kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чтение нот с листа в младших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение читать ноты с листа – важнейшее качество музыканта, как любителя, так и профессионала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чтение нот с листа в младших классах»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»











Методическое сообщение на тему:

«Чтение нот с листа в младших классах»






Преподаватель: Исакова О.В.

























Смоленск

Умение читать ноты с листа – важнейшее качество музыканта, как любителя, так и профессионала.

Отсутствие навыков творческого музицирования, таких как подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, импровизация, накладывает печать на все стороны развития музыканта. Это выражается в медленном изучении и запоминании текста произведений, тяготении к исполнительским штампам, неумении самостоятельно работать.

Чтение нот с листа – это сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, умение бегло играть совершенно новое, незнакомое произведение.

Как чтение текста в школе начинается с алфавита, так и в музыке есть свой алфавит – музыкальный: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Здесь движение идет не только вверх, но и вниз. И еще в музыке каждая из семи нот может быть первой, поэтому и последовательностей тоже семь.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до – До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре – Ре, до, си, ля, соль, фа, ми, ре.

Ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми – Ми, ре, до, си, ля, соль, фа, ми.

Фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа – Фа, ми, ре, до, си, ля, соль, фа.

Соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль – Соль, фа, ми, ре, до, си, ля, соль.

Ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля – Ля, соль, фа, ми, ре, до, си, ля.

Си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си – Си, ля, соль, фа, ми, ре, до, си.

Все эти последовательности в комплекте и составляют музыкальный алфавит.

Ноты, которые располагаются через ступень, образуют «терцевые» последовательности:

До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До – До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До.

Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми – Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми.

Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль – Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль.

Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си – Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си.

Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре – Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре.

Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа – Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа.

Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля – Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля.

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена структура трезвучий и септаккордов, и читать их гораздо проще.

Можно выучить и «квартовые» последовательности, где ноты расположены через две ступени.

Разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания, важная опора музыкального развития. Это каркас для понимания теории музыки.

Если сравнивать процесс чтения нот с листа с процессом чтения текста на уроках литературы, то и в том и другом случае общим является зрительное восприятие. Самую важную роль во время чтения нот с листа выполняет зрение: надо уметь смотреть вперед и предслышать. М.Н. Баринова охарактеризовала это явление, как «разведка глазами». Формула процесса такова: «вижу – слышу - играю». Играющий охватывает глазами небольшой отрывок текста, запоминает его, и только после этого начинает играть. А глаза его заняты уже следующим отрывком. Чем лучше у него развит внутренний слух, тем дольше он смотрит вперед при игре.

«Освоение техники чтения состоит в том, что вырабатывается механизм перехода от слова видимого к произносимому» - пишет в своей книге «Психология овладения навыком чтения В. Егоров.

Сначала читающий видит отдельные буквы, как и играющий – отдельные ноты. На следующем этапе читающий охватывает целые слова, а играющий музыкальные фразы.

И, хотя чтение нот с листа требует специального развития музыкальных способностей: внутреннего слуха, музыкально-слуховых представлений, овладения техникой игры на инструменте; есть один общий момент: «смысловые догадки».

Ушинский говорил, что быстрота чтения должна одновременно развиваться с быстротой понимания: зная, о чем идет речь в произведении, можно угадать последующее слово по одной только букве.

Понимание должно быть прежде всего.

Лучший способ научиться читать ноты с листа – это как можно больше читать. Но дело не только в тренировке. Развитый навык чтения нот с листа – это синтез зрения, слуха и моторики. Здесь задействованы: воля, внимание, творческое воображение, память и интуиция играющего.

Надо уверенно знать систему нотных обозначений и быстро воспринимать нотную графику. Уметь распознавать наиболее распространенные ритмоинтонационные комплексы, мелодические и гармонические обороты – гаммообразные движения, арпеджио, аккорды, последования аккордов и т.д.

