Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя.
Современное, это не сиюминутное. Это не то, что «спускает» начальство. И не то, что кажется модным. Это отнюдь не новые стандарты или ЕГЭ…
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования , г. Москва
7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Это урок самореализации ученика
2. Это урок открытия нового
3. Это урок создания образовательной продукции
4. Это урок развития компетентностей
5. Это урок коммуникаций - очных или дистантных
6. Это метапредметный урок
7. Это урок социального учёта
Типы уроков по ФГОС
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Задачи:
Деятельностная: научить новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учащихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Задачи:
Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний(общеметодологической направленности)
Задачи:
Деятельностная: научить структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Методические принципы организации урока
и типичные
ошибки в их реализации
1. Урок должен быть построен на основе системно-деятельностного подхода
2. На современном уроке учитель не единственный источник информации
3. Учитель должен обеспечить активность детей на уроке
4. Целевым ориентиром современного урока является не передача знаний в готовом виде, а формирование умений добывать и оценивать информацию
Методические «мифы» о современном уроке
Формой планирования современного урока непременно должна быть технологическая карта
Современный урок обязательно должен основываться на использовании современных педагогических технологий
Заданная структура современного урока
Использованная литература
1.Бёрджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. - М., 2016. - С. 40. 2. Загорулько Р.В., Ракова Н.А., Шевцова Л.И. Педагогические системы и технологии: практический аспект. - Витебск, 2009. - С. 6-8. 3. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. 2012. №1. С. 7-13. 4. Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. 2014. №1 (571). С. 34-39. 5. Кочережко С.С. Критическое мышление: методы формирования и оценивания // Внутришкольная система оценки качества образования: опыт применения технологий мониторинга результатов освоения образовательной программы и индивидуальных достижений обучающихся: сборник статей по материалам семинаров МБОУ «Гимназия №1» г. о. Самара. - Самара, 2016. - С. 119-148. 6. Основные результаты международного исследования PISA-2015. 7. Хуторской А.В. Что такое современный урок [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. №2. URL: http://www.eidos.ru/journal /2012/0529-10.htm .
8. «Учительская газета» ( №4 от 24 января 2017 г.).