Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Парадигма образования"»
«Смена парадигм образования»
Выполнила: студентка Ш-21 группы
Ефименко Наталья
Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, предпосылок, которыми он руководствуется в качестве образца действия.
В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистская, культурологическая.
Практическое обучение
Практическое обучение — наипервейший тип образования. Оно строилось на непосредственной передаче опыта поколений "из рук в руки", через практическое совместное участие в осваиваемой деятельности и обучающего, и обучаемого. Это обучение часто называют опытно-практическим. Оно, как правило, носит индивидуальный характер, сильно зависит от личностных особенностей и опыта обучающего, растянуто во времени. Наиболее приемлемые методы обучения — показ, объяснение, наблюдение, повторение, упражнение и др. Практическое обучение осуществлялось фактически в производительном труде, в его рамках.
Догматическое обучение
Догматическое обучение — один из первых широко описанных типов. Возникло оно в Западной Европе в самом начале зарождения массового образования. Поскольку это образование базировалось на изучении Святого Писания, его задачей было его объяснение, защита и заучивание. По сути это было схоластическое образование. В таком типе образования урок был прост. Учитель излагал новый материал, пересказывая текст или читая его по книжному источнику. Учащемуся вменялось внимательно слушать, запоминать и воспроизводить этот материал без изменений. Обучение было чисто репродуктивным
Многие элементы догматического типа обучения сохранились и с большим эффектом применяются и в современных школе, училище. Многие темы по математике, русскому языку, иностранному языку сегодня нельзя освоить без прямого заучивания, а на истории, литературе нельзя обойтись без диспутов. Каждый следующий тип обучения не был принципиально новым, а был ступенью развития предыдущего.
Объяснительно-иллюстративное обучение
Объяснительно-иллюстративное обучение более продвинутое к ученику, его особенностям и нуждам. Информация, даваемая на таких уроках, анализируется, доказывается, иллюстрируется, т.е. подвергается более свободной обработке. Это делало обучение живым, наглядным и, конечно доступным.
Адаптирующее (адаптационное) обучения
Суть адаптирующего (адаптационного) обучения состоит в его направленности на подготовку человека к жизни в конкретном обществе, на его приспособление к конкретной цивилизации, культуре, экономике, структуре власти, производству и т.д. Человек, интегрированный в общество, принимающий его, способствующий его укреплению и расцвету —вот идеал выпускника образовательного учреждения, работающего в режиме адаптирующего обучения.
Урок в этой парадигме проводится с еще большей активной позицией учителя и учеников в их постоянном взаимодействии. Главным принципом обучения становится требование связи с жизнью, с практикой конкретной окружающей среды, требование использования самых разнообразных источников информации.
Развивающее обучение
Развивающее обучение — это еще один шаг в создании природосообразного, естественного, ненасильственного образования. Это обучение, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью.
Развивающее обучение простраивается на субъективации позиции учащегося. На таком уроке он думает, размышляет, догадывается, сопоставляет, а главное — много самопланирует, самоконтролирует, самооценивает, саморегулирует свою учебную деятельность. И все благодаря специфике постановки учебных задач и заданий. Развивающее обучение во многом является личностно-ориентированным обучением.
Практика реформирования образования в современной России породила, а точнее сказать — возродила такое направление педагогической мысли, как сознание национально ориентированных образовательных учреждений. К этому подтолкнула идея регионализации образования, провозглашенная в Федеральной концепции его развития.
Идея национально-ориентированного образования означает такое построение принципов, его содержания и технологии обучения, которые позволяли бы учащемуся воспитываться в культуре своей нации, своего народа, осваивать ее и способствовать ее дальнейшему сохранению и развитию.
Идея этнокультурного обогащения образования сделает его гуманизированным и экологизированным. Этот подход реализуется в следующих идеях и действиях:
- воспитание в детях положительных черт русского национального характера;
- приобщение детей к глубокому познанию своего родного языка;
- учет и уважение в детях и их родителях особенностей русского национального поведения;
- обращение к православию как исторически формообразующей основе русского менталитета;
- воспитание в детях чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине — России;
- воспитание дружественных отношений ко всем народам, расширение знаний о них, их культуре.
Реализация этнокультурного подхода к развитию отечественного образования уже началось у целого ряда национальностей России. Последним в это движение вошло русское учительство. Первый опыт построения национально ориентированного образования позволил уже сегодня отойти от вульгарно понимаемого интернационализма, атеизма и общечеловеческих ценностей. Появились надежды, что российское образование будет поистине народным и интересным для обучающихся.