Просмотр содержимого документа
«Причины и пути преодоления педагогического конфликта»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1. Понятие и признаки педагогического конфликта 7
1.2. Причины педагогического конфликта. Конструктивный и деструктивный подходы к педагогическому конфликту 10
1.3. Развитие взглядов на конфликт в педагогическом процессе 13
Глава 2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 16
2.1. Роль педагога в возникновении и разрешении педагогического конфликта 16
2.2. Характеристика конструктивного решения конфликта в педагогическом процессе 18
2.3. Пути совершенствования управления конфликтами в педагогической деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Российской Федерации1 закреплены наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Тем не менее, актуальность данной темы объясняется тем, что человеческий фактор играет ключевую роль в функционировании любой организации, что формирует базу для возникновения различных конфликтов.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. В последние десятилетия в психологии и педагогике особенно активно обсуждается проблема педагога, так как в системе образования происходит немало позитивных изменений, связанных с его гуманизацией, обращенностью к личности педагога и учащегося. Чаще всего, рассуждая о личности педагога, его профессионально важные качества анализируют с точки зрения коммуникативных способностей и эффективности стилей взаимодействия
Большинство современных школ характеризуются повышенной конфликтогенностью. Педагоги испытывают высокие нервные нагрузки, которые связаны с пристальным вниманием современного общества к школе, в частности, реформами в системе образования. Вместе с тем отмечается повышенный уровень невротизации учащихся, их родителей, руководителей образовательных учреждений, что приводит к растерянности, подавленности и конфликтности современных педагогов. Стрессовое состояние педагогов влияет на качество их педагогической деятельности и в первую очередь на взаимодействие с обучающимися.
Вместе с тем ответственность за психологическое здоровье детей лежит именно на взрослых, в том числе на школе как институте социализации.
Новая методика обучения и организация учебного процесса состоит из коммуникации между членами группы и коммуникацией между группами. Специальные условия работы учителей – это умения и стратегия работы в коллективе, а также способность организовать работу в коллективе учеников в классе. Навыки ненасильственного общения и разрешения конфликтов – это компоненты коммуникационных навыков учителей. Учитель должен быть посредником в социальном взаимодействии. Он заинтересован в конструктивном разрешении конфликтов и повышении осведомленности для стратегии разрешения межличностных конфликтов.
Педагог должен быть готов к работе в конфликтной ситуации: помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в том числе ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, самопринятие, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие психосоциальной компетентности. Как видно из результатов анализа, конфликты и конфликтные ситуации включены в предметное поле деятельности педагога-психолога.
Однако проблема профессионально-конфликтологической подготовки педагогов-психологов в процессе обучения в высшей школе остается неразработанной.
Целью данной работы является исследование понятия, причин, основных характеристик и путей преодоления конфликтов в педагогической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть понятие, причины и основные характеристики конфликта в педагогическом процессе;
Выявить основные пути преодоления педагогических конфликтов.
Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на преодоление конфликта в педагогическом процессе.
Предметом изучения – педагогический конфликт: его понятие, причины, основные характеристики и пути преодоления.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы и других источников по проблеме исследования;
- практические – наблюдение за педагогической деятельностью, анкетирование педагогов.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие и признаки педагогического конфликта
Несмотря на то, что в настоящее время конфликт исследуется особой отраслью знания – конфликтологией, он по-прежнему является предметом изучения многих наук, каждая из которых наделяет его своим специфическим смыслом. Ряд ученых педагогов предприняли попытки выделения авторских дефиниций понятия «педагогический конфликт» Среди них В. М. Афонькова, В. И. Журавлев, С. В. Баныкина, С. Ю. Темина, Т. А. Чистякова, И. И. Рыданова, М. М. Рыбакова, А. С. Белкин, Н. И. Леонов, В. М. Шепель, Н. А. Гурьева, И. В. Сафронова, А. В. Мельничук, В. В. Базелюк и др.
В. И. Журавлев стремится выделить противоречия, порождающие не конфликты вообще, а педагогические конфликты. Педагог пишет, что существуют «два вида противоречий: противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса; противоречия казуальные, т.е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы»2. Но непонятно, являются ли, к примеру, объективные противоречия процесса обучения конфликтными.
