kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие навыков чтения нот с листа в классе баяна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данных рекомендациях говорится о работе над развитием ценного качества – умения продолжительно концентрировать внимание. Изложена поэтапная работа с обучающимися младших и старших классов над техникой чтения нот с листа. Содержание направлено на решение основной задачи – развитие музыкального роста и музыкальной культуры обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие навыков чтения нот с листа в классе баяна»»

«Развитие навыков чтения нот с листа в классе баяна»

Методические рекомендации

преподавателя высшей категории

Герасимовой Е.Л.



Цель: Ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы.

Задачи:

-Учить обучающихся самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте;

-Расширить музыкальный кругозор;

-Развить навыки беглого чтения нот с листа

Содержание

I. Введение

II. Основная часть:

-изучение музыкального алфавита;

-методические рекомендации по обучению чтению нот с листа в младших классах;

-методические рекомендации по обучению чтению нот с листа в старших классах.

III. Заключение



Введение:

Умение читать ноты необходимо всем учащимся. Это расширяет музыкальный кругозор, развивает слух, способствует освобождению исполнительского аппарата, выработке ориентации на клавиатуре. Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа. Разбор – процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки. При чтении с листа понимают проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Лучшим музыкальным материалом для формирования слухо-двигательных представлений в процессе чтения с листа в классе баяна являются попевки и песни, изложенные в сборниках сольфеджио, поскольку они тщательно систематезированы и подобраны по степени нарастания ладотональных и фактурных трудностей; в них нет аккомпанемента, аппликатуры и указаний на смену движения меха, что создает условия для развития инициативы и самостоятельности учащегося. Еще сто лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепроваждением людей из разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. На сегодняшний день в сфере культурно-эстетического воспитания детей складывается следующая ситуация: бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные , почти рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы, жизнедеятельность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДШИ и ДХШ без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются(например, снижаются требования к техническому зачету, или вовсе исчезают). Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60-80-х годов прошлого века. К этому добавляется все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, наличие множества « отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат – современному ученику очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слов текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, при отсутствии такого специфического зрительно – моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх. К сожалению в современной педагогической практике это направление занятий ( чтение с листа) с учеником развивается слабо. До сих пор не разработаны методика преподавания и программы курсов чтения с листа ни для одного звена музыкального образования.

Если сравнить уровень подготовки классов баяна и фортепиано на любой стадии обучения, то в отношении чтения нот с листа сравнение будет в большенстве случаев не в пользу баянистов. Сам баян обладает целым рядом конструктивных особенностей, которые усложняют освоение чтения нот с листа. Остановимся на трех из них:

  1. Наличие двух клавиатур, звуки которых находятся в разных звуковысотных соотношениях: в правой клавиатуре – хроматический звукоряд, построенный зигзагообразно в трех рядах клавиш; в левой - звуки располагаются по кварто-квинтовому кругу. Вследствие двух различных систем расположения звуков на баяне, мышление баяниста должно выработать два вида условно-рефлекторных связей, которые управляют движениями пальцев.

  2. «Нелогичность» построения клавиатур баяна по сравнению с «рояльной» клавиатурой.

  3. «Невидимость» клавиатур баяна для исполнителя. Эта особенность весьма существенна для детей , обучающихся игре на баяне, которые при правильной посадке и положении инструмента лишены возможности видеть обе клавиатуры.

Освоение музыкального алфавита

С чего же начинать формирование навыков чтения нот с листа. Конечно же с изучения музыкального алфавита. Многие думают, что музыкальный алфавит это 7 нот по порядку До,Ре,Ми,Фа,Соль,Ля,Си,До – До,Си,Ля,Соль,Фа,Ми,Ре,До. Но еще, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До – До Си Ля Соль Фа Ми Ре До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль – Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си.

Можно устроить между учащимися соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении.

Второй круг алфавита образуют ноты, расположенные через ступень – по терциям.

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си – Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля.

Этот круг помогает ученику видеть нотный стан, где все ноты расположены либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов.

Третий круг нам дают квартовые последовательности.

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си - Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми - Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль.

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии. Алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки.

Методические рекомендации по обучению чтению нот с листа в младших классах

Чтение с листа приучает исполнителя осознанно и активно, то есть на основе прочных музыкально-теоретических знаний и ярких музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений воспринимать и воспроизводить музыку. Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности :различны степень одаренности, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма. Педагог должен знать как сильные, так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь должен быть дифференцированный подход. Составляя индивидуальные задания, педагог должен, с одной стороны опираться уже на имеющиеся умения и навыки учащегося, с другой-способствовать их дальнейшему формированию и развитию. Наиболее благоприятные условия для стимулирования осознанности музыкально-исполнительской деятельности создаются в том случае, когда воспитание навыков игры на инструменте в целом осуществляется с опорой на знания , приобретаемые на уроках музыкально-теоретического цикла. Усилия педагога должны быть направлены на воспитание у учащегося умения самостоятельно использовать в музицировании на инструменте теоретические знания. Связь теоретических

курсов с классом специального инструмента значительно укрепляется, когда в чтении нот с листа используется музыкальный материал, предварительно изучаемый на уроках сольфежио. Методика работы в младших классах ДШИ и ДХШ определяется прежде всего образностью семи-девятилетних детей. Поэтому основой обучения в младших классах является эмоциональное восприятие детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения и тем более формулировки – а их в этот период следует вводить по возможности меньше – должны даваться не назойливо, как бы исподволь, в тесной связи с непосредственным музицированием в классе специального инструмента.

