Просмотр содержимого документа
«Общение в сестринском деле»
Бухарский Медицинский техникум
Имени Абу Али ибн Сина
ОБЩЕНИЕВ СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Преподаватель – Гиёсова Севара Фрунзе кизи
ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах.
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существует три уровня общения:
Внутриличностный
Межличностный (между двумя и более людьми)
Общественный (между большими группами)
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
ИНФОРМАЦИОННАЯ – получение и сообщение необходимой информации.
Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла .
3 . РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий :
коммуникацию (передачу информации);
интеракцию (выработку стратегии взаимодействия);
перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга).
Элементыэффективного общения
отправитель
получатель
подтверждение
канал
сообщение
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и наоборот.
Коммуникативные барьеры :
фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах);
барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию)
Выделяют два типа общения:
1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи.
2. Бессловесный (невербальный)
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта»
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
• Интимное - менее 40 см,
• Личное - 40 см - 2 м,
• Социальное - 2 м - 4 м,
• Открытое - более 4 м.
Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны вступить друг друга в свою личную зону.
Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. ( Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь ).
К не вербальному типу общения примыкают так называемые
ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
• Пауза
• Интонация
• Возгласы и восклицания
• Тон, звучность, тембр голоса
• Дикция
• Скорость речи
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
• Тишина.
• Конфиденциальность.
• Адекватное освещение, отопление и вентиляция.
• Удобная поза.
На процесс восприятия людьми друг друга влияет:
Степень знакомства.
Предшествующая информация о человеке.
Личный жизненный опыт общения.
Эмоциональный фон.
ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ:
Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1. Терапевтическое, эффективное.
2. Нетерапевтическое, неэффективное.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
ЗАПОМНИТЕ!
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ .
Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:
- Что со мной случилось?
- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?
- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?
- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?
2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни .
Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»).
3. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его как личность. Как можно больше общайтесь с пациентом; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте, одобряйте его.
2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.
3. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции.
НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
избирательное или невнимательное выслушивание;
констатированное заключение;
безразличное отношение;
неоправданное доверие;
стойкое или испуганное молчание;
фальшивое успокоение;
морализирование;
критика, насмешка, угроза.
ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Вы можете общаться с ним:
• Письменно;
• Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например, дать судно ?
• Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия.
Аттракция – это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
Эмпатия - это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.
Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем.
Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы :
• «то, что я думаю о вас»;
• «то, что вы думаете о себе»;
• «то, что я думаю о самом себе»;
• «то, что вы думаете обо мне»;
• «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»;
• «то, что вы думаете, что я думаю о вас».
Подведем итог…
Десять «ДА» терапевтического общения:
Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».
Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.
Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.
5. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.