Просмотр содержимого документа
«Презентация. Интеллектуальное развитие младших школьников»
Интеллектуальное развитие младших школьников
Исполнители:Пасевин Валерия
Сущностьинтеллектуального развития
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собойособые виды деятельности.
Понятие«Интеллектуальное развитие»
Интеллектуальное развитие - это формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления . Его органической частью является умение подвергать анализу события и явления,делать выводы и обобщения, а такжеречевые развития.
Авторские понятия «Интеллект»
Интеллект - способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания.
Д. Векслер
Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
И.А. Домашенко
В целом:
Интеллект - это совокупность качеств индивида , которая обеспечивает мыслительную деятельность человека . В свою очередь он характеризуется:
эрудицией
способностью к мыслительным операциям
способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления
Понятие «Норма»
Норма(от лат. Nonna — руководящее начало, правило, образец) установленный эталон , стандарт для оценки существующих и создания новых объектов.
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Показатель
Норма
Восприятие
Анализирующее, дифференцирующее, носит организованный характер.
Внимание
Развивается произвольность совместно с мотивацией учения и чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление
Эмоционально-образное, может постепенно переходить к абстрактно-логическому. Закладывается фундамент содержательно-предметного МШл.
Интеллект
Развивается посредством познавательной активности.
Таблица «Нормы интеллектуального развития старшего дошкольника»
Вывод:
Интеллектуальное развитие дошкольников это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с цельюразвития ума . Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно – историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах и т.д .
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Оно предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности , в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Многочисленные наблюдения ученых
Ребенок ненаучившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в среднихобычно переходит в разряд неуспевающих .
Созданиев начальных классахусловий, обеспечивающихполноценное умственное развитие детей.
Решение
В. В. Давыдов
О. И. Тиринова
Интеллектуальное развитие младшего школьника
Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь, внимание
Интеллектуальное развитие младшего школьника
Интеллект. способности
Норма
Память
Осмысленность и произвольность запоминания (овладение приемами и способами запоминания).
Восприятие
Восприятие как целенаправленный , управляемый процесс.
Воображение
Формирование реалистичногоотражения мира , а не фантазийность .
Мышление
Формирование разнообразных типов мышления , которые способствуют успешности в овладении учебного материала
Внимание
Неустойчивость произвольного внимания младшего школьника, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции
Самоорганизация
Постепенное формирование самоорганизации и внутреннего плана действий ребенка. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах
Однако:
Мышление
Изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления
Центрразвития в МШВ
Мышления
Развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации
Д. Б. Эльконин
Л. С. Выготский
Комплексное развитие детского интеллекта в МШВ идет в различных направлениях
Соединениеи взаимообогащающеевлияниедруг на другавсе виды мышления.
Формирование научных понятий
Предметные понятия
Понятия отношений
Выделение функциональных признаков предметов.
Перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных.
Выделение общих, существенных признаков у класса единичных предметов.
Рассмотрение конкретных отдельных случаев выражения этих понятий
Обобщение , относящееся к известным, встречавшимся случаям и не распространяемое на новые случаи;
Широкое обобщение , применяемое к любым случаям.
Понятие «отклонение»
Отклонение- любая модельповедения , которая заметно отклоняется от принятых в обществе или социальной группе стандартов поведения. Отклонение может затрагиватьморально-этические, правовые и адаптационные аспекты поведения .
Наследственность
Внешняя среда
Постнатальные
Пренатальные
Натальные
«Немного из истории»
Предложил термин "исключительные дети", подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал
Начало 20 века
Учащиеся , у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации
1918г.
"аномальные дети "
90-е годы
" дети с отклонениями в развитии "
"дефективные дети"
50-е годы
В. П. Кащенко
Нарушение интеллектуального развития
Олигофренопедагогика– одна из отраслей специальной педагогики, которая занимается проблемами изучения , обучения , воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития .
"олигофрения" –(греч. olygos – мало и phren – ум)
Э. Креплин
Умственная отсталость как отклонение интеллектуального развития
«Умственная отсталость» – это состояниезадержанного или неполногоразвитияпсихики , которое в первую очередь, характеризуется нарушением способностей , проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности
Причины умственной отсталости:
Эндогенная (обусловленную как правило генетическими факторами)
Экзогенная (обусловленную внешними факторами – инфекции, отравления, травмы и пр.)
Причины олигофрении:
Экзогенные факторы : инфекционные заболевания матери в период беременности, заражение плода паразитами, попавшими в организм матери, родовые травмы
Эндогенные отрицательныефакторы : патологическая наследственность, нарушение хромосомного набора, эндокринной системы, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.
Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной отсталости как экзогенного, так и эндогенного характера.
Умственная отсталость при олигофрении по глубине дефекта: