kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Теория познания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и мемте человека в нём, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание(дух) - две неразрывно связанные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны одного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Теория познания"»

Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югра  «Урайский политехнический колледж»     Презентация на тему:  «Теория познания»    Подготовила Преподаватель Кайибова Ф.А.

Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югра «Урайский политехнический колледж»

Презентация на тему: «Теория познания»

Подготовила

Преподаватель

Кайибова Ф.А.

СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ Познанием называют деятельность, направленную на получение, знаний. Часть философского знания, посвященная  проблемам познания мира, получила название теории познания, или  гносеология.  

СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ

Познанием называют деятельность, направленную на получение, знаний. Часть философского знания, посвященная  проблемам познания мира, получила название теории познания, или  гносеология.  

ТЕРМИНОЛОГИЯ «ПОЗНАНИЯ» В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Джеймс Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание.

ТЕРМИНОЛОГИЯ «ПОЗНАНИЯ»

В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Джеймс Феррьер в 1854 г.

Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности.

Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание.

Гносеология изучает Познаваем ли мир? Способности познания человека Как человек познает мир?  Что есть истина? Каковы критерии истины? Что такое знание? Фундаментальные законы  познания Различные виды познания (религиозное, научное и т.д.) 4

Гносеология изучает

Познаваем ли мир?

Способности познания человека

Как человек познает мир?

Что есть истина?

Каковы критерии истины?

Что такое знание?

Фундаментальные законы

познания

Различные виды познания

(религиозное, научное и т.д.)

4

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ сенсуализм интуитивизм Основу человеческого познания составляют чувства Основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности сознания) эмпиризм синтетическая концепция Основу человеческого познания составляет опыт Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции  рационализм Основу человеческого познания составляет разум 5

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

сенсуализм

интуитивизм

Основу человеческого

познания составляют

чувства

Основу человеческого

познания составляет

интуиция (иррациональные

способности сознания)

эмпиризм

синтетическая

концепция

Основу человеческого

познания составляет

опыт

Человеческое познание

основано на действии

чувств, разума и интуиции

рационализм

Основу человеческого

познания составляет

разум

5

Философы Рационалисты -считают разум основой познания Эмпирики – признают чувственный опыт источником знаний 5

Философы

Рационалисты -считают разум основой познания

Эмпирики – признают чувственный опыт источником знаний

5

ФОРМЫ РАЦИНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Словесный символ, выражающий словесные признаки предмета ПОНЯТИЕ Совокупность по смыслу связанных между собой понятий СУЖДЕНИЕ Совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

ФОРМЫ

РАЦИНАЛЬНОГО

ПОЗНАНИЯ

Словесный символ,

выражающий

словесные признаки

предмета

ПОНЯТИЕ

Совокупность по смыслу

связанных между собой

понятий

СУЖДЕНИЕ

Совокупность нескольких

суждений, связанных

между собой по законам

логики

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

7

Процесс познания К практике От живого созерцания К абстрактному мышлению Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности. 7

Процесс познания

К практике

От живого созерцания

К абстрактному мышлению

Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

7

Парадокс познания Знание 3 Знание 2 Знание 1 r 1 r 2 r 3 7

Парадокс познания

Знание 3

Знание 2

Знание 1

r 1

r 2

r 3

7

То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас 7

То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно.

П. Лаплас

7

Меня желанье вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю. Т. Кампанелла 7

Меня желанье вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю.

Т. Кампанелла

7

Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель ). Истина = правда В науке В морали  Правда  – это истина в отношениях между людьми . 7

Истина это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель ).

Истина = правда

В науке

В морали

Правда – это истина в отношениях между людьми .

7

По содержанию По форме Истина По применению Конкретна __________________То есть всегда относится к определенной, конкретной области действительности в конкретное время Субъективна ________________ То есть носителем истины является субъект Объективна _________________ то есть существует независимо от человека (от людей) 7

По содержанию

По форме

Истина

По

применению

Конкретна __________________То есть всегда относится к определенной, конкретной области действительности в конкретное время

Субъективна ________________

То есть носителем истины является субъект

Объективна _________________ то есть существует независимо от человека (от людей)

7

Полное, точное, Истинное, но неполное знание о чем-либо исчерпывающее знание о чем-либо ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ Истина, зависимая от Истина сама по себе, независимая от человека (субъекта). Может совпадать человеческого сознания с объективной (от субъекта) или не совпадать 14

Полное, точное,

Истинное, но неполное

знание о чем-либо

исчерпывающее

знание о чем-либо

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

АБСОЛЮТНАЯ

ИСТИНА

ОБЪЕКТИВНАЯ

СУБЪЕКТИВНАЯ

Истина, зависимая от

Истина сама по себе,

независимая от

человека (субъекта).

Может совпадать

человеческого сознания

с объективной

(от субъекта)

или не совпадать

14

Этапы поиска истины Незнание Заблуждение Другое заблуждение Частичное, ограниченное, приблизительное знание Неполное знание Глубокое, точное, полное знание Критерий истины – общественно-историческая практика, т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира. 14

Этапы поиска истины

Незнание

Заблуждение

Другое заблуждение

Частичное, ограниченное, приблизительное знание

Неполное знание

Глубокое, точное, полное знание

Критерий истины – общественно-историческая практика, т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.