В то же время наибольший интерес для нашего исследования представляет определение С. В. Баныкиной, которая трактует его «как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения данных сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин»3. Педагог, в отличие от других конфликтологов указывает на возможность перевода деструктивного конфликта (отрицательный эмоциональный фон) в конструктивную форму его развития.
Анализ современной литературы выявил, что по-прежнему не все исследователи выявляют сущностные характеристики педагогического конфликта. Так, по мнению И. В. Сафроновой, «в основе педагогического конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадения интересов, желаний, либо нарушение взаимодействия и понимании другого членами педагогического коллектива»4. Мы считаем, что исследователем не только не отмечен педагогический аспект конфликта, но он ограничен членами педагогического коллектива, что же происходит во взаимодействии педагога и учеников или между учениками также не ясно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что все же следует различать понятия «педагогический конфликт» и «конфликт в педагогическом процессе». В педагогике недостаточно осмыслены школьные конфликты, выходящие за рамки учебновоспитательного процесса и имеющие характер личностных отношений, прежде всего среди учащихся.
Это обстоятельство выступило причиной того, что в настоящее время отсутствует определение «конфликт в педагогическом процессе», предполагающее более широкое применение в образовательной теории и практике, поскольку речь идет не только о конфликтах «учитель-ученик/ки», а «ученик-ученик/ки», «учительродитель/ли» и предусматривающее наряду с педагогическим управлением конфликтами осуществлять обучение продуктивному конфликтованию школьников.
Итак, обобщение существующих в литературе смыслообразующих определений конфликта позволило нам выявить наличие общих атрибутивных признаков, в равной степени присущим как деструктивным, так и продуктивным конфликтам: наличие противоречий, во всяком случае различий и противоположностей между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов и т.д.; столкновение, противодействие; острые переживания и негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.
Помимо базисных признаков понятия конфликта обнаруживаются инвариантные признаки, позволяющие отразить его качественную специфику:
- противоречие может быть обезличенным, а конфликт – никогда, поэтому ведущим признаком конфликта выступает субъектность носителей противоречия;
- противоречия возникают в процессе взаимодействия субъектов, т.е. общих точек пересечения;
- противоречие перерастает в конфликт, только в том случае, если затрагивает личностный, психологический аспект.
Чтобы начался конфликт, противоречия должны вылиться в трудноразрешимые и субъективно значимые для личности; наличие биполярности, когда в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу; «активность (деятельность – столкновение, несовместимость, противодействие, борьба и пр.), направленная на преодоление противоречия и обусловленная представлением противоречия в сознании и наличие конфликтных действий»5.
Конфликт в педагогическом процессе представляет собой острые эмоциональные отношения между субъектами педагогического процесса по поводу трудноразрешимых противоречий, обусловленных противоположными потребностями, мотивами, целями, установками, взглядами, поведением, которые возникают в процессе взаимодействия и требуют перевода начавшегося столкновения в продуктивную форму с целью полного разрешения межличностных и внутриличностных противоречий для снятия негативных внутренних переживаний и гармонизации отношений.
Причины педагогического конфликта. Конструктивный и деструктивный подходы к педагогическому конфликту
Перечислим основные причины конфликтов в организациях:
1. Распределение ресурсов – ресурсы всегда ограничены. Поэтому необходимость делить ресурсы всегда ведет к различным конфликтам.
2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта есть всегда, когда человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы.
3. Различия в представлениях и ценностях.
4. Различия в манере поведения и жизненном опыте, возрасте, образовании, квалификации, манере одеваться и т.д.
5. «Потребность в специалистах и зависимость руководителей от профессиональных знаний специалистов»6. Административный персонал и специалисты рассматривают друг друга и оценивают свои роли в организации с различных позиций.
6. Неудовлетворительные коммуникации (неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников, предъявление взаимоисключающих требований к работе, плохая передача информации – способны служить как причиной, так и следствием конфликта.
Образовательные организации не являются исключением. Образование находится в состоянии постоянного реформирования. Данные преобразования связаны не только с изменением организационно-структурных форм функционирования учебных заведений, но также и с самими дидактическими основами образовательного процесса. Поэтому администраций школ необходимо знать методы управления конфликтами.
Рассмотрим некоторые наиболее распространѐнные конфликты в школе:
I. Конфликт между учениками и учителями.
К таким конфликтам приводят действия, связанные с успеваемостью, поведением в школе, отношениями, возникающими в сфере эмоционально-личностных отношений учеников и учителей. Так, с целью профилактики конфликтных ситуаций среди обучающихся проводится анкетирование по стилю поведения учителя. По итогам анкетирования вырабатываются рекомендации по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель-ученик» (тренинги, игровые ситуации и др.). С профилактической точки зрения ежегодно в школе проводится тестирование обучающихся с целью выявления тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности, в первую очередь, в выпускных классах.
II. Конфликт между учителями и родителями.
С целью профилактики конфликтов первую очередь необходимо обратить внимание на состав семей. Дело в том, что «опрос дал информацию о наличии высокого процента неполных семей, в которых живет внушительная доля ребят – 35-40 %. Почти 30 % учащихся воспитывается только матерями, 9 % живут с матерью и отчимом и 4 % только с отцами».7 Конфликтные ситуации в школе случаются чаще с неполными семьями, где родители недостаточно уделяют внимание вопросам воспитания и образования.
Поэтому профилактика конфликтов подобного рода проводится на родительских собраниях, где классные руководители разъясняют физиологические особенности в переходном возрасте, о психологических особенностях подросткового возраста, о синдроме дефицита внимания.
III. Особенности конфликта между учителями.
Эти конфликты гораздо сложнее. Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами. Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Взаимозависимость друг от друга гораздо больше, например, если учитель математики работает плохо, это отражается на качестве уроков учителя физики, химии. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в этом классе. Во-вторых, специфика конфликта связана с тем, что коллектив преимущественно женский. Женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих
К сожалению, для большинства педагогов характерно деструктивное отношение к конфликту как способу взаимодействия: более половины респондентов не смогли определить роль конфликта в развитии коллектива, выявить его конструктивные функции. Поэтому и разрешение конфликтов между учителем и учениками чаще всего производится репрессивными, административными методами: «66,7 % учителей пресекают конфликты с учащимися путем наложения на них различных санкций (самостоятельно, с помощью родителей, через администрацию)»8.
Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе. Таким образом, «рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций, с учетом особенностей школьного социума, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам»9.
В психологической литературе конфликт определяется как трудноразрешимое противоречие, выражающееся в противоборстве сторон, связанное со столкновением позиций, интересов, взглядов, ценностей, целей, мотивов, убеждений; сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями и направленное на разрешение противоречия.
Развитие взглядов на конфликт в педагогическом процессе
В педагогических концепциях XIX века уже прослеживается стремление установить доверительные отношения с ребенком, узнать как можно больше о его интересах и потребностях. Эти идеи, высказываемые Н. И. Пироговым, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, развивали и другие отечественные педагоги, закладывая основы нового подхода к воспитательному процессу и педагогической конфликтологии. Но, несмотря на вышесказанное, в России XIX века очень остро стоял вопрос о наказаниях, и в частности, о телесных наказаниях: о возможности и границах их применения, поскольку наказания являются сильным катализатором конфликта.
На рубеже XIX — XX веков впервые началось рассмотрение взаимоотношений «учитель — ученик» с позиции педагогической психологии и антропологического подхода. П. Ф. Каптерев первым начал рассматривать выражение душевных переживаний как внутренний конфликт. Он впервые попробовал заглянуть в душу ребенка и попробовал объяснить его поступки и поведение с точки зрения внутреннего конфликта.
Распространение гуманистических идей в российской педагогике далее связывается с теорией свободного воспитания, наиболее ярким представителем которой является К. Н. Вентцель10. Опираясь на принцип педоцентризма, сторонники свободного воспитания выступали с критикой систем авторитарного воспитания, требовали предоставления учителю и учащимся права на свободное выражение своей индивидуальности. Главную причину конфликта в отношениях они видели в заведомом подчинении учащегося педагог
Дальнейший период в развитии педагогических взглядов на взаимоотношения людей связан с советским периодом и созданием коммунистической идеологии. В связи с этим нельзя рассматривать и деятельность А. С. Макаренко, наиболее выдающегося педагога того времени, в отрыве от политической ситуации, сложившейся в России. В сфере разрешения конфликтов он нашел действенное средство, которым стал «коллектив самих воспитанников»11.
