Просмотр содержимого документа
«Педагогические конфликты»
— мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.
конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров).
— конфликты, связанные с организацией
обучения в школе.
учителя не придают должного значения этой стороне их взаимодействия с ребятами: нарушают данное им слово, открывают ребячьи
секреты.
Эти конфликты происходят по причине чаще субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до
столкновения интимно-личного
порядка
Во взаимодействиях "учитель - администрация школы (завучи, директор) возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. В последнее время появляются конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введения новшеств в школу).
Педагогический конфликт:
структура, сфера, динамика.
.Внешняя позиция участников
Внутренняя позиция участников
Объект конфликта
Взаимодействие участников конфликта
Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не "перетекал" в личностную. Проще говоря, не переходите "на личности".
1 стадия нарастания,
2. стадия реализации
3.стадия затухания
1. Стадия нарастания
Помните, что успешно "блокировать" развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения (стадииI).
Один их эффективных способов "блокировки" конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную. Например, в тот момент, когда вы заметили, что нарастает напряженность между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение. Лучше, чтобы это был физический труд (уборка классной комнаты, чистка снега и т.п.) Тогда, "отрицательная энергия" будет потрачена
и не вызовет
конфликта.
2. Стадия реализации
Но если конфликт все же разгорелся (стадияII), то подавить его уже не удается :
страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют "силовые приемы".
3. Стадия затухания
Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадияIII
воспитательная коррекция эффективна именно на данной стадии, когда произошла разрядка и участники "выплеснули" свои эмоции. У них возникают чувства вины, сожаления и даже раскаяния .
На этой стадии можно
проводить воспитательные
беседы, выявлять и устранять
причины конфликтов..
1.Поиск основного противоречия:
Что произошло?
В чем проблема?
Попытаться изложить факты, отделив их от чувств и оценок.
Какие чувства вы испытываете к оппоненту?
Честно ответьте себе, что в ваших действиях было обидного для вас и вашего оппонента. Проанализируйте взаимоотношения.
Урегулирование конфликта- это решение проблемы «Что делать?» а не «Кто виноват?»
Возможно ли для вас устранение основного противоречия?
Если да, то нет ли более мирных путей его разрешения?
Если нет, то как долго может длиться конфликт и хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть противоборство?
4.Выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации
КОМПРОМИСС- урегулирование разногласий через взаимные
уступки
СОПЕРНИЧЕСТВО-
Конкурентная борьба до победы, без применения способов урегулирования
СОТУДНИЧЕСТВО- поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон
ИЗБЕГАНИЕ-
Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на
своём
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ-
(Уступки) –тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами
5.Подготовка к переговорам.
Подготовить аргументы;
Подготовить аргументы;
Подготовить аргументы;
Подготовить аргументы;
Подготовить аргументы;
Переформулировать аргументы оппонента, перевести их на понятный вам язык;
Установить четкие рамки конфликта, максимально сузить его границы;
Принять меры к созданию должной атмосферы для переговоров;
Найти подходящее время и настроение для начала переговоров.
Высказывайтесь спокойно, не давайте волю эмоциям;
Сохраняйте инициативу, задавая:
Эмоционально-положительный тон,
Тему разговора
Языковой стиль.
Не перебивайте друг дуга!
Избегайте приказов и нравоучений!
Используйте Я-высказывания.
Любой конфликт разрешим при намерении обеих сторон к конструктивной дискуссии в интерсах дела.
Многие конфликты за один раз решить невозможно. Сначала добиваются частичного решения, когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается.
Полное урегулирование конфликта означает его ликвидацию как на уровне внешнего поведения, так и на уровне внутренних побуждений.