14

Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Эмпиризм Решающую роль играют опыт, эксперимент (Ф. Бэкон) Рационализм Решающую роль играют мыслительные операции (Р. Декарт) Сенсуализм Решающую роль играют ощущения и восприятия (Дж. Локк) Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Два уровня познания 14

Подходы к решению проблемы познаваемости мира

Мир познать невозможно

Агностицизм

(И. Кант)

Эмпиризм

Решающую роль играют опыт, эксперимент

(Ф. Бэкон)

Рационализм

Решающую роль играют мыслительные операции

(Р. Декарт)

Сенсуализм

Решающую роль играют ощущения и восприятия

(Дж. Локк)

Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального

Большинство

Два уровня познания

14

Агностицизм   (от греч. познание; а – отрицание) - представители этого течения либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную возможность познания объективного мира. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем  Гексли . Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований. Иммануил Кант 14

Агностицизм   (от греч. познание;

а – отрицание) - представители этого течения либо сомневались, либо полностью отрицали принципиальную возможность познания объективного мира. Термин агностицизм введен английским естествоиспытателем  Гексли . Агностики не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека.

Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований.

Иммануил Кант

14

Сенсуализм.   Сенсуалисты считают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Истинные знания нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений. Философы-сенсуалисты Эпикур, Джон Локк 14

Сенсуализм.  

Сенсуалисты считают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Истинные знания нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Философы-сенсуалисты Эпикур, Джон Локк

14

Рационализм.   Рационалисты указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Данные органов чувств нас могут обманывать. Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, не использующий разум, а опирающийся только на чувства, будет собирать все, что видит, однако, разрозненные факты вне логической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта. 14

Рационализм.   Рационалисты указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Данные органов чувств нас могут обманывать. Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, не использующий разум, а опирающийся только на чувства, будет собирать все, что видит, однако, разрозненные факты вне логической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

14

Наибольший вклад в разработку рационализма внесли: Рене Декарт Бенедикт Спиноза Готфрид Лейбниц 14

Наибольший вклад в разработку рационализма внесли:

Рене Декарт

Бенедикт Спиноза

Готфрид Лейбниц

14

Скептицизм   (греч. – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция периода 4 в. до н. э. - 3 в. до н. э. и затем 1 век до н. э. - 2 век н. э.). Родоначальником был Пиррон (ок. 365-275 до н. э.). Основное положение скептицизма - это воздержания от суждения, от предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений. В современной философии традиционные аргументы скептицизма перенял позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом. 14

Скептицизм   (греч. – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция периода 4 в. до н. э. - 3 в. до н. э. и затем 1 век до н. э. - 2 век н. э.). Родоначальником был Пиррон (ок. 365-275 до н. э.).

Основное положение скептицизма - это воздержания от суждения, от предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений.

В современной философии традиционные аргументы скептицизма перенял позитивизм, который считает бессмысленными любые суждения, обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.

14

Суть эмпирического познания – изучение мира посредством чувственного восприятия. Рассматривается внешняя сторона предметов, которые человек оценивает органами чувств: зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными. Для большинства людей основным способом получения информации становится зрение.   Эмпиризм – одна из трех основных теорий познания , противопоставля-ющаяся мистицизму и рационализму. Эмпиризм в философии – это метод познания, основывающийся на личном опыте, полученном через органы чувств. Выводы, сделанные на основе опыта, считаются истинными или близкими к истине. Основоположник эмпиризма –английский философ  Френсис Бэкон 14

Суть эмпирического познания – изучение мира посредством чувственного восприятия. Рассматривается внешняя сторона предметов, которые человек оценивает органами чувств: зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными. Для большинства людей основным способом получения информации становится зрение.

Эмпиризм – одна из трех основных теорий познания , противопоставля-ющаяся мистицизму и рационализму. Эмпиризм в философии – это метод познания, основывающийся на личном опыте, полученном через органы чувств. Выводы, сделанные на основе опыта, считаются истинными или близкими к истине. Основоположник эмпиризма –английский философ  Френсис Бэкон

14

Конвенционализм - концепция, согласно которой научные теории и понятия не являются отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. 14

Конвенционализм - концепция, согласно которой научные теории и понятия не являются отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

14

Экзистенциалистская концепция . Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского. 14

Экзистенциалистская концепция . Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского.

14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему "Теория познания"

Автор: Кайибова Фазилат Абдулаховна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Познание. Теория и тренинг "
    ["seo_title"] => string(30) "poznaniie-tieoriia-i-trieningh"
    ["file_id"] => string(6) "110339"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405935996"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме Иррациональные уравнения"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokapotiemieirratsionalnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "261881"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449225184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Открытый урок на тему  ""Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее опытное подтверждение.Масса и размеры молекул" "
    ["seo_title"] => string(143) "otkrytyi-urok-na-tiemu-osnovnyie-polozhieniia-moliekuliarno-kinietichieskoi-tieorii-i-ieie-opytnoie-podtvierzhdieniie-massa-i-razmiery-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "132322"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Разработка урока и презентации " 3 признак равенства треугольников""
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka_uroka_i_priezientatsii_3_priznak_ravienstva_trieughol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "441655"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512135489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства