Термин «парадигма» в науковедение ввел американский историк науки и философии Т. Кун, им он обозначил признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Не вдаваясь в анализ специфики научной парадигмы, ее системы в развитии науки, соглашаясь с позицией Т. Куна, отметим, что содержание понятия «парадигма» – это «… совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества», «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана».
Образовательная(воспитательная) парадигма
– модель образовательной (воспитательной) деятельности как совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.
В современном образовании на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход.
В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования:
Когнитивная
Личностно-ориентированная
Функционалистская
Культурологическая
Когнитивная парадигма
(лат. cogito -- мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления.
Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ.
Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится.
Личностно-ориентированная парадигма
Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они явились предпосылкой утверждения личностно ориентированной парадигмы образования в конце 1980-х годов.
Большую роль в становлении личностно ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие.
Функционалистическая парадигма.
Исследователь
Э.Ф. Зеер
Наиболее полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в концепции развития негосударственного образования в России.
Функционалистский подход исходит из того, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества, что предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание.
Культурологическая парадигма.
Образование - социокультурный феномен. Еще С.И. Гессен образованность выделял в качестве ценностно-целевого объекта культуры. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.
основные ценности культурно ориентированного образования:
- человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;
- образование как культурно-развивающая среда;
- творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно образовательном пространстве.
Заключение
В современном образовании в целом сложились две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманистическая). Формирующая парадигма, в свою очередь, имеет две разновидности, одним из которых выступает знание-ориентированный, а вторым – деятельностно-ориентированный подход к содержанию и технологиям образования.