Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.
Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.
Тема: «Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.»
Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных
условиях.
“Как нет человека без самолюбия, – так
нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека.”
К. Д. Ушинский
Рассматривая патриотизм, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь – неспешно текущие реки и т.д.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
· благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
· уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец как носитель социальных норм);
· возможность детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
· возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос, что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается, самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.
Вот некоторые положения содержательно патриотических чувств:
· выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;
· включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству);
· проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
· выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране».
Среди прочих, весьма эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной символика. В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов:
словесные (девиз, название, имя),
предметные (знамя, форма, нагрудный знак),
действенные (ритуалы),
музыкальные (мелодии, сигналы),
изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.
Успешность воспитания патриотических чувств учащихся при использовании символики зависит от особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи.
Так, в процессе развития символики от дореволюционных до современных кадетских корпусов С.Н.Смирнов выделил ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение):
· идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов;
· идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скипетр, держава);
· идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);
· идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений;
· идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России);
· идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики;
· идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога».
Патриотизм – это позиция. Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию, в какой-то степени также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.»
Обобщение опыта работы учителя начальных классов
МБОУ ООШ п. Калининский
Дадовой Айгуль Казбековны
Тема: «Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.»
Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных
условиях.
Дадова Айгуль Казбековна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ п. Калининский
РСО-Алания
“Как нет человека без самолюбия, – так
нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека.”
К. Д. Ушинский
Рассматривая патриотизм, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь – неспешно текущие реки и т.д.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
· благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
· уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец как носитель социальных норм);
· возможность детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
· возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос, что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается, самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.
Вот некоторые положения содержательно патриотических чувств:
· выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;
· включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству);
· проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
· выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране».
Среди прочих, весьма эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной символика. В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов:
словесные (девиз, название, имя),
предметные (знамя, форма, нагрудный знак),
действенные (ритуалы),
музыкальные (мелодии, сигналы),
изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.
Успешность воспитания патриотических чувств учащихся при использовании символики зависит от особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи.
Так, в процессе развития символики от дореволюционных до современных кадетских корпусов С.Н.Смирнов выделил ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение):
· идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов;
· идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скипетр, держава);
· идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);
· идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений;
· идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России);
· идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики;
· идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога».
Патриотизм – это позиция. Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию, в какой-то степени также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.
2. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987. – С. 8-20.
4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.