Структура учебного занятия в системе дополнительного образования
Структура учебного занятия в системе дополнительного образования
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура учебного занятия в системе дополнительного образования»
Структура учебного занятия в системе дополнительного образования
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”. Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
основываться на многообразии дополнительных образовательных программ модифицированных, авторских,
базироваться на развивающих методах обучения детей;
использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
основываться на социальном заказе общества;
отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом и к которому предъявляется ряд различных требований.
Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
изучение нового материала;
применение знаний на практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
изучение и усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и т.д.);
закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, практическая работа и др.);
самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, аукционы, творческие мастерские и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются общие требования.
определение не более 1-2 целей занятия.
целесообразное расходование времени занятия;
применение разнообразных методов и средств обучения;
высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
практическая значимость полученных знаний и умений.
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются
основные этапы современного занятия.
1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.