Во второй половине ХХ века в российской (советской) школе на основе гуманного педагогического мышления сформировалась и получила развитие и мировое признание гуманно-личностная педагогика. Теория гуманно-личностного подхода явилась новой по тем временам теорией воспитания, основоположником которой стал Ш. А. Амонашвили12.
На рубеже ХХ — XXI веков к вопросам педагогической конфликтологии стали обращаться все больше и больше отечественных педагогов. Конфликтным взаимоотношениям и способам их разрешения отводится роль в различных теориях, отвечающих общественным требованиям и запросам, но наиболее полно им отвечает «педагогика сотрудничества». несмотря на многообразие, все они в той или иной степени затрагивают проблемы конфликтных отношений и отражают основные принципы гуманистической педагогики.
Глава 2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 2.1. Роль педагога в возникновении и разрешении педагогического конфликта
Учителю важно понимать, что стиль его взаимодействия с учениками служит примером для воспроизводства его во взаимоотношениях со сверстниками. Педагогическая тактика и стиль общения первого учителя оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений обучающихся с одноклассниками и своими родителями. Множество конфликтов возникает в классах учителей, использующих авторитарный или попустительский стиль общения. «Однако это не значит, что демократический стиль общения бесконфликтен априори»13.
Учитель должен быть, прежде всего, гибким, поэтому авторитарность в некоторых аспектах общения бывает уместна, так же как и попытки учителя «закрыть глаза» на некоторые аспекты в поведении ребенка.
Вместе с тем учитель должен уметь управлять конфликтами, возникающими не только в диаде «учитель-ученик», но и конфликтами в диаде «ученик-ученик». Педагогу здесь также необходимо компетентно регулировать и разрешать подобного рода противостояния. Причем это не означает подавление конфликта, это подразумевает его умелое разрешение с учетом контекста ситуации, возраста обучающегося и его индивидуальных особенностей. В зависимости от конфликтной ситуации со стороны учителя может быть необходимо административное вмешательство, а возможно, – просто рекомендация.
Педагогу необходимо понимать, что положительное влияние на нормализацию взаимоотношений оказывает вовлечение конфликтующих обучающихся в совместную деятельность, это может быть проект, игра или просто работа в паре.
В последнее время встречается всё больше гиперактивных, тревожных, аутичных и агрессивных детей. Эти так называемые «трудные» дети и создают зачастую многие конфликтные ситуации. Учителю, чтобы разрешить конфликт, нужно знать особенности этих детей для адекватного управления возникшей ситуацией.
В каждом конкретном случае необходимо подбирать соответствующие методы и алгоритмы. К примеру, при работе с гиперактивными учащимися важно использовать двигательные паузы, чтобы ребенок снял свое нарастающее напряжении и смог дальше продуктивно работать. На тревожных детей нельзя повышать голос, привлекать в соревновательную деятельность, это еще больше усиливает тревожность.
При взаимодействии с аутичными школьниками нужно осторожно использовать тактильный контакт и различные способы давления на ребенка. Для продуктивного выхода гнева у агрессивного ребенка формировать доверительную атмосферу, применять техники, способствующие эмоциональной разрядке.
Наиболее часто конфликтные ситуации возникают именно в подростковом возрасте. Как правило, конфликты появляются из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым и отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. В случае неверной тактики педагога это может привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде. Для разрешения конфликтов в основной школе весьма эффективен метод убеждения как путь примирения сторон. Он позволяет показать подросткам нецелесообразность отдельных форм поведения, которые они используют в ситуации конфликта (например, вербальная или физическая агрессия). Однако, используя данный метод, педагоги допускают характерную ошибку, ориентируясь лишь на логику собственных доказательств, не учитывая субъективности восприятия и мнения других участников конфликта.
Логика и излишняя эмоциональность не достигают цели решения конфликта, если учитель игнорирует взгляд на данную ситуацию самого обучающегося.
