Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по проведению занятии»
РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению открытого урока
Подготовила мастерпервойкатегорииТураров Г.Д.
Общиеположенияо проведении открытых уроков.
Открытый урок является формой распространения и пропаганды передового опыта, а также результатом методической работы преподавателя, мастера производственного обучения, действенным элементом учебного и воспитательного процессов, при этом не исключают необходимость оказания помощи преподавателю в решении новых задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя, мастера производственного обучения демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование собственной системы учебно-воспитательной работы со студентами.
Для проведения открытого урока могут использоваться любые типы и виды учебных занятий по любой форме обучения: - урок закрепления знаний; -повторительно-обобщающий урок; - комбинированный урок; - сообщения новых знаний; - урок-семинар; - урок-практикум; - урок экскурсия; - деловая игра; - ролевая игра - урок - конференция
Модели открытого урока:
открытый урок для начинающих мастеров п\о колледжа. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых мастеров п\о или для обмена опытом в сфере применения новых педагогических технологий;
открытый урок мастера п\о колледжа, имеющего высокий уровень научно-методической подготовки, с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью;
открытый урок, проводимый преподавателем и мастером п\о с целью аттестации на квалификационную категорию;
открытый урок, проводимый преподавателем или мастером п\о в рамках конкурса педагогического мастерства в номинации «Лучший открытый урок года»
Планирование открытых уроков
На заседании ПСК в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий мастеров п\о, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.
На основании обсуждения творческого опыта мастера п\о членами комиссии составляется план проведения открытых уроков с целью обобщения их опыта.
При составлении плана проведения открытого урока, целесообразно поручать проведение открытых занятий, в первую очередь, преподавателями и мастерам п\о , проходящим квалификационную аттестацию и опытным, творчески работающим педагогам. К открытым урокам могут привлекаться и молодые преподаватели, мастера п\о если у них есть интересные поиски, педагогические находки.
При планировании открытых уроков определяется дисциплина, группа, конкретная методическая цель, тип урока.
Выбор темы открытого урока предоставляется педагогу, который проводит открытое учебное занятие. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, освоения ОК, ПК.
Требования к открытому уроку
Уровень открытого урок должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки и практики в рассматриваемом вопросе, реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.
Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, осуществляется формирование знаний, умений и навыков, ПК и ОК, на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому уроку
Подготовка к открытому уроку.
Начинать подготовку необходимо с выбор темы открытого урока, формулировки методической цели. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства.
При подготовке к открытому уроку преподаватель должен тщательно готовится. Продумать тему, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения передовых предприятий и организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.
К открытому уроку необходимо составить план с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как выполняют преподаватель и студенты. Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов.
Методическое обеспечение открытого урока
Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:
рабочая программа;
перечень учебно-производственных работ;
-план учебного занятия,
-инструкционная карта
- конспект лекции;
- комплект материалов по разнообразным видам контроля;
-дидактический и раздаточный материал;
- задания для самостоятельной работы;
- презентации и другие материалы на электронных носителях;
- варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания.
Рекомендации по проведению открытого урока
За одну неделю (максимум за две недели) до проведения занятия педагог или председатель МО ставит в известность методиста колледжа и учебную часть о проведении открытого урока.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке:
- приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за действиями преподавателя и студентов.
- все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии студентов своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.
Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
План-конспект открытого урока производственного обучения
Группа
Мастер п/о
Тема программы:
Тема урока:
Цели урока:
Обучающая - формирование первоначальных навыков и умений по …..
Задачи:
охарактеризовать технологическую операцию….
воспроизводить в памяти ранее изученный теоретический материал по выполнению….
организовать самостоятельные упражнения по……
Развивающая - формирование умений применять теоретические знания на практике. Задача: 1)формировать умения анализировать, сравнивать, исправлять свои ошибки на основе выполнения приемов ….. 2) научить выполнять упражнения по ... Воспитывающая - воспитание культуры труда и ответственности за качество выполненной работы. Задачи: 1) добиваться систематического самоконтроля за качеством работы; 2) показать значимость профессиональных качеств... Тип урока : МПС:Методы обучения: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.Структура урока:Ожидаемый результат: студенты должны овладеть приемами трудовых операций по ….
Структура урока
Этапы урока
Время
Организационная часть
Вводный инструктаж:
Деятельность мастера
5 мин.
45-50мин.
-Объявление темы и обучающей цели урока;
Проверка присутствующих студентов на уроке;
Деятельность студентов
Выяснение причин отсутствия;
Дежурный докладывает о готовности группы к уроку.
Методы обучения
Проверка готовности к уроку: оценка рабочей одежды учащихся на соответствие безопасным условиям труда.
1мин.
Словесный
Диалог с мастером относительно рабочей одежды.
Сообщение темы урока, его цели и задач;
Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока, ожидаемые результаты изучения темы.
Слушают , вникают, записывают в рабочих тетрадях.
Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование
Этапы урока
Время
- Актуализация опорных знаний;
Деятельность мастера
8мин.
Проведение фронтального опроса с целью выявления теоретических знаний по штукатурным работам.
Деятельность студента
Поднимают руку, отвечают устно.
Методы обучения
Вопросы:
Метод дискуссии
Ответы:
После окончания фронтального опроса –переход на изложение нового материала с демонстрацией приемов.
Интерактивный метод
- изложение нового материала;
19 мин
Смотрят на экран, слушают и основные требования к технологическому процессу записывают в тетрадях.
Словесный, наглядный
По приглашению мастера один из студентов выходит к доске и повторяет приемы за мастером
Проверяют ошибки, оценивают работу по пятибалльной системе.
наглядно-демонстрационный
Этапы урока
- первичная проверка усвоения знаний и умений.
Время
Текущий инструктаж
Деятельность мастера
6 мин
Деятельность студента
4 часа 55мин
В целях выявления уровня знаний по изложенному материалу, группа делится на бригады, выдаются тестовые задания. Организуется взаимопроверка по бальной системе. На экране высвечиваются критерии оценок:
Методы обучения
Первый обход – организация рабочих мест. Особое внимание обращается на студентов, которые невнимательны.
После проверки тестовых заданий напоминаются ТБ , ответственность, аккуратность при выполнении
Студенты называют возможные последствия при неправильном выполнении работы, какие меры безопасности должны быть соблюдены при этом.
Активный (продуктивный) метод
Объявляется задача следующего этапа, предлагается перейти в учебные мастерские.
Выполняют практическое задание, периодически обращаются к технологической карте и мастеру за консультацией к мастеру.
словесный, практический
Слушают, переходят вместе с мастером в мастерскую
Этапы урока
Время
Деятельность мастера
Заключительный инструктаж
Деятельность студента
Второй обход - проверяется качество выполнения трудовых приемов и соблюдение правил ТБ.
30мин
Методы обучения
Третий обход - выясняются причины затруднений в работе и оказать помощь.
Подведение итогов работы за день.
Выставление оценок. Комментарии.
Сдают работу, рассказывают в какой последовательности выполняли работу, какими инструментами пользовались, какие меры безопасности соблюдали, каких возможных дефектов избегали.
Четвертый обход - производится приемка и оценка работ.
Слушают, запоминают.
Пятый обход - даются указания по уборке рабочих мест.
Рефлексия
Анализ ошибок учащихся, допущенных
Этапы урока
Время
Деятельность мастера
Домашнее задание
Деятельность студента
при организации рабочего места, соблюдении технологической последовательности, выполнении рабочих приёмов, соблюдении требований безопасности труда.
Методы обучения
Получили ли вы сегодня новые для вас трудовые умения?
Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания.
Изучить полученный на уроке материал, посмотреть в интернете материалы по данной теме.