Особую роль в воспитании зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений на всем протяжении обучения следует предавать зрительному анализу предназначенного для чтения нотного текста. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр – «Ласковая песенка», «Маленькая полька», «Марш», «Петрушка», «Вальс». Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности, определения составных частей мелодии (фраз, предложений, мотивов), фиксацию в музыкальных построениях ритмической , мелодической и гармонической повторности ( под гармонической повторностью применительно к начальному этапу обучения следует подразумевать чередование одинаковых басов и готовых аккордов); выявление характерных особенностей мелодии – движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия; определение примерной динамики звучания; проектирование направления движения меха и аппликатуры. Приобщать учащегося к фиксации мелодии не отдельными звуками, а законченными построениями следует с первых шагов обучения. Структуру музыкальных построений (фраз) начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых – и на это сразу нужно обратить внимание – фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными. В этот же период педагог требует от учащегося правильной фразировки и смены движения меха, сравнивая с живым дыханием.

Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего проконтролировать, когда он рассуждает вслух. Широко используя этот методический прием, важно вместе с тем иметь в виду следующее: при чтении нотного текста не следует заставлять учащегося вести счет, поскольку при счете (особенно вслух) учащийся значительно хуже себя слушает. Одновременно тормозится развитие умения комплексно схватывать ритмические фигурации. Помня о том, что быстрота осмысления нотного текста во многом зависит от индивидуальных особенностей, педагог по возможности не должен ограничивать учащегося временем на анализ нотного текста.

Обучение чтению нот с листа лучше начинать с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала.

Для этой цели удобнее всего использовать короткие мелодии в объеме трех нижних звуков мажорного лада с простейшим аккомпанементом. При анализе нотного текста учащийся называет звуки, длительности; фиксирует знакомые по слуху элементарные мелодические и ритмические комплексы. Он вносит обозначение смены меха и аппликатуры, затем проигрывает мелодию с листа». Вслед за этим педагог предлагает учащемуся несколько новых мелодий, примерно таких же, как и первая; они имеют тот же звуковой(1-3 ступень) и те же длительности ( четверти и половинные), но одновременно содержат новые мелодические и ритмические сочетания. Дальнейшее усложнение музыкального материала осуществляется на основе нового последовательного привнесения в мелодию нового звуковысотного элемента, поскольку музыкальный слух по самому существу является звуковысотным, иначе он не может быть музыкальным. Так к 1-3 прибавляются 4-5 , затем -6 вводные тоны. Прочитав с листа в классе простейшие мелодии, учащемуся на дом можно задать перетранспонировать их в другую тональность:

1) в классе учащийся проигрывает мелодию с листа в одной тональности, напримервДоМажоре; 2)дома транспонирует ее в новую тональность, например Соль Мажор; 3) на очередном уроке усвоенную дома мелодию в Соль Мажоре учащийся записывает и анализирует ( при виде написанного нотного текста у него возникают зрительно – двигательные представления, соответствующие нотографическому образу данной тональности). После этого ему предлагается для прочтения с листа в тональности Соль Мажор новая мелодия, которая дома транспонируется в новую тональность, например Фа Мажор.

Чтобы с легкостью воспроизводить нотный текст, необходимо , прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные и арпеджированные пассажи, аккордовые структуры. Ко всему этому мы должны приучать ребенка с первых уроков. В основе перспективной методики занятий чтением нот с листа лежит принцип « вижу – слышу – играю». Вижу - восприятие нотного текста во всех проявлениях. Слышу – способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух). Исполняю – стремление к художественному исполнению. Очень важно, чтобы ученик видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий момент. Развитию навыка чтения нот с листа поможет игровой курс. Он научит читать любые ноты, точно так же, как читать книжки. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет море интересной музыки , которую можно сыграть самостоятельно и с удовольствием.

Задание 1. Попробовать прочитать ноты, распложенные друг от друга на больших интервалах.

Идти дальше можно только после того, как результат чтения нот будет оценен педагогом на «5».

