Просмотр содержимого документа
««Конфликт в школе можно ли его предотвратить, как вовремя распознать и разрешить» »
Тема «Конфликт в школе: можно ли его предотвратить, как вовремя распознать и разрешить»
Цель:
Осмысление педагогами своей роли в предупреждении конфликтных ситуаций.
Задачи:
Проанализировать результаты тестирования учащихся 5-11 классов с целью определения степени удовлетворенности школьной жизнью.
Высветить позитивные и негативные моменты в деятельности педагогов с целью предупреждения конфликтных ситуаций.
Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии.
Актуальна как никогда, в том числе и для нашей школы.
Нашей школе 40 лет. Это стабильный возраст, позволяющий ей иметь свои достижения, традиции, устоявшиеся правила, вместе с тем нужно заметить что и новые веяния не обходят нас стороной.
Учитывая средний возраст наших учителей (49 лет), можно сказать, что большинство переживает стабильный период (43-50), это этап профессиональной зрелости, когда достигается высокий уровень мастерства в работе.
Наша школа с радостью принимает молодых специалистов, ведь начинающий учитель и педагог более раскрыт для участия в жизни детей, но случается, что молодым иногда не достает мудрости и такта, и тогда своим профессиональным опытом им помогают более старшие коллеги.
В любой профессиональной среде с течением времени происходит обновление рабочего коллектива. Считается, что это — норма успешного существования любой профессиональной группы.
А наши дети? Они тоже все очень разные и у каждого из них свое отношение к школе, учителям, друг к другу.
Об этом говорят результаты тестирования с 5-11 классах с целью определения степени удовлетворенности школьной жизнью.
В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.
Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний.
Постепенно у ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения.
В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление.
В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: проводит уроки, останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, включается в разговор между учениками. И в этих различных педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. В силу повторяемости и схожести многие ситуации становятся привычными. В них он действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических сил сведён к минимуму.
Иное дело конфликты.
Конфликты учеников с учителем, в их основе, как правило, лежит человеческий фактор. Дети не могут всегда быть послушными, а их наставники — терпеливыми. Не все школьники горят желанием учиться, как и не все учителя — добросовестно выполняют свои обязанности.
Жертвами конфликтов в любом случае становятся дети.
Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986. - С. 153).
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185).
Итак, каковы же причины конфликтов?
По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, – родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем. «Самый острый конфликт, – говорит известный физиолог, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких, – это конфликт непонимания. Учитель не понимает, отчего ребенок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает и т. п. А так как не понимает, не может помочь. Чаще при этом обвиняет родителей. Родитель, в свою очередь, не понимает претензии учителя. И тоже не может помочь ребенку».
Среди множества непохожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:
1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом – угрозу своему авторитету.
2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников – самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.
Мальчики лидируют
Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18,9% мальчиков и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц. Однако девочки гораздо чаще вызывают недовольство учителей своим внешним видом.
Итак, среди потенциально конфликтных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Педагогические конфликты имеют ряд особенностей:
профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.
Признаки серьезных проблем в школе:
Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый – начинает ужасно грубить.
Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.
Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход.
Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы, поэтому конфликтных ситуаций значительно меньше на уроках, ведущихся классными руководителями и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними.
ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;
нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Очень часто большая помощь в разрешении конфликта принадлежит родителям, роль которых состоит в том, чтобы помочь своему ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем.
Задача родителей – убедить ребенка в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло друг другу, что просто они не могут прийти к взаимопониманию.
Учителю необходимо определить момент возможного перехода ситуации в конфликт, снизить косвенными приемами напряженность и взять ситуацию под контроль.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации — таковы основные слагаемые, которые помогут разрешить ситуацию, разрешить конфликт, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, сваливая всю вину на учеников. Тем самым учитель учится принимать решения без лишних эмоций, уходя от традиционных мер воздействия. Это повышает его свободу выбора и профессиональное самоуважение.
Основным звеном при разрешении педагогической ситуации мы считается проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.
Конфликтоустойчивость и саморегуляция
Особое внимание хотелось бы обратить на такую характеристику личности как конфликтоустойчивость – т.е. способность педагога контролировать свое эмоциональное состояние. Способность педагога - конролировать своё эмоциональной состояние, является одной из составляющих такой важной характеристики личности, как конфликтоустойчивость. В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня конфликтоустойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности всё больше и больше начинает зависеть от конфликтоустойчивости, а не только от профессионального мастерства. Конфликтоустойчивость не является врождённым свойством личности, а формируется одновременно с её развитием и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции.
Саморегуляция - воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние.
Известны разнообразные методы саморегуляции:
1. Метод “отреагирования” применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный педагог буквально “не находит себе места“, стремится “излить душу” в разговоре даже с посторонним человеком. Если накал эмоций с каждой стороны велик, надо постараться взять свои чувства под контроль. Если сложно сразу избавиться от гнева, обиды или раздражения, то очень важно, хотя бы на время забыть о них, чтобы продуктивно работать над разрешением конфликта.
Однако ученые-биоэнергетики утверждают, что тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное невыраженными эмоциями. Если запас таких эмоций достаточно велик, это может привести к физическому распаду. Многие врачи утверждают, что физические заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные приступы, инсульты, раковые заболевания, даже обычная простуда - все они могут быть реакцией на эмоциональную перегрузку. Чем больше запас неразрешенных эмоций из прошлого, тем меньше человек в контакте с настоящим, считают австралийские конфликтологи Ш. Фэйр и Х Корнелиус.
Человек может предотвратить проявление эмоции, но она остается в его теле в ожидании подходящей возможности выйти наружу. Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т. п. В японских городах сооружены с этой целью балаганчики “отведи душу”. Заплатив мелочь, посетитель входит в тёмное помещение, отгороженное от улицы занавеской. Ему дают несколько простых тарелок. Он бьёт их по одной о землю и удаляется.
Психотерапевты считают, что большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Подобные упражнения дают возможность высвободить часть мышечного напряжения. Разрядка подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения.
2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:
изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;
аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической - с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;
медитации (от лат. meditatio - размышление) - интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т. д.
имаго терапии - мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.);
зоотерапии - размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает артериальное давление;
юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций.
3. Метод подкрепления :
- положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, в зависимости от способа заварки он может стимулировать организм (побольше чая и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше чая и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же ещё и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект будет несомненным;
- если есть такая возможность неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.
4. Метод внешних изменений - многочисленные формы воздействия человека на внешние условия, которые посредством обратных связей оказывают стимулирующий или тормозной эффект на его деятельность. Сюда относятся все виды ритуального поведения людей, регулирующее воздействие на состояние человека таких внешних раздражителей, как музыка и цвет. Учёными установлено, что цвета жёлто-красного спектра действуют на человека возбуждающе, а сине-зелёного успокаивающе и чёрного угнетающе. К методам внешних изменений относятся такие варианты поведения людей, как тяга к перемене мест, перестановки мебели в квартире, изменение имиджа, и т.п.
5. Метод “сравнительной терапии” основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои неудачи. “... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, - писал А.Чехов в шуточном рассказе ”Жизнь прекрасна!”, - даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что “могло быть и хуже””.
6. Метод предвосхищения означает предварительное “проигрывание” в уме возможной неудачи и её последствий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состояния.
7. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны ребёнка, и инструментом воздействия на него.
Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию.
Обнаружение скрытых причин конфликта и многочисленных подспудных интересов может потребовать от него некоторого времени, но затраты эти необходимы, так как именно разнообразие источников и причин предоставляет множество возможностей разрешения конфликта с обоюдной выгодой.