При решении конфликтных ситуаций в средней школе учителю важно понимать, что ранняя юность имеет свою ситуацию развития. Перед старшеклассниками возникают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие.
Прежде всего – это серьёзная задача определения дальнейшего жизненного пути. В связи с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения у учащихся повышается тревожность. И, несмотря на то что для данного возраста, в общем, характерна стабилизация личности, иногда возникают конфликты. При разрешении конфликтных ситуаций учителю важно не обвинять учащегося, а выразить свое разочарование, обиду и желание наладить отношения.
2.2. Характеристика конструктивного решения конфликта в педагогическом процессе
Прогнозировать возможность возникновения конфликта и его эскалацию, умение предупреждать или разрешать конфликтные ситуации – своеобразная «техника безопасности» деятельности учителя. По словам В.М. Афоньковой, успешность педагогического вмешательства в возникающие между учащимися конфликты зависит от позиции учителя. Выделяют позицию авторитарного вмешательства (подавление конфликта), позицию нейтралитета (невмешательство в конфликт), позицию избегания конфликта и позицию целесообразного вмешательства в конфликт.
Согласно последней, «учитель, опираясь на хорошее знание коллектива учеников, психологические знания, анализирует причины возникновения конфликта и принимает решение о его подавлении или развитии в правильном русле»14.
Однако каждая из позиций педагогического воздействия имеет свои особенности и не является универсальной, необходимо в первую очередь в проблемной ситуации выявить причину конкретного конфликта: «в частности, мотив поведения ученика или другого субъекта образовательного процесса (коллеги, родителя)»15.
При разрешении конфликтов, возникающих в диаде учитель-учащийся, важно кроме анализа причин конфликта учитывать возрастной фактор. Пренебрежение знаниями возрастной психологии учителем зачастую приводит к множеству конфликтных ситуаций, обостряет негативные черты кризисных периодов и отрицательно сказывается на учебной деятельности школьника.
Знание возрастной периодизации, психологических кризисов и новообразований каждого возрастного периода, выделение типичных для каждого возраста ситуаций и конфликтов позволяют педагогу ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учеником. Так, «типичные ситуации, провоцирующие конфликт в младшем школьном возрасте, связаны с проблемами адаптации учащихся к школе, импульсивностью поведения, нарушением внимания, агрессией, страхами. Они обусловлены личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями младших школьников»16.
При решении конфликтных ситуаций в младших классах педагогу целесообразно использовать метод проекции: «через анализ сказок, рассказов, мультфильмов или фильмов рассматривать типичные ситуации, встречающиеся в данном возрасте, и находить вместе с учеником пути выхода из них»17.
Конфликты необходимо учиться решать на начальной стадии их возникновения, не доводя до перехода в деструктивную стадию. Негативный эмоциональный опыт запоминается намного лучше, чем какие-либо другие события. Именно в процессе работы с негативной информацией проявляются различия у преподавателей и студентов в подходах к кризисным ситуациям в обучении и в жизни.
Несомненно, профилактика конфликтов должна быть одним из приоритетных видов деятельности образовательного учреждения, нежели работа, связанная с их устранением. Каждая ситуация уникальна. Стратегию управления конфликтом преподаватель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса воспитания и права. У опытного преподавателя всегда имеется комплекс возможностей для прогнозирования конфликтной ситуации и корректировки собственных действий, а также действий студентов. Для некоторых преподавателей конфликты со студентами являются средством самоутверждения.
Естественно, что статусы студента и преподавателя изначально не равны. На многочисленных студенческих форумах, в группах в социальных сетях оставляются различные отзывы, комментарии о преподавателях; так, например, на одном из сайтов рейтинг педагога формируется на основе следующих критериев:
– способность донести материал;
– сложность сдачи экзамена;
– практическая польза предмета;
– увлекательность предмета;
– использование наглядных и технических средств обучения;
– чувство юмора18.
Данный рейтинг является субъективным. Информация на сайте является открытой, и студенты предпочитают оставлять нейтральные комментарии.
ВУмение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одной из ведущих компетенций современных педагогов, работающих в сфере образования. Современное поколение нуждается в новых ценностях и компетенциях. «Толерантность и бесконфликтность не появляются из воздуха, они формируются целенаправленно и являются одними из направлений профилактики асоциального поведения личности»19.
Позитивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема, на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни.
Разрешение таких противоречий возможно благодаря процессам саморазвития личности. Компетенции в области разрешения педагогических конфликтов предполагают сформированность не только конкретных знаний и практических умений, но и ряда специфических способностей личности учителя, являющихся основой для лучшего понимания других и самого себя, для самосовершенствования, самореализации, благодаря конструктивному решению проблем возникающих в процессе педагогического взаимодействия. «Компетентность учителя школы в области разрешения конфликтов предусматривает наличие творческого мышления, открытости, конфликтоустойчивости, установки на сотрудничество, а не конфронтацию, рефлексии, саморегуляции, коммуникативной компетентности»20.
2.3. Пути совершенствования управления конфликтами в педагогической деятельности
К. Роджерс полагает, что учитель сможет сформировать в классе необходимую благоприятную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:
1. Демонстрировать ученикам своё полное к ним доверие с начала и на протяжении всего учебного процесса.
2. Помогать ученикам в формулировании целей и задач урока.
3. Основываться на внутренней мотивации к учению у каждого ребенка.
4. Быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью при возникновении трудностей.
5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
6. Развивать собственные способности по восприятию и пониманию эмоционального настроя класса, принимать его, соизмеряя с ним свои действия.
7. Являться активным участником группового взаимодействия.
8. Выражать в классе свои чувства открыто.
9. Ориентироваться на достижение эмпатии, позволяющей понимать чувства каждого школьника.
10. Знать себя, свои сильные и слабые стороны21.
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что современный учитель должен постоянно совершенствовать свою конфликтологическую компетентность, расширять поведенческий репертуар при взаимодействии с обучающимися. Этому способствует ознакомление его с методическими разработками, которые содержат информацию о возрастных особенностях как источниках конфликтных ситуаций, механизмах межличностного взаимодействия с различными категориями обучающихся.
Учителю важно не только теоретически осваивать подобную информацию, но и отрабатывать ее в ситуациях, моделирующих образовательный процесс и особенности общения в нем. Психологические тренинги, семинары, практикумы, на которых учитель овладевает конкретными принципами и приемами по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, позволяют через деятельность усвоить полученные знания и сформировать бесценный опыт по управлению педагогическими конфликтами.
Методическим советом школы разработаны рекомендации для минимизации негативных последствий конфликтных ситуаций в школе, суть которых представлена ниже:
1) при поступлении на работу необходимо усилить роль наставничества с целью быстрой адаптации в коллективе;
2) для снижения текучести кадров необходимо создать благоприятные условия труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста;
3) важным фактором профилактики конфликтов является зрелость коллектива, которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, в умении сглаживать неизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактором могут служить и положительные традиции в коллективе;
4) во избежание конфликтов необходимо, чтобы персонал соответствовал профессии и своей роли в организации. Грамотное распределение должностей и обязанностей более чем на треть повышает эффективность деятельности организации.
5) немаловажную роль в предотвращении конфликтов в коллективе играет стиль руководства и индивидуальные качества руководителя (готовность принимать решения, высокая стрессоустойчивость, самоконтроль и др.)22. Важным фактором, который может предотвратить конфликт, является авторитет руководителя. Нужно помнить: «предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготовиться к нему и, значит, правильно выбрать стратегию поведения гораздо лучше, чем его разрешать»23.
«Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя»24.
Педагогическое воздействие может проявляться в различных аспектах. Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей. Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление.
В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто рекомендация. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т. д. Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная «техника безопасности» педагогической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый день складываются различные педагогические ситуации, в которых необходимо оценивать поведение ребенка, занимать определённую позицию, использовать различные формы воздействия на него. Конфликт в педагогической деятельности обычно обусловлен
попыткой учителя утвердить свое положение и протестом обучающегося, возникающим в ответ на неправильную оценку его поступка, деятельности, несправедливого наказания.
Современному ученику сложно ежедневно выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому вполне закономерны различные нарушения дисциплины в школе. В школе жизнь детей не ограничивается только учебной деятельностью, межличностные коммуникации со сверстниками и педагогами иногда провоцируют обиды, ссоры, противоречивые настроения и т.п.
Грамотно реагируя на поведение обучающегося, учитель начинает продуктивно выстраивать с ним межличностные отношения, контролировать ситуацию, предупреждая или разрешая конфликт. Поспешность в оценках действия ребенка зачастую провоцирует эскалацию конфликта, так как это вызывает возмущение у обучающегося несправедливостью к нему со стороны педагога, и педагогическая ситуация в данном случае приобретает негативную окраску.
Педагогический конфликт, по сути, является нормальным социальным явлением, достаточно естественным для школьного социума. Тем не менее конфликты в педагогической деятельности могут нарушать систему коммуникаций между субъектами образовательного процесса, вызывать глубокое стрессовое состояние у учителя и негативную эмоциональную симптоматику у ученика.
В связи с этим педагогу необходимо уметь владеть навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку конфликтная ситуация всегда индивидуальна, ее конструктивное разрешение требует особого подхода и представляет собой творческий процесс. Несмотря на существующие правила ведения переговоров, способы и методы разрешения конфликтов, каждая конкретная ситуация уникальна. Недостаточно обладать знаниями в области разрешения конфликтов – необходимо уметь их правильно применять в каждом конкретном случае, гибко подстраиваться под ситуацию и ею управлять. А это возможно только при творческом (креативном) подходе к конфликтной ситуации.
Существует четыре измерения стилей для разрешения межличностных конфликтов: интеграция, доминирование, ведение переговоров и снисхождение.
В. М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
- позиция авторитарного вмешательства в конфликт – педагог, будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
– позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
– позиция избежания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
– позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива учеников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Учители способны применять стратегии для разрешения конфликтов различным способом, в соответствии с их личностными характеристиками. Для улучшения развития учеников в школе, важно улучшить учительские способности в осуществлении интегративных или компромиссных стратегий решения конфликтов, и преподать ученикам, как научиться применять эти стратегии.
Учитывая требования общества и профессиональной деятельности, педагог-психолог должен обладать конфликтологической компетентностью как подготовленностью к практической работе с конфликтами в образовательном учреждении. Следовательно, конфликтологическая компетентность должна рассматриваться в качестве эталонной цели подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами.
Таким образом, основные идеи концепции подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами следующие:
- конфликтологическая компетентность должна рассматриваться в качестве эталонной цели подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами;
- методологической основой построения подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами является конфликтологический подход;
- конфликтологический подход к организации процесса конфликтологической подготовки реализуется через систему принципов, отражающих требования конфликтологического подхода ко всем компонентам целостного процесса подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами25.
Так как индивидуальный стиль деятельности преподавателя формируется в процессе собственного обучения и воспитания и может достигнуть более высокого уровня уже в процессе педагогической деятельности, то возможна коррекция неэффективных стилей его деятельности для достижения оптимального результата преподавания. Это становится возможным в связи с тем, что индивидуальный стиль деятельности представляет собой динамичную и постоянно обновляющуюся систему способов педагогической деятельности, обеспечивающую оптимальное взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе. Поэтому для совершенствования своей педагогической деятельности необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Продуктивное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры преподавателя и предполагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию общения на основе позиционного сближения сторон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
Азаматов Д.М., Валеева А.С., Храмова К.В., Хасанова Г.М. Внутриличностные конфликты в профессионально-педагогической деятельности // Международный академический вестник. - 2015. - № 4 (10). - С. 36-40
Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 4-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2009. 512 с.
Баныкина С. В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1997. - 20 с.
Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 373—394. 2
Бессонова Н.Н., Никандрова А.Г. Совершенствование управления конфликтами // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015. - № 16. - С. 124-127
Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.
Вялова Е.Г., Волынкин В.И. Педагогические конфликты в учебно-воспитательном процессе: конструктивный и деструктивный подходы // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (50).- С. 135-138
Гребенкин Е.В., Гребенкина А.А. Конструктивное решение конфликтов в педагогическом процессе как профилактика асоциального поведения личности // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2015.- № 2 (19).- С. 132-135.
Гребенкин, Е.В. Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкина, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6. – С. 83-89.
Дмитриева Л.Г., Сергеева Д.Н. // Креативность педагога как фактор разрешения конфликтов // Вестник Удмуртского университета.- Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 25. - № 3.- С. 48-50
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. –с. 45.
Ильясов Д.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4-х ч. – Ч. 2: Педагогические ситуации в школе: учеб. пособие для слуш. курсов повышения квалиф. пед.кадров / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, Е.А. Селиванова, О.А. Ильясова. – М: ВЛАДОС, 2012. – 328 с.
Макаренко А. С. О Воспитании. М., 1988.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28—51—513/16 // Школьный психолог. - 2004. - № 1.
Наумова Л.Д. К вопросу об определении понятия «конфликт в педагогическом процессе» // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4-1. - С. 120-122
Профессор рейтинг – рейтинг вузов и преподавателей России, Беларуси, Казахстана и Украины. – URL: http://professorrating.ru (Дата обращения: 25.05. 2016)
Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. Ч. 2. Педагогические ситуации в школе : учеб. пособие для слуш. проф. переподготовки и повышения квалиф. раб. образования / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, Г. А. Синтяева. – Челябинск : «Образование», 2010. – 326
Сафронова И. В. Управление конфликтами в коллективе дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2000. - 128 с.
Селиванова Е.А. Психологическое обоснование роли учителя в управлении педагогическими конфликтами // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 46
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 224 с.
Сорокина, А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 456 с.
Халин К.Е. Конфликтология. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – С. 17.
Царев С.А., Садыкова Э.Р. Педагогичесая сущность конфликтологических умений в конструктивном взаимодействии //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 331.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2 Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. –с. 45.
3 Баныкина С. В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1997. - 20 с.
4 Сафронова И. В. Управление конфликтами в коллективе дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2000. - 128 с.
5 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 4-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2009. 512 с.
7 Селиванова Е.А. Психологическое обоснование роли учителя в управлении педагогическими конфликтами // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 46
8 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28—51—513/16 // Школьный психолог. - 2004. - № 1.
9 Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 373—394. 2
10 Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.
11 Макаренко А. С. О Воспитании. М., 1988.
12 Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.
13 Дмитриева Л.Г., Сергеева Д.Н. // Креативность педагога как фактор разрешения конфликтов // Вестник Удмуртского университета.- Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 25. - № 3.- С. 48-50
14 Ильясов Д.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4-х ч. – Ч. 2: Педагогические ситуации в школе: учеб. пособие для слуш. курсов повышения квалиф. пед.кадров / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, Е.А. Селиванова, О.А. Ильясова. – М: ВЛАДОС, 2012. – 328 с.
15 Наумова Л.Д. К вопросу об определении понятия «конфликт в педагогическом процессе» // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4-1. - С. 120-122
16 Азаматов Д.М., Валеева А.С., Храмова К.В., Хасанова Г.М. Внутриличностные конфликты в профессионально-педагогической деятельности // Международный академический вестник. - 2015. - № 4 (10). - С. 36-40
17 Гребенкин, Е.В. Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкина, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 6. – С. 83-89.
18 Профессор рейтинг – рейтинг вузов и преподавателей России, Беларуси, Казахстана и Украины. – URL: http://professorrating.ru (Дата обращения: 25.05. 2016)
19 Царев С.А., Садыкова Э.Р. Педагогичесая сущность конфликтологических умений в конструктивном взаимодействии //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 331.
20 Сорокина, А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 456 с.
21 Цит. по: Вялова Е.Г., Волынкин В.И. Педагогические конфликты в учебно-воспитательном процессе: конструктивный и деструктивный подходы // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (50).- С. 135-138
22 Бессонова Н.Н., Никандрова А.Г. Совершенствование управления конфликтами // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015. - № 16. - С. 124-127
23 Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 224 с.
24 Гребенкин Е.В., Гребенкина А.А. Конструктивное решение конфликтов в педагогическом процессе как профилактика асоциального поведения личности // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2015.- № 2 (19).- С. 132-135.
25 Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. Ч. 2. Педагогические ситуации в школе : учеб. пособие для слуш. проф. переподготовки и повышения квалиф. раб. образования / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, Г. А. Синтяева. – Челябинск : «Образование», 2010. – 326