, си, ля, соль, фа, ми.
Фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа – Фа, ми, ре, до, си, ля, соль, фа.
Соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль – Соль, фа, ми, ре, до, си, ля, соль.
Ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля – Ля, соль, фа, ми, ре, до, си, ля.
Си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си – Си, ля, соль, фа, ми, ре, до, си.
Все эти последовательности в комплекте и составляют музыкальный алфавит.
Ноты, которые располагаются через ступень, образуют «терцевые» последовательности:
До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До – До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До.
Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми – Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми.
Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль – Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль.
Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си – Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си.
Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре – Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре.
Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа – Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа.
Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля – Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля.
Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена структура трезвучий и септаккордов, и читать их гораздо проще.
Можно выучить и «квартовые» последовательности, где ноты расположены через две ступени.
Разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания, важная опора музыкального развития. Это каркас для понимания теории музыки.
Если сравнивать процесс чтения нот с листа с процессом чтения текста на уроках литературы, то и в том и другом случае общим является зрительное восприятие. Самую важную роль во время чтения нот с листа выполняет зрение: надо уметь смотреть вперед и предслышать. М.Н. Баринова охарактеризовала это явление, как «разведка глазами». Формула процесса такова: «вижу – слышу - играю». Играющий охватывает глазами небольшой отрывок текста, запоминает его, и только после этого начинает играть. А глаза его заняты уже следующим отрывком. Чем лучше у него развит внутренний слух, тем дольше он смотрит вперед при игре.
«Освоение техники чтения состоит в том, что вырабатывается механизм перехода от слова видимого к произносимому» - пишет в своей книге «Психология овладения навыком чтения В. Егоров.
Сначала читающий видит отдельные буквы, как и играющий – отдельные ноты. На следующем этапе читающий охватывает целые слова, а играющий музыкальные фразы.
И, хотя чтение нот с листа требует специального развития музыкальных способностей: внутреннего слуха, музыкально-слуховых представлений, овладения техникой игры на инструменте; есть один общий момент: «смысловые догадки».
Ушинский говорил, что быстрота чтения должна одновременно развиваться с быстротой понимания: зная, о чем идет речь в произведении, можно угадать последующее слово по одной только букве.
Понимание должно быть прежде всего.
Лучший способ научиться читать ноты с листа – это как можно больше читать. Но дело не только в тренировке. Развитый навык чтения нот с листа – это синтез зрения, слуха и моторики. Здесь задействованы: воля, внимание, творческое воображение, память и интуиция играющего.
Надо уверенно знать систему нотных обозначений и быстро воспринимать нотную графику. Уметь распознавать наиболее распространенные ритмоинтонационные комплексы, мелодические и гармонические обороты – гаммообразные движения, арпеджио, аккорды, последования аккордов и т.д.
Очень важна для развития навыка чтения с листа точная и быстрая двигательная реакция на сигналы нотного текста. Уверенная ориентировка рук и пальцев на клавиатуре достигается при разучивании пьес с закрытыми глазами или в темноте. Необходимо вырабатывать аппликатурную технику, научить обучающегося выбирать наилучший вариант в данной игровой ситуации.
Баянистам приходится анализировать текст и по горизонтали и по вертикали одновременно, то есть сразу на нескольких строчках и к тому же на двух разных клавиатурах. Чтение текста по горизонтали дается более легко и естественно в связи с привычкой читать словесный текст.
Навык чтения по вертикали тренируется с помощью специальных упражнений. В начале – с помощью тщательно подобранного материала (небольшие пьесы с попеременным изложением партий правой и левой рук). Постепенно вырабатывается навык чтения обеими руками вместе.
Надо постепенно укреплять единицы восприятия нотного текста, развивать музыкальное мышление ученика, учить быстро охватывать и расшифровывать все более крупные фрагменты текста.
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста по крупным смысловым фрагментам, существует упражнение «фотографирование». Обучающемуся, показывается на несколько секунд и тут же закрывается определенный отрывок нотного текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленной представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент; и так до конца пьесы.
Сначала это упражнение выполняется с остановками, а затем скорость увеличивается, укрупняется и объем запоминаемых фрагментов.
Навык чтения нот с листа развивается постепенно, от простого к сложному.
Никогда не нужно торопиться играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, обратить внимание на ключевые моменты.
Размер.
Тональность.
С какой ноты начинается, какая самая высокая, какая самая низкая.
Какие длительности встречаются.
Простучать ритм со счетом вслух.
Как идет мелодия – по гамме, скачками.
Без инструмента назвать ноты в правой и левой руке.
Сыграть пьесу, выбрав удобный темп.
Нотный материал не должен превышать слухового опыта обучающегося.
В техническом отношении должен быть более легким.
Сочетать в себе элементы нового со знакомым.
Иметь последовательное усложнение трудностей.
Формирование навыка чтения нот с листа тесно связано с общим музыкальным развитием ребенка. Чтение нот с листа дает очень многое. Свободное владение этим навыком расширяет кругозор: хорошо читающий с листа знает много музыки. Быстрая реакция, необходимость мгновенно находить нужное движение способствуют развитию техники.
Обучающиеся, которые хорошо умеют читать с листа, умеют концентрировать внимание, более сообразительны. У них появляется желание знакомиться с новой музыкой. Даже слабые учащиеся, регулярно читая с листа, движутся вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте.
Список литературы
Баринова Н.М. О развитии творческих способностей ученика, Москва, 1967 г.
Шахов Г. Игра по слуху, чтение нот с листа, Москва, 1987 г.
Акимов Ю. Чтение нот с листа. Баян и баянисты, Москва, 1970 г.