Задание 2. Прочитать ноты в басовом ключе:

Задание 4. Прочитать ноты со знаками альтерации в скрипичном и басовом ключах:

Задание 5. Задание образное, способствующее пробуждению фантазии ребенка даже в индивидуальном обучении. Лучше всего выполнять группой от 2 до 9 человек, в этом случае мотивация очень мощная. Возможный порядок работы: дети сидят по кругу, у каждого на пюпитре сборник. Сначала играет первый ребенок, все остальные следят по нотам. Потом играет следующий ребенок и так далее. Темп игры, элементы выразительности определяет педагог. Он может предъявить свои требования к фразировке, дыханию, посадке – ко всему, что он считает нужным. К ошибкам, допускаемым детьми, можно относиться соответственно их уровню подготовки. Необходимо прилагать усилия, чтобы будить и развивать фантазию, воображение детей, организовывать урок так, чтобы дети предлагали свои идеи.

В поход Правила игры 1.Подготовка к походу – назвать ноты. 2.Сыграть. Возвращаться к началу в случае ошибки ( «компас забыли», «аптечку потеряли»).

Приключения Правила игры

В случае ошибки начинать с предыдущей ноты. Если же с этого места началась лига, то возвратиться на ту ноту, на которую указывает стрелка («раздался взрыв», «пожар», «шторм», «в яму упали»).

Поиск сокровищ Правила игры

Заказывать количество исполняемых нот и пауз. То есть очередной играющий говорит «Я сыграю три ноты». Играет. Если удачно – здесь останавливается, если нет – возвращается на то место, откуда начал.

Эстафета Правила игры

Дети играют по одному, по очереди. Там, где ошибся первый, с этого места играет второй: как только он ошибается, играет с места ошибки третий, и так далее. Кто первый придет к окончанию, тот выигрывает.


Методические рекомендации по обучению чтению нот с листа в старших классах

В старших классах ДШИ и ДМШ учащихся следует приобязать к проведению анализа в двух планах:

  1. Целостный анализ формы, ладотональности, жанровых особенностей и других выразительных средств.

  2. Анализ элементов музыкального языка – интервалов, ритмических групп.

В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале – лучше больше внимания уделять трудным местам скачкам, сложным ритмическим и гармоническим компонентам.

Усложнение материала должно происходить постепенно и всесторонне:

1.Появление минорного лада, тональности с большим количеством знаков, отклонение;

2. Появление скачков на тонику, затем более далеких скачков на другие ступени тональности;

3. Расширение диапазона мелодии;

4. Начало мелодии с любой ступени мелодии;

5. Усложнение ритмического рисунка;

6. Исполнение мелодии в более быстрых темпах.

На всем протяжении обучения чтению с листа усилия педагога должны направляться на то, чтобы учащийся играл предложенный нотный текстсразу двумя руками, без упрощений, красивым звуком, грамотно и выразительно. Для успешного развития этого умения важно на всех этапах обучения соблюдать одно непременное условие – степень сложности предназначенного для чтения с листа музыкального материала должна полностью соответствовать поставленной задаче и возможностям исполнителя. Для развития гибкости в чтении нот с листа полезно вместе с тем, используя различный по степени сложности музыкальный материал, ставить перед учащимся различного рода задачи, например сыграть нотный текст в замедленных темпах, но с соблюдением всех авторских указаний, в быстром темпе, независимо от допускаемых текстовых неточностей; с упрощением фактуры. После того как учащийся приучился соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнение нового нотного текста без предварительного анализа. Этот методический прием развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале. Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра учащегося в ансамбле с педагогом, а по достижении определенного уровня развития и с товарищем. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

Заключение

Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения баяниста.

Знаменитый педагог Иосиф Гофман на вопрос, существует какой-нибудь практический метод, способствующий более беглому чтению нот с листа, отвечает: «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать.».

Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее.

«Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога». А.Артоболевская





















Использовалась литература:

1. Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна». Москва, изд. «Музыка» 1987г.

2. Лушников В. «Школа игры на аккордеоне» . Москва, изд. «Советский композитор» 1990. 3. Рябов И., Рябов С. «Чтение с листа в классе фортепиано». Киев, изд. «Музычна Украйина» 1988.

4. Камаева Т., Камаев А. «Чтение с листа на уроках фортепиано»

5. Жилин В. «Занимательные игры для чтения с листа». г.Челябинск: MPI 2005

6. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Москва, изд. «Советский композитор» 1985.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Развитие навыков чтения нот с листа в классе баяна»

Автор: Герасимова Елена Леоновна

Дата: 02.03.2020

Номер свидетельства: 541663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Открытый урок в классе баяна  «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху  с начинающими  на уроках специальности» "
    ["seo_title"] => string(136) "otkrytyi-urok-v-klassie-baiana-razvitiie-navykov-chtieniia-not-s-lista-i-podbora-po-slukhu-s-nachinaiushchimi-na-urokakh-spietsial-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "158247"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421701096"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Развитие навыка чтения нот с листа у начинающих баянистов"
    ["seo_title"] => string(68) "razvitiie-navyka-chtieniia-not-s-lista-u-nachinaiushchikh-baianistov"
    ["file_id"] => string(6) "326944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463338002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства