Просмотр содержимого документа
«Система работы с "трудными" детьми»
Система работы с «трудными» детьми
Главные вопросы :
Что мы знаем о «трудных» детях?
Почему они становятся «трудными» для нас?
Как работать с «трудными» подростками?
Кто он – трудный ребенок?
- не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно реагирует на замечания в свой адрес
- родители мало обращают внимания на ребёнка;
- трудный ребёнок не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;
- ребёнок, который требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет.
- ребёнок, у которого нет доверия к взрослым;
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся- ЭТО».(мнения 11-х классов)
№
мнение учащихся
1
Человек, которому сейчас тяжело
Кол-во %
2
Нет мотивации к изменению себя
3
41
Недооценивают учителя
4
27
Нехватка любви учителя
24
5
6
23
Нервный
Нет учебной мотивации
22
7
Не похожие на других
8
21
Проблемы с учебой
17
9
16
Хочет привлечь внимание
10
Не умеет контролировать себя
11
16
16
Проблемы внутри себя
12
Сложные психологические состояния
13
12
Были проведены следующие исследования: изучали мнение старшеклассников «Трудный учащийся -ЭТО».(мнения 11-х классов)
13
Свое личное мировоззрение
14
11
Озлобленный
15
Тихий, необщительный
16
11
17
Нарушитель дисциплины
10
Курильщик
10
18
9
Агрессивный
19
Не ответственный
9
20
8
Не соответствуют установкам
21
Нехватка любви родителей
22
8
7
23
Бедный (не богатые родители)
Особые черты характера
7
24
25
6
Самоуверенный
Бездушный
5
26
4
«Трудных» нет, есть трудные ситуации
27
Избалованный
4
28
2
Наркоман
2
Как работать с трудными?Мнения детей
№
мнение учащихся
1
Кол-во %
Не унижать
2
45
Понять
3
44
Помочь разобраться в сложной ситуации
4
5
Индивидуальный подход
34
31
Попытаться помочь
6
28
Дать ответственное дело
7
24
Заинтересовать
8
22
Не упрекать непохожестью
9
10
Найти что-то хорошее
20
18
Создать особую обстановку
11
17
Относиться как ко всем
12
16
Защитить его
13
14
Привлечь родителей
14
15
Работать с психологом
12
9
Не навязывать
16
7
Не наседать
17
6
Выяснить ценности
18
5
Позволить самому вырасти
3
Причины «трудности» ребенка:
Причина первая - борьба за внимание.
Причина вторая - борьба за самоутверждение.
Причина третья - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.
Причина четвёртая - желание мщения. Ребенок может мстить: за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами; унижение друг друга членами семьи; разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполненные обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
«Трудный» ребёнок - как ему помочь.
В нашей школе учатся 428 уч-ся.
В группу риска входят 8 человек.
На учёте в КДН состоят 5 учеников нашей школы.
1.Программа «Здоровье».
Разработана система здоровьесберегающих технологий;
Оздоровительные мероприятия;
Медико-педагогическое просвещение;
Диагностическое просвещение;
Информационно-нормативное просвещение;
Профилактическое просвещение.
2.Эмоциональный настрой ребёнка.
Доброжелательное отношение каждого участника образовательного процесса учитель – ученик;
Уверенность в том, что каждый ученик может обратиться со совей проблемой и что ни одна проблема не будет оставлена без внимания;
Положительный настрой на удачный учебный день.
3. Работа с семьёй.Что мы хотим от семьи!
Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учёбе;
Эмоциональный настрой должен быть в каждой семье;
Тесное сотрудничество школы и семьи по вопросам учёбы и воспитания детей;
Уважение внутри семьи к мнению ребёнка.
4. Заинтересованность ребёнка в школе.Внеклассная работа.
Включение «трудных» детей и подростков в систему дополнительного
образование по
направлениям:
Моделирование;
Музыка;
Танцы;
Спорт.
4. Заинтересованность ребёнка в школе.Внеклассная работа.
В школе существуют волейбольная, футбольная, лескоатлетическая спортивные команды.
