МБОУ «Тагнинская ООШ»
Заларинского района
Иркутской области
Учитель черчения и технологии
Третьякова Елена Николаевна
Урок черчения 9 класс
Тема урока: Практическая работа № 18 «Чтение сборочных чертежей»
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний по теме: «Сборочные чертежи»
Цели и задачи урока:
Формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей.
Учить сравнивать и читать рабочие и сборочные чертежи, читать спецификацию.
Развивать пространственное мышление и память, как условие подготовки к труду и творческой деятельности.
Воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять учебные задания, развивать познавательный интерес и логическое мышление.
Познакомить с важнейшими правилами, обозначениями, применяемыми в техническом черчении, и их значением в современной науке и производстве.
Способствовать развитию учащихся культуры труда, навыков правильной организации рабочего места, рациональных приёмов работы чертежным инструментом аккуратности и точности в работе.
Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация, созданная в программе МS Power Point, учебник А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский *АСТ*Астрель* Москва*2009 г. Таблицы 16, 17, 18, 19, геометрические фигуры, карточки – задания, образец выполненной работы.
Базовые знания учащихся: -чертеж, -сборочный чертеж, -сборочная единица, -виды разрезов, -правила нанесения размеров, -правила нанесения разрезов, -правила вычерчивания полок выносок, -правила нанесения номеров позиций.
Поурочный контроль: выступление учащихся у доски, чтение чертежей по плакатам, объяснения по экрану, самостоятельная работа по карточкам.
Межпредметные связи:
Геометрия.
Физика.
технология
Методы и приемы работы: рассказы учащихся, сравнение и чтение чертежей, беседа, дискуссия, работа с таблицами и плакатами, работа с учебником, индивидуальная (дифференцированная работа по карточкам).
Ход урока.
1.Организационный момент.
На уроке нам понадобится фламастеры или цветные карандаши, чертежный инструмент.
Приготовьте ваше рабочее место, оставьте только необходимое.
2.Мотивация учебной деятельности. (слайд 1)
В век развития науки и техники любой, уважающий себя человек, должен уметь разобрать и собрать не сложное изделие, уметь описать его в разговоре с собеседником, набросать эскиз этого изделия на листе бумаги.
(слайд 2)
Сегодня мы будем учиться читать сборочный чертеж. Будьте внимательны, так как вторую половину урока будем выполнять практическую работу по карточкам - заданиям.
И чтобы справиться с практической работой и прочитать сборочный чертеж, нам нужно знать основные правила чтения сборочного чертежа и ответить на некоторые вопросы.
3.Формирование знаний, умений и навыков.
Повторение и закрепление
Какую форму имеют эти геометрические фигуры? (слайд 3)
-Учитель показывает геометрические тела на слайде, а учащиеся должны выбрать их из представленных моделей, назвать и показать.
2) Нужно ли на сборочном чертеже наносить размеры всех деталей? Какие размеры наносят на сборочные чертежи? (слайд 4)
-ответы учащихся (Все размеры на сборочных чертежах не показывают. Показывают габаритные, присоединительные, осевые)
3) Какие разрезы вы знаете? И какие разрезы показаны на сборочных чертежах? (слайд 5)
-ответы учащихся (Фронтальный, горизонтальный, профильный. Полный, соединение части вида и разреза, соединение половины вида и разреза)
4) Как в разрезе сборочного чертежа показывается штриховка разных деталей
( винт, шпонка, болт, шайба, гайка, вал)? (слайд 6)
-ответы учащихся (Эти детали в разрезе не штрихуются, если секущая плоскость прошла вдоль оси симметрии)
5) Что это за таблица? И что в ней записано? (слайд 7)
-ответы учащихся (Спецификация. Вписывается Ф.И. выполняемого чертеж, кто проверил, дата выполнения чертежа, название изделия, названия деталей в изделии по номерам позиций, материал, из которого выполнены детали, размеры стандартных деталей, например винта, болта, гайки, масштаб изображения)
6) Как называются эти линии расположенные на сборочном чертеже и как записывать номера позиций? (Слайд 8)
-ответы учащихся (Полки выноски. Строго вертикально по порядку и строго горизонтально)
7) Прочитаем устно сборочный чертеж (слайд 9), таблицы 16-19
По таблицам учащиеся читают сборочные чертежи по плану предложенному в учебнике на стр.185-186 параграф 35.
4. Практическая работа № 18
Сейчас я вам напомню, как выполнить задание, которое вам будет дано для практической работы (показываю карточку) и (слайды 10-12)
Карточки разные по сложности - самые легкие, при успешном выполнении, оцениваются на «4» и самые сложные оцениваться будут на «5»
В карточке 4 задания
План – схема на доске (слайд 13)
Раскрасить каждую деталь своим цветом.
Нанести размерные линии.
Правильно показать разрез (нанести штриховку).
Правильно показать количество деталей на чертеже при помощи полок – выносок и правильно расставить номера позиций.
Повторить задание (для осмысления выполняемой работы)
А вот карточки с выполненным заданием.
5) Практическая работа учащихся.
6) Проверка и сбор карточек, самопроверка.
5. Д/З Прочитать Параграф 35
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд 14)
Литература: Учебник А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский *АСТ*Астрель* Москва*2009 г.