Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие в системе дополнительного образования»
Теоретический семинар
«Учебное занятие в системе дополнительного образования»
Учебное занятие – это:
-модель деятельности педагога и детского коллектива;-ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков по конкретному предмету и усвоение учащимися учебного материала, но и, прежде всего, их развитие;- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Главное требование к учебному занятию –
это достижение цели, поставленной педагогом
и принятой учащимися .
ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ЗАНЯТИЯКонкретные цели:воспитательные, развивающие, обучающие, выходящие на реальный, достижимый за одно занятие результат.Задачи:должны раскрывать цели, конкретизировать их. Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.
Типы учебных занятий
Изучение и усвоение нового материалаЗакрепление и совершенствование знаний, умений и навыковОбобщение знаний, умений и навыковКомбинированноеКонтрольное или итоговое
СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗАНЯТИЙ
Изучение и усвоение нового материалаОрганизационная частьИзложение нового материала и его закрепление.
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Организационная частьОпределение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстрящей работы. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной работы.
Обобщение знаний, умений и навыков
Организационная частьПостановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решение задач.Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.Подведение итогов.
Комбинированное занятие
Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.Изложение нового материала. Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Контрольное или итоговое занятие
Различные формы демонстрации достижений учащихся
Общие требования к занятиям в дополнительном образовании
-создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности учащихся;- целесообразное расходование времени занятия;- применение разнообразных методов и средств обучения;- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и учащимися;- практическая значимость полученных знаний и умений.
Требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть:
Цели, задачи, методы и приёмы воспитания учащихся в границах темы занятия;
Учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия. Вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведённого занятия.
Проверка домашнего задания (если такое было задано). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.
Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у учащихся к новому материалу. Стимулирование интереса учащихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
Предполагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается учащимися в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
Обобщение. Учащимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале, информации.
Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, учащимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Формы организации учебного процессаТрадиционные:
ЛекцияУстное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.СеминарФорма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, развивает навыки публичных выступлений.ДискуссияВсесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.Учебная играЗанятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.ЭкскурсияКоллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.Утренник, праздникОрганизационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Нетрадиционные формы организации деятельности
Презентация предмета, явления, события, факта, описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека. Социодрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. Защита проекта Предложение новых идей для решения жизненных проблем. Круглый стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни. Чаепитие обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает всех участников мероприятия. «Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. День добрых сюрпризов упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания
Основные этапы учебного занятия
1.Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.2. Проверка имеющихся у учащихся знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Методы организации занятияРепродуктивныйСловесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация. Методы практической работы.Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров; Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты. Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор аргументов и решение проблемы обучающимся. Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование деятельности, конкретных дел; Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра и т.п. Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы. Использование на занятии средств искусства: активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.
Общие характеристики учебных занятий
Любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов.Каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности.Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.