Просмотр содержимого документа
«Технологии обучения. Технология уровневой дифференциации»
Технология уровневой дифференциации
Подготовила Михеева-Петрова Валерия
Студентка 26 группы
Дифференциация
В переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Что такое дифференциация в обучении?
Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям .
дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность
Основная цель данной технологии:
Задачи
Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся
Формирование личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки
Подготовка учащихся к профильному образованию
Обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи внешней (межгрупповой) и внутриклассной дифференциации
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, в соответствии с их способностями , интересами и возможностями .
Дифференцированно обучение позволяет ученику работать в своем оптимальном темпе , способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения .
Используя эту технологию, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности . Не нужно забывать о темпераменте учащихся.
У р о в н и
Обязательный
В чем выражается технология уровневой дифференциации?
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Рассмотрим методику дифференцированной работы на уроке математики.
Объяснение нового материала.
Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера. Оно может быть написано на доске или на карточках.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.
Для учащихся третьей группы еще раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и дается практическое задание. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.
Учет знаний учащихся на уроке.
На этом этапе в классе выделяются консультанты – ребята из 1 группы. Сначала проверяется их работа, затем они помогают проверять работу остальных групп. В этом случае идет не только шлифовка знаний, но и их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике , воспитываются организаторские способности.
Проверка заданий, выполненных учащимися
Помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ
Обобщение при подведении итогов урока в процессе групповой работы
Организация базового повторения
На данном этапе ликвидируются выявленные пробелы в знаниях материала, разъясняются недочеты и ошибки, допущенные учениками в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записывается на доске. Задания каждой группе предлагаются разные.
Следует помнить, что в особой помощи нуждаются слабые ученики. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала , а доза помощи учителя постепенно снижалась .
Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ)
Контроль знаний также проходит дифференцированно. Учащиеся сами решают, какого уровня задания они выберут. Это могут быть разноуровневые самостоятельные, контрольные работы, зачеты.
Осуществляя контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности.
Практика повышенной сложности
Контрольная повышенной сложности
Базовый материал
Творческое д/з
5
Закрепление темы
Контроль теории
Базовый материал
Д/з средней сложности
Практика средней
сложности
Контроль практики
База
База
практика
Зачет по теории
Легкое д/з
База
практика
практика
Опорная схема
тестирование
Дифференцированное обучение – это:
форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Реализация дифференцированного подхода к обучению математики требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.