Действуют детских объединения по направлениям:
Эстетическое;
Социальное («ЮИД»);
Экологическое;
Историко-краеведческое;
Научно-исследовательское.
5.Социально-психолого-педагогическая служба в школе.Помощь в работе с трудными подростками.
Социально-педагогическая служба школы
тесно сотрудничает: с инспектором по делам
несовершеннолетних, с представителями правоохранительных органов и социально-педагогических служб.
Совет по профилактики правонарушений (1 раз в четверть). В составе Совета:представителиПДН,
администрации,педагогического и ученического коллективов, родители.
6. Трудновоспитуемость.
Трудность детей проявляется в различных формах:
Неприятие социальных норм и правил;Сквернословие;Употребление психоактивных веществ;Совершение правонарушений;
Неприятие социальных норм и правил;
Сквернословие;
Употребление психоактивных веществ;
Совершение правонарушений;
Трудность детей проявляется в силу различных причин:
Составление социальных паспортов с целью выявления учащихся, имеющих отклонение от норм поведения, морали и права.
Работа с детьми и родителями.
Контроль за посещением занятий с помощью ведения журнала учета пропусков занятий.
Тесная работа с учителями-предметниками.
Профилактика вредных привычек (встреча с врачами-наркологами, инспектором ОДН, прокуратурой).
Вовлечение учащихся дивиантного поведения в различные виды положительной деятельности.
Ведение журнала на детей, которые состоят на учете, где отражать успеваемость, поведение, результаты бесед с ним.
7. Важнейшая задача работы с
трудными подростками –
Вовлечение подростков в систему общественно-значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально- педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.
8.Мотивация к учёбе.
Посещение уроков;
Использование учителем методов и технологий вовлечения учащихся в учебный процесс;
Оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания;
Занятость подростков во внеурочное время;
Ведение электронного дневника;
Тесный контакт учителя , ученика, родителей.
8.Мотивация к учёбе.
Адаптивные технологии развивающего обучения, деятельностного подхода, дифференциации обучения.
Нестандартные формы проведения уроков;
Представление для выполнения занимательных заданий, и заданий, имеющих практическую направленность;
Создание ситуации успеха на уроке;
Помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
9. Работа с классными руководителям:.
Проведение семинаров, тематических занятий , бесед на темы:
«Особенности психологического развития подростков»;
«Обязанности и права члена педагогического коллектива»;
«Использование новых педагогических технологий, как средства развития мотивации к обучению»;
«Как составить план ВР с «трудным ребенком». Разработка анкет, опросников и других диагностических материалов для учащихся и родителей».
10.Социальный статус трудного подростка.
Социализация трудных подростков – работа по профориентации;
Вовлечение трудного подростка в общественно-значимую деятельность – субботники, социальные проекты;
Проведение общешкольных традиционных праздников и концертов, походов, Дней здоровья;
Участие в спортивных соревнованиях;
Посещение экскурсий и музеев;
Участие в мероприятиях военно-патриотического характера (игра «Зарница»);
Проведение циклов бесед профилактике правонарушений, курения, наркомании и алкоголизма, направленных на мотивацию кЗОЖ, а так же на формирование нравственных ценностей, препятствующих экстремистским тенденциям.
Просмотр видеофильмов на данные темы.
11. Воспитательная работа.Начальная ступень.
1. Работа с коллективом учащихся.
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление.
3.Индивидуальная работа
со слабоуспевающими.
4.Посещение семей.
11. Воспитательная работа.Средняя ступень.
1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
4.Организация медицинской помощи.
5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью, правоохранительными органами.
11. Воспитательная работа.Старшая ступень.
1. Работа с коллективом учащихся.
2. Деятельность детей, включение их в общественно-полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа.
12. «Трудный» ребёнок - как ему помочь.
Родителям - Хочется посоветовать как можно больше времени проводить со своими детьми, принимать участие в их играх, занятиях, как можно больше общаться.
В школе -100% включение учащихся во внеурочную деятельность.
● В общении -нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им, не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.
Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он,