Данная презентация относится к разделу «Подготовка к Единому государственному экзамену по обществознанию». В работе собран материал, который охватывает все темы блока «Познание», что очень удобно в работе. Это позволит учителю повторить и обобщить с учениками весь теоретический материал по данной теме. Для закрепления теоретической части в работе предлагаются тесты в формате ЕГЭ по всем трем частям с ответами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В процессе своей познавательной деятельности человек приобретал знания.
Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.
Знания – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Высшая ступень познания.Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.Основной инструмент – разум и мышление.Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Высшая ступень познания.
Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.
Основной инструмент – разум и мышление.
Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Чувственное
Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Познание через чувственные образы (представления).
Низшая ступень познания.
Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Познание через чувственные образы (представления).
Это элементарное отражение отдельных свойств, признаков предмета
Это целостный образ предмета, выделение предмета из окружающей действительности
Восприятие
Представление
Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (Может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).
Сейчас наибольший объём информации дают нам зрение и слух
Наш глаз способен различать несколько миллионов градаций интенсивности света и оттенков цвета.
«Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал себе Нобелевскую премию.»
главное – это разум, благодаря ему человечество овладевает истинными знаниям
решающая роль принадлежит чувствам, чувственному опыту,
рациональное познание ничего не прибавляет к знаниям
ПРИЗНАНО , ЧТОЧУВСТВЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ,НЕ СМОТРЯ НА ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КАНАЛ С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕПРЕОДОЛЕВАЕТ НЕДОСТАТКИ ЧУВСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОСТУПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.
Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ -- ЯЗЫКОМ
Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики.
ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий
Обобщение -
переход от единичного
к общему
Конкретизация- это движение мысли от общего к частному
Универсальные методы научного познания
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Социально по своей природе, несмотря на то, что является процессом, совершающимся в коре головного мозга. Ведь для постановки и решения задач человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир.
Обобщённое отражение действительности.
Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Возникает на основе практической деятельности , из чувственной, но выходит далеко за его пределы.
Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, но мышления не требуется.
Личностный характер проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает трудности при их решении.
Задача дана наглядна, в конкретной форме. Способом её решения будут практическое действие.
Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук , с их искусственными знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках. Наука использует символику как средство выражения результатов мыслительного процесса.
Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизации
Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. дана наглядна, в конкретной форме. Способом её решения будут практическое действие.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё больше и больше законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей.
Сформировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Деятельность
Мышление
Неразрывность деятельности с мышлением:
а) мотив деятельности формирует мышление
б) мышление учувствует в процессе постановки цели деятельности
«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф. Бэкон)
Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
всякая власть от Бога
отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее
особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и человеке.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Научное познание
1.Научное познание
Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
Системность знания(научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
Проверяемостьс помощью различных методов научного познания.
Специфический язык(формулы, графики и т.д.)
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Особенности науки (научного познания)
6.Высокий уровень обобщений.
7. Развитость понятийного аппарата.
8. Универсальность(предметом изучения может быть любой феномен, всё в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека).
9. Исследование изучаемого предмета ср стороны закономерностей и причин.
10. Использование специальных методов и способов познавательной деятельности.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Уровни научного познания
Эмпирическое познание
Теоретическое познание
Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных фактов
Выявление сущностных признаков, фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Уровни научного познания
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Формы научного познания
Эмпирическое познание
Теоретическое познание
Научный
факт
Проблема
Гипотеза
Эмпирический
закон
Теория
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Научный факт– отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон– объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Эксперимент
Наблюдение
Научный факт
Сравнение научных фактов
Зависимости фактов, эмпирические законы
Объяснениеполученного знания
Умозрение и идеализация
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Проблема(гр. задача) –осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа
Проблема
Теоретическая
Практическая
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Уровни научного познания
Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса.
Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.
Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.
Гипотеза(гр. предположение) –научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы
превращаются
в теорию
уточняются и
отбрасываются как
конкретизируются
заблуждение
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Теория- особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки.
Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний. Систематизированное обобщенное знания
Научная теория - это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.
Метод - это совокупность приёмов получения результата.
Метод - это, образно говоря, фонарь,
освещающий путнику дорогу в темноте.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Методы научного познания
По степени их общности
ЧАСТНЫЕ
МЕТОДЫ
ВСЕОБЩИЕ
МЕТОДЫ
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Общефилософский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Это способ познания всеобщего в природе, обществе и познании.
Частные методы-это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
имеют широкий спектр междисциплинарного применения. К ним относятся такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Методы научного познания
Эмпирическое познание
Теоретическое познание
наблюдение и эксперимент, описание
научное моделирование, аналогия, абстрагирование
Процесс накопления и фиксация опытных данных
Процесс выявления законов и создание научных теорий
в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям
моделью выступаетнаучная гипотеза, то есть предположение, догадка
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Методы
научного познания
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Наблюдение
– это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Описание
– это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Эксперимент
– это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Моделирование
- воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Универсальные методы
научного познания
Синтез -объединение частей в единое целое
АНАЛИЗ- разложение целого на части
Абстрагирование -
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения
Сравнение - сопоставление
ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий
Обобщение -
переход от единичного
к общему
Основные мыслительные операции
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
ВЫВОД:
Все методы используются в комплексе.
С развитием науки формируются новые приемы и методы исследовательской деятельности.
Автор: преподаватель высшей категории МАОУ «Лицей № 21 Михайлова Надежда Михайловна
изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя
Самопознание.Самооценка.Самосознание.
эмоциональное отношение к собственному образу
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
«Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Составляющие «Я» - концепции
Когнитивная(осознанная) составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.
Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает
Идентичность (англ. identity ) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
Три аспекта идентичности
Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем
Идентичность предполагает восприятие собственной целостности , единства, тождественности самому себе
Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости
Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам ...
Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.
Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину ...
В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.
С1. Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
С2. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
С3 . В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.
С4. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.
С5 - 1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие«познание»? Составьте два предложения: одно – содержащее информацию о методах эмпирического познания, другое- раскрывающее сущность рационального познания
С7-2. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.
С1. В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте: - обыденное (повседневное); - философское; - средствами искусства; - научное.
С2.В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания: - использование специальных методов; - сбор систематической информации; - доказательность; - проверка и перепроверка полученных данных
С3.Содержание ответа должно отразить следующее: - недостаточная доказательность ненаучного познания; - возникновение «неразрешимых загадок и дилемм», Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Вез труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения.
С4. В ответе должны быть указаны: - экспериментальный метод и метод корреляции; - в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами. В качестве других методов социального познания могут быть названье - выдвижение гипотез; - построение теорий.
С5-2. Правильный ответ должен содержать следующие позиции: в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»; позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно; в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание - на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.
С6. В ответе должны присутствовать следующие позиции: если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки; ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»; ученик использует учебные приемы, а ученый - методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента. Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суждений.
С7-1. В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) Гете ведет речь о самопознании; 2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью; 3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.
С7-2. Метод – научный эксперимент, наблюдение.
Уровень научного познания – эмпирический.
Аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.