Просмотр содержимого документа
«"Русская свадьба"»
Русская свадьба
Свадебный обряд Ярославской губернии делится на три периода: 1Предсвадебный период. 2 День бракосочетания. 3 Послесвадебные обряды.
Каждая девочка мечтает о принце, о красивой свадьбе . Я не исключение.
Каждая девочка мечтает о принце, о красивой свадьбе . Я не исключение.
Каждая девочка мечтает о принце, о красивой свадьбе . Я не исключение.
Каждая девочка мечтает о принце, о красивой свадьбе . Я не исключение.
Каждая девочка мечтает о принце, о красивой свадьбе . Я не исключение.
Я, задумалась о том, какой была свадьба у наших бабушек и прабабушек. Именно свадьба находится в центре моего исследования.
Задачи исследования:
-узнать какие традиции свадебного обряда существовали в Ярославской губернии
-понять, в чем отличие старинной свадьбы от современной.
Цель исследования: Изучение культуры свадебных обрядов в Ярославской губернии.
Методы исследования: Изучение литературных и музыкальных источников их анализ, сбор информации от старожилов.
Сватовство
Когда приходило время женить сына, выбиралась невеста и в ее дом засылались сваты. Перед отъездом свата или сватов из дома, для успеха дела их хлестали или забрасывали женскими головными уборами. В дом к невесте они приходили вечером в любой день, кроме среды и пятницы.
Ухаживание
Засватывали и нередко девушку в её отсутствие, особенно если сваты хорошо знали невесту. Согласие последней на брак не требовалось решали родители сами.
Петров.Сватовство чиновника к дочери портного.1890.
Грубо отказывать свату не полагалось. Родители, если считали не подходящим для себя жениха отговаривались то возрастом девушки (молода), то хозяйственной неготовностью.
Сваты.Пимененко Н.
Сваты высматривали красоту девушки, её умение услужить будущему мужу и родственникам и её таланты. По окончании смотрин сваты и родители договаривались о сговоре.
П.А.Федотов «Сватовство майора».
Бывало ли так, чтобы к одной невесте сватались сразу разные женихи? Это называлось «ехать на перебой».
Н. Неврев. Смотрины
Девушка после сговора выходила на крыльцо и, называя имя жениха, объявляла своим подружкам и односельчанам, что она просватана…
Корзухин А.И.«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей
Вечер перед свадьбой –девичник. На девичнике невеста наряжалась в свой лучший костюм .Последний свадебный наряд был ослепительно ярок и радостен.
Перед венцом Журавлев Фирс Сергеевич
Невеста даже если хотела замуж , должна была показывать горе. Но если жених был ей неизвестен или , хуже того, отдавали не за любимого, тут уж невесте не много приходилось и изображать.
Свадьба.Соломаткин Леонид Иванович
В день свадьбы, когда совершалась самая важная часть обряда- соединение жениха и невесты особенно строго соблюдались различные приметы и действия которые должны были оберечь их от «нечистой силы». С этой целью в платье жениха и невесты засовывали «оружие» (например булавки и иголки остриём наружу ).
«Под венец».Маковский К.Е.1884.
Венчание происходило большей частью вечером. Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на неё сколько возможно украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни.
Андрей Ремнев Разделение косы. 1996
Заплетание косы – символ девичьей жизни. Плели косу невесте самые близкие её родные и её подруги. Коса- символ молодости, красоты и девичьей воле. Сразу же после венчания распущенные волосы невесты заплетались в две косы, которые носили замужние женщины которые собирались под головным убором –сборником.
Богданов-Бельский. Венчание
Венчание проходило большей частью вечером. Перед самым венцом в церкви или сторожке при церкви невесте расплетают косу и распущенными волосами, схваченными сзади лентой, она и становится под венец. Сразу после венчания сватья устраивает невесте женскую прическу, заплетает две косы и накладывает борушку.
«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия».Маковский К. Е. 1883.
В нарядно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями , и убирал место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. Перед местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них ставили соль в солонице. Клали калач или перепечу и сыр. Над местом прибивали икону ,и, кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили по одной иконе во всех четырех углах.
В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи
Каждое действие свадебного обряда сопровождалось песнями. Когда перевозили приданое, девушки пели: Сестрицы-подружки, Сестрицы-подружки, Несите подушки! Сестрицы Катерины, Несите перины! В приданое входили: подушки, перины, одеяла, полотенца, сотканные самой невестой или сделанные вручную, домашняя утварь, деньги , недвижимость и даже люди. Перед свадьбой все родственники жениха приходили оценивать это приданое.
Представляют собой башмаки с высокими передами, у которых словно отрезаны голенища, с цветной суконной оторочкой или кожаным кантом.
кожаные коты
. В регионах у невесты было два наряда - до венчанья и после. Первый был скромный и печальный, иногда даже черного цвета. А вот второй в противоположность - красный и радостный.
Свадебный наряд русской невесты Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…
C вадебное платье как таковое отсутствовало, его функцию выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. В регионах у невесты было два наряда - до венчанья и после. Первый был скромный и печальный, иногда даже черного цвета. А вот второй в противоположность - красный и радостный.
Свадебный наряд жениха
Под венец раньше жених обязательно шел в рубашке, сшитой руками невесты. Причем, она обладала магическими свойствами – когда в семье рождался первый ребенок, его заворачивали именно в эту рубаху. Чтоб он не плакал, не болел, и стирать эту рубашку никогда было нельзя. К рубашке прилагался и красивый расшитый поясок
Свадебный головной убор русской невесты
Свадебные куклы- обереги
Антохина-Куракса Н. А.
"Крестьянская свадьба"
Каравай
Одним из ключевых элементов свадебного торжества издревне является каравай. Речь идёт не о торте, который невеста и жених раздают гостям, а о хлебе, что вкушают молодые, став семейной парой.
Во-первых, свадебный каравай должен выпекаться вручную, а не приобретаться в магазине. Во-вторых, вымешивать тесто должна счастливая в браке женщина.
В результате исследования, я узнала, какие традиции свадебного обряда существовали в Ярославской губернии и в чем отличие старинной свадьбы от современной. Что свадебный обряд построен на песне, так как каждый эпизод опевался. Я выяснила, что в современной свадьбе отсутствуют многие этапы. Нет смотрин, заручения. Приготовлению приданного, изготовленного руками невесты в настоящее время не уделяется большого внимания. На девичнике невеста слезы не льет, нет невестиных причитаний. Невеста радуется изменениям своей жизни. Раньше свадьбы играли по православным традициям, от Покрова до Филиппова поста или после Крещения до Масленицы, а сейчас по пятницам и в пост. Невеста и жених не готовят такое количество подарков. Жених не дарит невесте обувь. А невеста не шьёт жениху рубашку. Изменились и наряды жениха и невесты. Раньше молодых венчали в церкви, а сейчас брак регистрируют в ЗАГСе.
Неизменным осталось одно : осознание того ,что свадьба – это важный этап в жизни молодых, начало их новой- совместной жизни.
В дальнейшем мне хотелось бы узнать, как проходит свадебный обряд в других губерниях. Но это цель уже другого исследования.