Раздел: «Сборочные чертежи»
Тема: Общие сведения о соединениях деталей. Резьба.
Урок №
Цель урока: сформировать знания о соединениях деталей, о типовых соединениях и их взаимозаменяемости. Познакомить с резьбой, её упрощенным изображением и обозначением с применением ИКТ.
Задачи урока:
Изучить общие понятия о соединениях деталей, об унификации и типовых деталях, изображение резьбы и ее обозначение.
Развитие: технической грамотности и кругозора, т.ч. с опорой на жизненный практический опыт обучающихся, умений классифицировать соединения и крепежный материал.
Воспитание активности и технической речи, внимательность, графические и аналитические способности.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
презентация;
чертежные инструменты
модели резьбовых соединений
Тип урока: изучение нового
Структура урока:
1. Организационный момент урока – 3 минуты.
2. Объяснение нового материала – 15 минут.
3. Самостоятельная работа обучающихся у доски – 5 минут.
4. Сборка учащимися типового болтового соединения – 5 минут.
5. Тест по новым понятиям – 7 минут.
6. Объяснение домашнего задания – 3 минуты.
7. Подведение итогов урока – 2 минуты.
ХОД УРОКА
Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих.
Объяснение нового материала:
Все предметы вокруг нас – школьные принадлежности, мебель предметы быта, машины и механизмы – имеют составные части, соединенные между собой. У одних изделий части соединены неподвижно. а у других – подвижно. Какие-то можно разобрать, не разломав, а другие нельзя. Такое разнообразие возможно благодаря различным видам соединений.
Цель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с различными видами типовых соединений, их взаимозаменяемостью, научитесь определять параметры резьбы, узнаете, как она изображается и обозначается на чертежах.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОЕДИНЕНИЯХ ДЕТАЛЕЙ.
Первые соединения были известны еще в Древнем Риме в дверных устройствах. С исчезновением Римской империи это изобретение было утрачено и только в середине 15 века о соединениях услышали снова. Много позже они получили широкое применение, но тогда их выполняли вручную, и каждую гайку можно было навинтить только на один, только ей соответствующий болт. Только в конце 17 века производство различных видов соединений было поставлено на промышленный уровень.
Откройте стр.160 учебника. На рисунке 208 показано одно из древнейших соединений, состоящее из колеса, оси повозки и чеки (шплинт), которая не дает колес машину соскочить с оси.
С развитием техники простейшие соединения деталей совершенствовались. Теперь они используются во многих механизмах.
Запись в тетради: Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин, называются типовыми. Ими пользуются при создании станков, автоматических линий и др.
Применение типовых соединений значительно облегчает работу по конструированию и изготовлению машин. В черчении часто приходится встречаться с изображениями типовых соединений деталей.
СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВЫХ СБОРОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Типовые соединения
Разъемные Неразъемные
Сварное
Резьбовые Нерезьбовые Заклепочное
Болтовое Шпоночное Паяное
Винтовое Штифтовое Клеевое
Шпилечное Сшивное
Разъемные соединения - сборочные соединения, которые можно разобрать, не повреждая деталей которые их составляют.
Болтовое соединение — соединение деталей, осуществляемое с помощью болта, гайки и шайбы.
Винтовое соединение — соединение деталей, осуществляемое с помощью винта, ввинчиваемого в одну из соединяемых деталей, либо винта, шайбы и гайки.
Шпилечное соединение (слайд) — соединение деталей, осуществляемое с помощью шпильки, один конец которой вворачивается в одну из соединяемых деталей, а на другой надевается присоединяемая деталь, шайба и затягивается гайка.
Шпоночное соединение (слайд ) — соединение деталей, осуществляемое посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу вала и входит в шпоночную канавку присоединяемой детали.
Штифтовое соединение (слайд ) — соединение деталей, осуществляемое посредством плотной посадки штифта в соединяемые детали.
Шлицевые соединения можно сравнить с многошпоночными соединениями, в которых шлиц (выступ) играет роль шпонки.
Неразъемные соединения (слайд) - сборочные соединения, при разборке которых разрушаются детали, их составляющие.
Сварное соединение (слайд) получают при соединении деталей путем местного нагрева материала деталей до расплавленного или пластичного состояния. В процессе сваривания происходит либо кристаллизация расплавленных соединяемых кромок, либо диффузия частиц атомов металла соединяемых деталей (в зависимости от способа сварки — плавлением или давлением).
Паяное соединение (слайд ) это соединение металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного металла или сплава, называемого припоем, путем нагрева мест соединения до температуры плавления припоя
Клепаное соединение (слайд ) Конструктивным элементом клепаного соединения является заклепка, представляющая собой гладкий стержень с закладной головкой 2. Замыкающая головка 1 получается в результате расклепывания. Форма ее может быть такой же, как и у закладной головки. Заклепки существуют следующих видов: с полукруглой головкой, с потайной головкой, полупотайной, плоской и пустотелые.
Клееное соединение (слайд ) получают с помощью различных клеев, позволяющих соединять разнородные материалы, достигая при этом достаточной прочности соединения, работающего на равномерный отрыв или сдвиг.
Сшивное соединение (слайд ) применяется для соединения мягких материалов (ткани, кожи, а иногда дерева) между собой в различном сочетании с помощью нити, шнура (из хлопка, капрона, кожи и других материалов).
Мы изучили разные виды соединений. Вам предлагается из предложенных деталей собрать определенный вид типового соединения, дать ему название. Проверка. Визуально. Что мы собрали – сборочный узел. А что такое сборочный чертеж?
Запись в тетради: Чертежи, содержащие изображение изделий, состоящих из нескольких деталей и данные для их сборки и контроля называются сборочными. (слайд 17)
СТАНДАРТНЫЕ ДЕТАЛИ.
Выбор размеров и форм ряда деталей и соединений ограничен. Различные типы изделий сведены к определенному числу образцов-стандартов.
Конструкции изделий или отдельных элементов конструктивных элементов общемашиностроительного назначения (крепежных деталей, сверл, резцов и др.) определены стандартом. Это дает возможность изготавливать их на специализированных предприятиях. В результате повышается производительность труда и понижается стоимость изделий. Составление и чтение чертежей стандартизированных деталей и соединений облегчаются тем, что соответствующие стандарты определяют правила их изображения. Эти правила предусматривают ряд упрощений.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ.
Стандартизация создает возможность взаимозаменяемости деталей. Госты содержат таблицы, пользуясь которыми определяют наибольший и наименьший предельный размеры. Между этими размерами может колебаться заданный размер. Поэтому детали, соответствующие стандартам могут заменять одна другую. На этом и основана организация массового и крупносерийного производства (например, испорчена автомашина: пришли в негодность несколько винтов и гаек, сработались клапаны. Беда невелика. Эти детали стандартизированы. Их можно приобрести в магазине. Они полностью могут заменить детали, вышедшие из строя.).
Польза взаимозаменяемости была продемонстрирована еще в 1826 году на Тульском оружейном заводе. Со склада взяли без выбора 30 ружей, разобрали их и детали перемешали. Затем ружья собрали. Они действовали безотказно.
ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЗЬБЫ.
Многие детали имеют резьбу, которая служит для их соединения. С помощью резьбы осуществляют также передачу движения.
Запись в тетради:
Резьба – сложная винтовая поверхность в отверстии и на стержне, которая позволяет осуществлять движение стержня или отверстия относительно друг друга.
Наиболее распространена метрическая резьба, имеющая треугольный профиль с углом 600 при вершине.
Слайд 21 – внутренняя резьба
Резьба на чертежах изображается условно. Это значит, что её не рисуют такой, как мы её видим, а вычерчивают упрощенно по правилам, установленным ГОСТами.
На слайде 22 приведен пример приведен пример изображения резьбы на стержне.
Рисунок в тетради:
По наружному диаметру её изображают сплошными толстыми линиями как на виде спереди, так и на виде слева, а по внутреннему – сплошной тонкой линией. При этом на виде слева по внутреннему диаметру резьбы проводят тонкой линией дугу, приблизительно равную ¾ окружности. Эта дуга может быть разомкнута в любом месте, но не на центровых линиях.
На слайде 24 приведен пример приведен пример изображения внутренней резьбы в детали.
Рисунок в тетради:
Резьба, показанная как невидимая, изображается штриховыми линиями и по наружному и по внутреннему диаметру. Резьбу в отверстии на разрезе показывают сплошными тонкими линиями по наружному и сплошными толстыми – по внутреннему диаметру. Штриховку на разрезе всегда доводят до сплошной толстой линии. Границу видимой резьбы проводят до линии наружного её диаметра и изображают сплошной толстой основной линией.
ОБОЗНАЧЕНИЕ РЕЗЬБЫ
По условному изображению нельзя определить, какая резьба должна быть нарезана на детали. Как же это установить?
Запись в тетради:
Тип резьбы и основные размеры – наружный диаметр d и шаг Р (слайд) – указывают на чертежах надписью. Эту надпись называют обозначение резьбы. Например, надпись М50х1,5 обозначает: резьба метрическая, наружный диаметр 50мм, шаг 1,5 мм (мелкий шаг в обозначении приводят, а крупный нет). Резьбу подразделяют на правую и левую. В случае левой резьбы после её обозначения добавляют надпись LH, например М24х2LH.
Запомните, что выносные линии при обозначении резьбы нужно проводить от наружного, т.е. большого, диаметра. А теперь посмотрим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Я предлагаю тест: с 1 – 7 вопрос - нужно выбрать правильные ответы. В заданиях 8 и 9 нужно вписать уже известные вам виды соединений. Желаю успеха.