Очень важна для развития навыка чтения с листа точная и быстрая двигательная реакция на сигналы нотного текста. Уверенная ориентировка рук и пальцев на клавиатуре достигается при разучивании пьес с закрытыми глазами или в темноте. Необходимо вырабатывать аппликатурную технику, научить обучающегося выбирать наилучший вариант в данной игровой ситуации.

Баянистам приходится анализировать текст и по горизонтали и по вертикали одновременно, то есть сразу на нескольких строчках и к тому же на двух разных клавиатурах. Чтение текста по горизонтали дается более легко и естественно в связи с привычкой читать словесный текст.

Навык чтения по вертикали тренируется с помощью специальных упражнений. В начале – с помощью тщательно подобранного материала (небольшие пьесы с попеременным изложением партий правой и левой рук). Постепенно вырабатывается навык чтения обеими руками вместе.

Надо постепенно укреплять единицы восприятия нотного текста, развивать музыкальное мышление ученика, учить быстро охватывать и расшифровывать все более крупные фрагменты текста.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста по крупным смысловым фрагментам, существует упражнение «фотографирование». Обучающемуся, показывается на несколько секунд и тут же закрывается определенный отрывок нотного текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленной представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент; и так до конца пьесы.

Сначала это упражнение выполняется с остановками, а затем скорость увеличивается, укрупняется и объем запоминаемых фрагментов.

Навык чтения нот с листа развивается постепенно, от простого к сложному.

Никогда не нужно торопиться играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, обратить внимание на ключевые моменты.

  1. Размер.

  2. Тональность.

  3. С какой ноты начинается, какая самая высокая, какая самая низкая.

  4. Какие длительности встречаются.

  5. Простучать ритм со счетом вслух.

  6. Как идет мелодия – по гамме, скачками.

  7. Без инструмента назвать ноты в правой и левой руке.

  8. Сыграть пьесу, выбрав удобный темп.

Нотный материал не должен превышать слухового опыта обучающегося.

В техническом отношении должен быть более легким.

Сочетать в себе элементы нового со знакомым.

Иметь последовательное усложнение трудностей.

Формирование навыка чтения нот с листа тесно связано с общим музыкальным развитием ребенка. Чтение нот с листа дает очень многое. Свободное владение этим навыком расширяет кругозор: хорошо читающий с листа знает много музыки. Быстрая реакция, необходимость мгновенно находить нужное движение способствуют развитию техники.

Обучающиеся, которые хорошо умеют читать с листа, умеют концентрировать внимание, более сообразительны. У них появляется желание знакомиться с новой музыкой. Даже слабые учащиеся, регулярно читая с листа, движутся вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте.
























Список литературы

  1. Баринова Н.М. О развитии творческих способностей ученика, Москва, 1967 г.

  2. Шахов Г. Игра по слуху, чтение нот с листа, Москва, 1987 г.

  3. Акимов Ю. Чтение нот с листа. Баян и баянисты, Москва, 1970 г.

  4. Липс Ф. Искусство игры на баяне, Москва 1979 г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Чтение нот с листа в младших классах

Автор: Исакова Ольга Васильевна

Дата: 28.10.2020

Номер свидетельства: 561564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ "
    ["seo_title"] => string(68) "razvitiie-mielodichieskogo-ladovogo-slukha-v-mladshikh-klassakh-dmsh"
    ["file_id"] => string(6) "208294"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430762321"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие мелодического слуха у учащихся в младших классах "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-mielodichieskogho-slukha-u-uchashchikhsia-v-mladshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "233902"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276823"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Развитие навыков чтения нот с листа в классе баяна»"
    ["seo_title"] => string(53) "razvitie_navykov_chteniia_not_s_lista_v_klasse_baiana"
    ["file_id"] => string(6) "541663"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1583135339"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Методическая разработка на тему: «Развитие самостоятельного мышления на уроках специального фортепиано с учащимися младших и средних классов ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_na_tiemu_razvitiie_samostoiatiel_nogho_myshlieniia_n"
    ["file_id"] => string(6) "411409"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493058396"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-razvitiie-vokal-no-intonatsionnykh-navykov-u-dietiei-piervogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "182673"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425569123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства