kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.»

Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных

условиях.

                                                      “Как нет человека без самолюбия, – так

                                          нет человека  без любви к Отечеству,

                                                    и эта любовь дает воспитанию верный ключ

                                                    к сердцу человека.”

К. Д. Ушинский

       Рассматривая патриотизм, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

      Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь – неспешно текущие реки и т.д.

      Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

· благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);

· уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец как носитель социальных норм);

· возможность детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);

· возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

      На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос, что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть как назвать то, что мы собираемся воспитывать?

Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается, самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Вот некоторые положения содержательно патриотических чувств:

· выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

· включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству);

· проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

· выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране».

      Среди прочих, весьма эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной символика. В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов:

словесные (девиз, название, имя),

предметные (знамя, форма, нагрудный знак),

действенные (ритуалы),

музыкальные (мелодии, сигналы),

изобразительные (рисунки).

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Успешность воспитания патриотических чувств учащихся при использовании символики зависит от особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи.

Так, в процессе развития символики от дореволюционных до современных кадетских корпусов С.Н.Смирнов выделил ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение):

· идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов;

· идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скипетр, держава);

· идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);

· идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений;

· идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России);

· идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики;

· идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога».

      Патриотизм – это позиция. Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию, в какой-то степени также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.»





Обобщение опыта работы учителя начальных классов

МБОУ ООШ п. Калининский

Дадовой Айгуль Казбековны

Тема: «Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.»




































Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных

условиях.



Дадова Айгуль Казбековна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ п. Калининский

РСО-Алания





Как нет человека без самолюбия, – так

нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ

к сердцу человека.”

К. Д. Ушинский


Рассматривая патриотизм, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь – неспешно текущие реки и т.д.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

· благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);

· уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец как носитель социальных норм);

· возможность детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);

· возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос, что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть как назвать то, что мы собираемся воспитывать?

Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается, самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Вот некоторые положения содержательно патриотических чувств:

· выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

· включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству);

· проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

· выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.

Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране».

Среди прочих, весьма эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной символика. В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов:

словесные (девиз, название, имя),

предметные (знамя, форма, нагрудный знак),

действенные (ритуалы),

музыкальные (мелодии, сигналы),

изобразительные (рисунки).

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Успешность воспитания патриотических чувств учащихся при использовании символики зависит от особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи.

Так, в процессе развития символики от дореволюционных до современных кадетских корпусов С.Н.Смирнов выделил ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение):

· идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов;

· идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скипетр, держава);

· идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);

· идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений;

· идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России);

· идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики;

· идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога».

Патриотизм – это позиция. Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию, в какой-то степени также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.

2. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина.  – М., 1987. – С. 8-20.

4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

5. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград; 2006г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных условиях.

Автор: Дадова Айгуль Казбековна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП и во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(79) "voienno-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-nvp-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "130299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415876755"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Основные направления патриотического воспитания в школе "
    ["seo_title"] => string(64) "osnovnyie-napravlieniia-patriotichieskogho-vospitaniia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "213621"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432107509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Обобщение опыта работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(150) "obobshchieniie-opyta-raboty-formirovaniie-dukhovno-nravstviennogo-i-grazhdansko-patriotichieskogo-idieala-v-usloviiakh-vospitatiel-noi-sistiemy-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "209900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431338922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства