kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Обрядовость как сущность русского народного творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята знакомятся с обрядом старинной русской свадьбы на примерах народной песни и музыкальных фрагментов из опер русских композиторов XIX века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Обрядовость как сущность русского народного творчества"»



Технологическая карта урока музыки-3 класс





Тема

Обрядовость как сущность русского народного творчества.


Цель

Знакомство с обрядом старинной русской свадьбы на примерах народной

песни и музыкальных фрагментов из опер русских композиторов XIX века.

Основное содержание темы, термины и понятия

Обряды, обычаи, фольклор: обрядовый (календарный, семейный, окказиональный), необрядовый (поэзия, проза, речевых ситуаций), свадебный обряд, жанры: вокальный и инструментальный.

Планируемый результат

Предметные

Универсальные учебные действия

  • Анализировать развитие музыкальных образов, создаваемых исполнителем;

  • Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

  • Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • Находить и сравнивать особенности народной песни с композиторским воплощением образа «невесты» в операх;

  • Различать простые и сложные жанры вокальной, сценической музыки;

  • Называть полностью имена русских композиторов;


Метапредметные:


  • Принимать учебную задачу урока;

  • Принимать и сохранять учебное задание;

  • Использовать музыкальную терминологию;

  • Извлекать информацию из различных источников в соответствии с целью;

  • Сравнивать и классифицировать информацию;

  • Умение устанавливать аналогии, размышлять, рассуждать

Познавательные:

- умение давать определение понятиям;

-структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации (учебник).

Регулятивные:

-определять цель в деятельности, выбирать средства достижения цели индивидуально и в паре;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль, проявлять способность к волевой саморегуляции;

- планировать деятельность в учебной ситуации;

- оценивать степень достижения цели в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

- уметь публично защищать свою позицию;

- формирования умения вести диалог, эффективно взаимодействовать в паре, группе;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

- обладать ответственным отношение к учению, способностью к саморазвитию и самообразованию;

- осознавать свои эмоции, оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, понимать эмоциональное состояние других;

-формирование осознанной самооценки;

- обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.



Основные этапы урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Универсальные учебные действия

Организационный момент

Обобщение полученных сведений на предыдущем уроке.

Здравствуйте, ребята!

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

Я хочу пожелать вам хорошего настроения и знаний на уроке.

- Какое настроение было у музыки, которая встретила вас в классе?

- Понравилась ли вам прозвучавшая песня?

- А настроение у вас изменилось? Почему?


Отвечают на вопросы


Активизируют имеющиеся знания


Личностные:

- обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

Регулятивные:

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Личностные:

Изучает культуру и русские традиции

Познавательные:

Выделяет главный смысл из информации

Актуализация знаний


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся.


Звучит народная песня «Матушка, матушка, во поле пыльно…» и песня М. Матвеева на те же слова.

Вопросы учителя:

Ребята, вы послушали русскую народную песню «Матушка, матушка, во поле пыльно…» и песню М. Матвеева на те же слова, чем они отличаются друг от друга?

- Скажите, пожалуйста, как передан разговор матери с дочерью в каждой песне?

- В какой из них преобладает эпический характер, а в какой –драматический?

- Как построена каждая из песен?

-Чем отличаются музыкальные интонации вопросов дочери и ответов матери?

-О каком обряде идет речь в песне?

Один из самых красивых обрядов – старинная русская свадьба – представляет собой сложную цепь торжественных церемоний. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами (причитаниями)

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

Предлагает прочитать информацию о старинном обря-

де, который раньше соблюдался в жизни людей.

-Что это за обряд?

- Какой из них соблюдался в России раньше?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи будем решать для достижения цели?

Предлагает прочитать информацию о старинном обря-

де, который раньше соблюдался в жизни людей.

-Что это за обряд?

- Какой из них соблюдался в России раньше?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи будем решать для достижения цели?

Предлагает прочитать информацию о старинном обря-

де, который раньше соблюдался в жизни людей.

-Что это за обряд?

- Какой из них соблюдался в России раньше?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи будем решать для достижения цели?

Предлагает прочитать информацию о старинном обря-

де, который раньше соблюдался в жизни людей.

-Что это за обряд?

- Какой из них соблюдался в России раньше?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи будем решать для достижения цели?

Предлагает прочитать информацию о старинном обря-

де, который раньше соблюдался в жизни людей.

-Что это за обряд?

- Какой из них соблюдался в России раньше?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи будем решать для достижения цели?

А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?

Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа, познакомиться с народными песнями, былинами, старинными преданиями, обрядами и обычаями.

Формулируют тему урока





Отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания





Высказывают свои предложения

Познавательные:

- умение давать определение понятиям; -

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;


Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- планировать деятельность в учебной ситуации;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

-уметь вступать в учебное сотрудничество.


Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

- доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

Изучение нового материала

Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.

Просмотр мультимедийной презентации

«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»



Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

 «Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда и недель. Подразделялась она на две части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты.

Вторая часть свадьбы- традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях, посещением родных.

Так как родители сами выбирали пару своему ребенку, не интересуясь их мнением, то

какие по характеру песни пели невесты до венчания?


Слушание песни «Матушка,

матушка, что во поле пыльно?»

Выразительное исполнение песни

- Какой вывод сделать можно о песнях невесты перед свадьбой.?

- Какие песни пели на свадьбах?

- В своих операх композиторы часто обращались к песням красочного свадебного обряда.


Послушайте песню из оперы «Хованщина» Мусоргского\

Ответы детей.

Высказывают мнение.

Песни должны быть грустные, печальные.

Слушание песни и обсуждение в парах средств выразительности.


Слушание и характеристика песни «Плывет, плывет лебедушка».

Слушают учителя; смотрят презентацию; обсуждают, анализируют информацию.

Познавательные:

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации


Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- работать по плану, инструкции;

- планировать деятельность в учебной ситуации;


Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

- формирования умения вести диалог;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли.


Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

- обладать ответственным отношение к учению;


Изучение нового материала.

Практическая деятельность

Познавательно-информационная беседа

Практическая работа

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов


Практическая работа

Посмотрите на репродукции картин:

Феоктистова «Приготовление невесты к венцу» и

Журавлева «Перед венцом»


Составьте диалог в парах по картинам


Слушают учителя; смотрят презентацию;


Обсуждают, анализируют информацию.


Знакомятся с репродукции картин Феоктистова «Приготовление невесты к венцу» и Журавлева «Перед венцом»


Выполняют практическую работу.

Познавательные:

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации


Регулятивные:

-определять цель в деятельности, выбирать средства достижения цели индивидуально и в паре;

- работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль, проявлять способность к волевой саморегуляции;


Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- формирования умения эффективно взаимодействовать в паре;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли.


Личностные:

- обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

Итоги урока


Оценивание результатов работы.


Молодцы! Вижу все справились с заданиями. А теперь оценим ваши работы. (Работа в парах). Оценивают по предложенным критериям. Давайте посмотрим, какие же оценки вы получили. Хорошо, вы оценили друг друга правильно.

Оценивают работы.

Личностные:

-формирование осознанной самооценки.


Регулятивные:

- уметь оценивать свою работу и работы одноклассников на основе заданных критериев;

- уметь адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.


Коммуникативные:

- уметь излагать свое мнение;

- аргументировать свою точку зрения;

-формулировать ответы на вопросы.

Рефлексия.

Обобщение полученных знаний.

А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих высказать своё мнение

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Узнай у своих родных и знакомых, какие свадебные песни пели в вашем крае.


Спой их на уроке музыки.


Отвечают на вопросы.











Слушают учителя.


Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;


Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль, проявлять способность к волевой саморегуляции.


Коммуникативные:

-уметь излагать свое мнение;

-аргументировать свою точку зрения;

-формулировать ответы на вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Обрядовость как сущность русского народного творчества"

Автор: Дробышева Марина Викторовна

Дата: 02.02.2024

Номер свидетельства: 645073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства